Занятия в кружке по художественной обработке материалов с воспитанниками детского дома, помогают им не только приобщиться к общественному труду, но и способствуют их социализации в обществе. Полученные навыки призваны вхождению воспитанников оставшихся без попечения родителей в жизнь. В своей работе широко использую проектную деятельность, как один из методов уже известный школьникам на уроках технологии.
Занимаясь в кружке, по художественной обработке материалов, у воспитанников возникает множество вопросов, связанных не только со способами обработки материалов, технологией изготовления изделий, но и с историей зарождения и развития народных промыслов на Руси. Ведь россияне - люди разных национальностей, у каждого из них свои обычаи, одежда, быт, традиции. Они подарили миру удивительные творения, бессмертные в веках. Все россияне - умельцы, мастера. Жил народ небогато, а был на все руки мастак. Из бересты могли сапоги сплести, а из ивовых прутьев - лукошко, из глины - смастерить свистульку. Народное искусство веками складывалось усилиями мастеров многих поколений. Секреты мастерства передавались от отца к сыну. Человек издавна стремился украсить своё жилище и всё, с чем ему приходилось сталкиваться в быту. При изготовлении любой вещи народный мастер не только думал о её практическом назначении, но и не забывал о красоте. Красота и польза в его творчестве всегда были неотделимы. Из самых простых материалов - дерева, металла, камня, глины - создавал он истинные произведения декоративно-прикладного искусства, отражающие представление мастера об окружающем мире.
Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей, послушаешь знаменитые ростовские звоны и прикоснёшься сердцем к прекрасным творениям русского народа. В детском доме воспитываются дети разных национальностей и данный вопрос для них не безразличен.
Для того чтобы любить, нужно всё видеть и знать. Мы не можем ценить и беречь то, что не знаем. О старой, исчезнувшей Руси, бывшей когда-то сплошь деревянной, о русской народной архитектуре, о её уникальных памятниках, о драгоценном наследии минувших веков и о безвестных зодчих, воздвигавших удивительные здания дошло до нас - много рассказов и преданий. В этих памятниках - частица славы наших предков, гордиться которой, по словам А.С.Пушкина, "не только можно, но и должно. Не уважать оное есть постыдное малодушие".
В горделивых и величавых храмах, в избах словно сошедших со страниц любимых сказок, русский крестьянин выражал своё представление о прекрасном. В них воплотилась его любовь к родной земле, известная мечта о жизни счастливой, свободной, солнечной.
Уважение к труду, к творчеству, предприимчивость предшествующих и живущих поколений - непременное условие трудного дела возрождения России.
Работа над проектом включает следующие этапы:
1. Выбор и обоснование проекта.
2. Формулирование проблем.
3. Технология изготовления изделия.
4. Экономическая эффективность проекта.
5. Экологическая экспертиза.
6. Оценка проекта.
Выбор и обоснование проекта
Идея данного творческого проекта возникла у воспитанников посещающих занятия кружка по "Художественной обработке материалов". Где изучаются различные виды художественной обработки материалов, в том числе, и резьба по дереву. Воспитанникам захотелось что-то сделать самим, закрепив полученные знания - резьбы по дереву, на практике и чтобы усилия были потрачены не напрасно.
При обсуждении темы проекта воспитанники пришли к выводу, что квартира, в которой мы живём, работаем и отдыхаем должна быть удобной, уютной и конечно - красивой. Чтобы достигнуть этого, вовсе нет необходимости затрачивать большие средства. Воспитанникам знакомы квартиры в которых проведён капитальный "Евроремонт" с применением современных строительных и отделочных материалов. В большинстве случаев они заставленные дорогими мебельными гарнитурами - классического стиля, и производят впечатление шаблонности, в них появляется чувство неудовлетворённости, скуки и угнетённости. Как говорится - "не лежит к ним душа".
В то же время, в маленькой, скромно, но со вкусом обставленной квартире, где всё продумано, подобрано и каждая вещь создаёт своеобразный психологический настрой и выполняет дополнительные функции, подчёркивая индивидуальность и хороший вкус хозяев. Но для этого, приходиться многое сделать своими руками, так как, многие вещи, детали интерьера, в магазинах нельзя приобрести, а заказывать их изготовление по индивидуальному заказу - стоит очень дорого.
Увлекаясь изготовлением поделок, можно создать красивый и неповторимый интерьер квартиры, который присущ только ей и здесь каждая вещь находится на своём месте и выполняет присущие ей функции, не выпячиваясь и не подавляя собой другие. Каждое рукотворное изделие должно быть изготовлено по заранее продуманному плану, для конкретной цели и в определённом цветовом оформлении.
В разработке нашего проекта мы исходили из следующих факторов. После капитального ремонта, переоборудования и переоснащения маленькой кухоньки, появилась необходимость дооборудования и оснащения её вещами, которые бы вписывались в интерьер кухни, с учётом смонтированного оборудования и мебели. Идея проекта возникла на основе наблюдений и исследований изготовления разделочных досок, имеющихся дома у родных и знакомых, поскольку - продающиеся в магазине, не вписывались в интерьер нашей кухни и для их расположения, необходимо было сверлить отверстия в стене, чего не хотелось делать, после укладки на стенах красивого кафеля.
В хозяйственных магазинах, на рынке ребята видели разделочные доски - изготовленные из многослойной фанеры, древесины, пластика даже из металла различные по форме, массе, не оригинальные и в большинстве случаев совсем не красивые, то есть - обычные. А хотелось, что-то особенное, индивидуальное, присущее лишь только данной кухне. Своими вопросами, поисками ребята всех, воспитателей, знакомых, родственников. Все занялись поиском - иллюстраций, просмотром рекламных проспектов, роликов по телевидению, поиски у своих друзей и знакомых.
Вместе с ребятами занимающимися в кружке мы перерыли кучу литературы, журналов и нашли несколько вариантов, которые подходят к нашей кухне и удовлетворяют требованиям, вписываются в интерьер.
Формулирование проблем.
Наш проект будет состоять из обоснования необходимости изделия, разработки формы изделия - досок, составления композиций рисунков, переноса их на заготовки и прорезания резаком, экономических расчётов. Всё это изложено в пояснительной записке.
При выполнении проекта предстояло решить следующие проблемы:
Традиции. При выборе разделочных досок необходимо было учесть привычную нам форму, и постараться разработать их дизайн с учётом современных требований.
Выбор материала. Легче всего сделать доски из фанеры, можно и из пластика или металла, но все эти материалы не являются экологически чистыми, и в процессе их использования, по назначению, будут выделять в продукты - феноло-содержащие вещества, которые входят в состав клеев применяемых для склеивания фанеры, и при изготовлении пластика, или частички коррозии металла. Поэтому, лучше всего сделать доски из древесины с красивой текстурой. Такой древесиной, которую можно достать в наших условиях является сосна. Можно изготовить разделочные доски и из другой древесины, а затем покрыть морилкой, или окрасить в белый, красный, черный или какой-нибудь цвет и покрыть лаком.
Выбор и разработка формы досок и составление композиции рисунков.
Просмотрев и изучив иллюстрации - встретившиеся в журналах, книгах, рекламных проспектах (см. Приложения 1-2).
Мы остановили свой выбор на форме досок (см. Приложения 3), составили для них композиционные рисунки, изготовили шаблоны и вырезали наборы (см. Приложение 4, Приложение 5).
Последовательность изготовления досок.
Для изготовления разделочных досок составили пооперационную карту.
Оборудование и инструменты.
После выбора заготовок, прострогаем пласти и боковые грани, отшлифуем их. По шаблонам разметим заготовки и выпилим их с помощью ножовок, или электролобзика , и доведём до нужной формы напильниками. Зачистив и отшлифовав выпиленные заготовки, перенесём на лицевые пласти композиционные рисунки с помощью чертёжного инструмента и набора лекал. Для резьбы размеченных заготовок будем пользоваться набором резаков для выполнения геометрической резьбы.
Экономическая эффективность проекта.
(см. Экономические расчёты) Рассчитаем себестоимость и цену набора разделочных досок.
Экологичность.
Доски из натуральной древесины - сосны. Они экологически чистые, то есть не содержат вредных примесей. Для отделки изделий мы берём масляный лак, так же экологически чистый.
Рассмотрим подробнее выявленные проблемы и обсудим их.
Вариант 1.
Разделочные доски изготавливаются из многослойной фанеры и декорируются выжиганием рисунка.
Достоинства: простота изготовления и отделки.
Недостатки: непрочные, в процессе эксплуатации экологически не безопасны.
Вариант 2.
Разделочные доски имеют своеобразную, нетрадиционную форму, изготавливаются из древесины.
Достоинства: оригинальность формы и отделки.
Недостатки: сложность и трудоёмкость в изготовлении и отделке. Не вписываются в интерьер нашей кухни.
Вариант 3.
Разделочные доски имеют своеобразную, традиционную (вытянутую) форму, изготавливаются из древесины без декорирования.
Достоинства: традиционная форма и простота отделки.
Недостатки: изделия не декорированы. Не вписываются в интерьер нашей кухни.
Вариант 4.
Разделочные доски имеют своеобразную, близкую к традиционной форме, изготавливаются из сосны декорированы геометрической резьбой.
Достоинства: Оригинальная форма, декорирование изделий геометрической резьбой. Изделия вписываются в интерьер нашей кухни.
Недостатки: Увеличение времени на изготовление изделия, из-за прорезания рисунков - вручную.
Для выбора варианта, мы показали рисунки и чертежи вариантов разделочных досок своим воспитателям, обсудили их в группах. Результаты опроса показали, что большинству понравился вариант 4.
Мы сделали окончательный выбор - изготавливаем набор разделочных досок по варианту 4.
Основная часть. Технология изготовления
Вначале выберем сосновые доски, ровные, желательно без сучков и трещин, размерами для основания (210 х 180 х 20 мм.) - 1 шт; стойки (330 х 160 х 20 мм.) - 1 шт; и доски № 1, № 2, № 3 (270 х 180 х 20 мм.) - по 2шт. Затем, прострогав и зачистив заготовки отшлифуем их пласти и кромки. Разметим заготовки по заранее приготовленным шаблонам и выпилим их с помощью электролобзика. Зачистим торцы и перенесём рисунки композиций на заготовки. Просверлим отверстия в ручках диаметром 6 мм. для крепления досок на стержне. С помощью набора резаков прорезам рисунки, очистим поверхности досок с помощью ластика и мелкой наждачной бумаги. Выполним отделку изделий - лаком. Всю последовательность изготовления изделий опишем в пооперационной карте.
Изготовление изделия производим в соответствии с разработанной пооперационной картой. (Приложение 6)
Экономическая эффективность проекта.
Расчёт себестоимости - С набора складывается из расчёта стоимости израсходованного пиломатериала на (С1 - основание, С2 - стойка, С3 - разделочные доски) набора, С4 - стоимость лака использованного для отделки изделия, С5 - стоимость израсходованной электроэнергии на выпиливание заготовок электролобзиком. С = С1 + С2 + С3 + С4 + С5
В магазине стройматериалов 1 м. куб. не обрезной доски (из сосны), толщиной 20 мм стоит Ц1 = Ц2 = Ц3 = 3500 руб. На основание, стойку и шесть разделочных досок потребуется пиломатериал объёмом: V1 = l1 x b1 x S1; V2 = l2 x b2 x S2; V3 =( l3 x b3 x S3) х 6. Где l - длина заготовки; b - ширина заготовки; S - толщина заготовки, (все цены взяты из расчёта первой половины 2008 года), тогда: стоимость основания набора С1 = V1 х Ц1 = l1 x b1 x S1 х Ц1
С1 = (210 мм х 180 мм х 20мм х 3500руб) : 100000000 куб мм. = 2,786 руб. = 2,79 руб.
С1 = 2,79руб.
Стоимость стойки набора С2 будет равна: С2 = V2 х Ц2 = l2 x b2 x S2 х Ц2
С2 = (330 мм х 160 мм х 20мм х 3500руб): 100000000 куб мм. = 3,696 руб = 3,70 руб.;
С2 = 3,70руб.
Так как, доски № 1, № 2 и № 3 одинакового размера, а их количество составляет - 6 шт. то
С3 = (270 мм х 180 мм х 20мм х 3500руб) х 6шт. : 100000000 куб мм. = 18,412 руб. = 18,41 руб.
С3 = 18,41 руб.
Для отделки разделочных досок понадобится m4 = 100 гр. масляного лака. Бутылка лака массой 500 гр. в магазине хозяйственных товаров стоит Ц4 = 125 руб. Стоимость израсходованного лака С4 будет равна:С4 = ( m4 х Ц4) : m ; С4 = (100 гр. х 125руб.) : 500 гр. = 25 руб.
С4 =25 руб.
На выпиливание заготовок электролобзиком, мощностью W = 750 вт. или 0,75 квт., потребовалось t = 30 мин. или 0,5 часа Цена 1 квт. часа электроэнергии равна Ц5 = 0,64 руб. Стоимость израсходованной электроэнергии составляет: С5 =А х Ц5. Совершённая работа электролобзиком А равна: А = W х t , следовательно: С5 = (0,75 квт. х 0,5 часа х 0,64 руб.) : 1 квт.час. = 0,24 руб.
С5 = 0,24 руб.
Общая себестоимость изделия составила: С = С1 + С2 + С3 + С4 + С5
С = 2,79 руб. + 3,70 руб. + 18,41 руб. + 25 руб. + 0,24 руб. = 50,14 руб.
С = 50,14 руб.
Цена изделия будет равна Ц = С + НДС, НДС - налог на добавленную стоимость и он составляет 13% от С - (себестоимости), следовательно: НДС = 6,5172 руб. = 6,52 руб.
Ц = С + НДС = 50,14 руб. + 6,52 руб. = 56,66 руб.
Ц = 56,66 руб.
Наше изделие не уступает аналогичным - продаваемым в магазинах и на рынках, а цена его в 6,5 - 7 раз меньше.
Экологическая экспертиза проекта.
В процессе изготовления изделия нами не допущены вредные воздействия на окружающую среду. Для изготовления мы использовали уже готовый пиломатериал, при разметке заготовок, старались рационально использовать имеющийся материал, т.е. - минимизировать отходы. Для отделки изделия использовали - масленый лак, являющийся экологически чистым продуктом. В процессе эксплуатации наше изделие не будет оказывать неблагоприятного воздействия на окружающую среду и здоровье человека, поскольку оно является экологически чистым продуктом.
Оценка проекта
Изделие готово! Получилось! Поставленные цели достигнуты!
Изготовление изделия оказалось по силам воспитанникам, все операции по его изготовлению выполнены ими самостоятельно. В процессе работы, закреплены, знания, умения и навыки -полученные ранее.
Изделие соответствует поставленному перечню требований для его изготовления, имеет эстетичный внешний вид. Оно понравилось воспитанникам, воспитателям. Своим воспитанникам я рекомендовал - изготовить аналогичные изделия для квартир своих родных и близких родственников, воспитателей с учётом индивидуальных особенностей их квартир.
Изделие получилось недорогим. Хотя заранее, не ставилась цель - получить сравнительно дешёвое изделие, а изготовить его для определённого места на кухне, с учётом её интерьера, и чтобы оно составляло единое целое со всем оборудование и оснащением кухни.
В процессе изготовления изделия воспитанникам удалось воплотить все свои идеи и предложения. Начав работу заново, мы изготовили бы новое изделие, с учётом изменяющихся ежедневно - требований, предстоящими заменами бытовой техники, более современными образцами с учётом их внешнего вида, дизайнерского оформления.
В дальнейшем, при работе над выполнением аналогичных творческих проектов я рекомендовал воспитанникам:
- Продумывать, до мелочей, предстоящий ход работы;
- Четко определить требования, которым должно отвечать изготавливаемое изделие;
- Соблюдать технологию изготовления изделия;
- Выполнять все операции аккуратно, не торопясь;
- Перед началом работы, убедиться в экономической эффективности проекта;
- Самокритично оценивать результаты своей работы.
Оценивая работу над проектом, по двух бальной системе: "удовлетворительно" и "неудовлетворительно", мы поставили себе за работу над проектом оценку - "удовлетворительно". Изделия были представлены на выставку технического творчества воспитанников.
Заключение.
Сколько прекрасных образцов деревянной архитектуры и художественного творчества оставили нам предки! Во многих музеях хранятся изделия мастеров, которые с помощью пилы, топора, стамески и резца создавали уникальные произведения архитектуры и резного декора.
Талант русского народа, присущие ему чувства прекрасного и гармонии позволили создать глубоко самобытные произведения, которые способствовали подъёму и расцвету высокого искусства народной резьбы.
Искусство, в котором раскрывается исконное начало духовной жизни народа в наглядных и совершенных образах и которое является его прошлым и настоящим, собственной его историей, имеет чрезвычайно важное значение для развития культуры, воспитания чувств, становления художественного вкуса, формирования первооснов эстетических критериев. В наши дни в деревянном зодчестве интерес к резьбе нисколько не угас. И там, где дома, дачи возводятся из дерева, домовой прорезной узор, как и в прежние времена, украшает их своими кружевами.
Новый импульс развитию резного дела придаёт и восстановление церквей, соборов, храмов, всегда отличавшихся богатейшими резными иконостасами. К их изготовлению привлекаются и опытные специалисты, и молодые резчики. Во главе великого дела - возрождения русских церквей, восстановления их внешнего облика и внутреннего убранства (в том числе и резного) - стоит строительство храма Христа Спасителя в Москве.
Во многих российских городах и сёлах восстанавливают из руин разрушенные в былые годы архитектурные, светские и культовые памятники прошлого. Для их восстановления нужны специалисты самых разных профессий. И не менее других - одна из древнейших на Руси и такая современная профессия - резчик по дереву.
Воспитанники познакомились с основами и основными видами резьбы по дереву. Они полюбили вырезать из дерева и решили продолжать это дело, и будут постоянно учиться этому искусству. Своим воспитанников я стараюсь привить чувства: поиска оптимального варианта, эстетичного оформления изделия, меньше подражать другим. Постоянно совершенствуя технику исполнения, добиваюсь от воспитанников чтобы она в конце концов должна стала индивидуальной, определяла их почерк и стиль.
Искусство состоит не в точном подражании природе, а в поисках благородных форм, передающих смысл природы, понятных всем людям. Именно эти формы, найденные в творческих исканиях, вызовут трепет в сердцах людей, тот самый трепет, который испытываете вы при созерцании красоты природы.
Говоря о резьбе как, об одном из видов художественной обработки древесины мне хотелось бы привести слова поэта Виктора Тихонова из "Песни резчиков по дереву":
Резчики по дереву, никогда не ленятся,
На любое брёвнышко смотрят чуть дыша.
Для кого - то дерево - просто дров поленица,
А в руках у мастера - скрытая душа.Есть лекарство древнее от настроя мрачного:
Окунуться в творчество, просветлев лицом:
Не бывает дерева мёртвого невзрачного -
Надо прикоснуться лишь к нему - сердцем и резцом!Нас творцами делает красота единая,
Труд и вдохновение отгоняют смерть:
А резьба для дерева - песня лебединая:
Да могут лишь резчики эту песню спеть!
Всё, что окружает человека, за исключением самой природы, создано на протяжении тысячелетий его руками. Наша планета похожа на гигантский фантастический музей Вечности, главными экспонатами которого являются - вдохновение, работа, мастерство.
Время сметает с лица Земли целые государства, где-то исчезают горы, опускаются на дно океана острова, меняются очертания материков. Навсегда покидают зелённые просторы и морские глубины многие виды животных, птиц и рыб, меняется климат планеты, исчезают древние языки и обычаи многих народов, да и сами народы остаются подчас лишь как отзвук далёкого прошлого в мифах и легендах.
Но ни мощные землетрясения, ни ураганы, ни наводнения, ни извержения вулканов, ни страшные эпидемии и испепеляющие войны не смогли уничтожить такой, казалось бы, необязательной потребности человека, как стремление к красоте.
Для выживания надо не так уж и много - грубая шкура, дающая тепло, примитивные орудия труда, немногочисленная утварь, пещера с надёжно прикрытым входом. Но в тяжелейших условиях, с удивительной быстротой уже, первые жители Земли зачем-то постигали законы гармонии и стремились делать не только нужные, но и выразительные по форме, украшенные пусть даже самым примитивным орнаментом - предметы.
Не зря, во все времена, мастера повторяли - что, материал не глупее ремесленника и порой может сам подсказать, для чего предназначен. Может быть, в этом - одна из загадок вечности всех возникших когда-то на Земле ремёсел? И то, что не могли сохранить люди, сохранили дерево, глина, камень, руда, тонкие, как паутина, волокна льна или шёлка? Наверное, это самое реальное волшебство и в него стоить поверить.
Крупнейшие музеи мира и частные коллекции хранят произведения как высокого класса, так и ничем особенно не примечательные изделия. Они из дерева и драгоценных металлов, из камня, кости, перламутра, бересты, кожи или фарфора. Это мебель, табакерки, браслеты из слоновой кости, перстни с гранатами, медные гравюры, чеканка, гобелены, сервизы, кувшины для воды, всевозможные статуэтки. А на улицах и площадях буквально всё, начиная от кирпичей в старинных зданиях до парковых оград, решёток и витражей в соборах, - всё это дело рук известных на весь мир или безвестных мастеров.
И если самые древние из предметов и сооружений сохранились до наших дней, разве это не грань вечности, в которой навсегда остаётся и сам мастер - вдохновлённый своим ремеслом человек?
В каждом слове, в каждой песне, в каждом предмете - растворённая в тысячелетиях память народа, не писаная, но сохранённая история его жизни и труда. Народное декоративно-прикладное искусство - результат творчества поколений мастеров.
Сегодня художественные изделия, выполненные народными мастерами из различных материалов, служат непременной частью повседневной жизни человека; они вошли в быт как необходимые предметы.
Работайте, учитесь не успокаивайтесь на достигнутом! Вас ждут огромные радости творчества и бесконечное удивление красотой человека и природы.