Конспект открытого урока математики в 6-м классе по теме "Нахождение дроби от числа"

Разделы: Математика


Цели урока

I Образовательные

  • Повторить и систематизировать основные знания учащихся по теме
  • Закрепить умения и навыки нахождения дроби от числа при решении задач
  • Контроль за уровнем знаний

II Развивающие

  • Развитие логического мышления, внимания, зрительной памяти, математически грамотной речи, сознательного восприятия материала

III Воспитательные

  • Формирование познавательного интереса к математике
  • Воспитание чувства ответственности, культуры общения
  • Воспитание основ здорового образа жизни, формирование бережного отношения учащихся к своему здоровью

Вид урока - комбинированный.

Формы работы

  • фронтальная (выполнение общих заданий, опрос теории)
  • индивидуальная (участие в устной работе, самостоятельная работа)

Оборудование

  • Учебная доска + дополнительная магнитная доска, кодоскоп, дидактические материалы, сигнальные карточки для устной работы и физкультминутки.
  • На доске тема урока "Нахождение дроби от числа"

I Вступление (мотивация)

Учитель

С первого класса вы изучаете числа и их свойства. Чисел так много, что невозможно назвать их ни наибольшего, ни наименьшего из них. Однако все числа связаны между собой. Мы уже знакомы с натуральными числами, десятичными дробями; умеем выполнять сложение, вычитание, умножение и деление этих чисел.

В этом году мы изучаем обыкновенные дроби и уже научились складывать, вычитать, умножать их и применять умножение при решении задач на нахождение дроби от числа (это тема нашего урока).

Сегодня мы должны вспомнить и повторить всё, что мы уже знаем об обыкновенных дробях.

Девизом нашего урока могут служить слова римского оратора и писателя Цицерона "Без знаний дробей никто не может признаваться знающим арифметику" (девиз урока на доске).

II Проверка домашнего задания

Начнём работу с проверки домашнего задания (кодоскоп, плёнки)

(взаимоконтроль)

Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и зелёной ручкой проверьте два номера из домашней работы.

  • № 411 (задача) Проверьте, есть ли пояснения к действиям,
  • №414 (задача) правильно ли выполнено действие

III Устные упражнения

(на плёнке кодоскопа)

Выполним несколько устных упражнений и проверим знания теоретического материала.

(Из букв, соответствующих правильным ответам составим ключевое слово)

  1. Сократи дробь: 20/35 (Что значит сократить дробь? Правило)
  2. Выдели целую часть: 31/6 (Как? Правило)
  3. Представь в виде обыкновенной дроби 3 5/8 (Как? Правило)
  4. Найди произведение 3/4 и 8/15 (Как? Правило)
  5. Переведи 5% в десятичную дробь (Как?:100)

(ключевое слово "часть")

  • Какое слово получилось?
  • Какое отношение это слово имеет в теме урока? (синоним слова "дробь"?)
  • Какие дроби бывают? (правильные, неправильные, десятичные, обыкновенные)

Учитель.

Об истории дробей нам рассказывает ученик.

Ученик.

"Понятие дроби появилось в древнем Египте много веков назад. В русском языке это слово появилось лишь в XVIII веке. Происходит слово дробь от слова "дробить", разбивать, ломать "на части". Долгое время дроби считались самым трудным разделом математики. У немцев даже сложилась поговорка "попасть в дроби", что означает попасть в трудное положение.

Учитель.

Я надеюсь, что мы с вами не попадём в трудное положение, потому, что знаем правила с дробями, будем уверенно их умножать, складывать и вычитать.

IV Решение задач

(1 человек решает, второй придумывает условие (сюжет) задачи)

Вспомним правило, как найти дробь от числа (на доске условие)

  1. Найти 2/9 от 36 (36* 2/9=8)
  2. Найти 0,8 от 0,9 (0,9*0,8=0,72)
  3. Найти 70% от 30 (70%=0,7 30*0,7=21)

Учитель.

Вы придумали интересные условия задач. А сейчас решим ещё одну задачу. Каждый из вас (я надеюсь) старается быть аккуратным и прилежным учеником, успевать за день многое: хорошо подготовить домашнее задание, погулять, помочь по дому, почитать и поиграть, и для этого нужно правильно распределить своё время.

А вы соблюдаете свой режим дня: вовремя ложитесь спать и встаёте утром, в определённое время питаетесь, правильно отдыхаете после усердной работы?

Конечно, это требует большой силы воли. Но если вы этому научитесь, станете целеустремлёнными и организованными и успеете всё, что захотите.

Давайте решим задачу, в которой сказано, как правильно распределить своё время, тем самым поможем тем из вас, кто до сих пор не составил свой режим дня, но обязательно сделает это.

Задача 4 (на кодоскопе условие задачи)

Учебные занятия в школе занимают 25% времени суток. Продолжительность ночного сна должна быть в 1,5 раза больше времени, проводимого в школе, не менее 1/16 части суток должен составлять активный отдых на свежем воздухе. Подготовка домашнего задания должна занимать 5/18 от времени, отведённого на учебные занятия. Досуг составляет около 1,8 от времени приготовления уроков дома. Время провождения около телевизора не должно превышать 1/6 части вашего досуга.

Решение

25%= 0,25=1/4=25/100

1 сутки = 24 часа

  1. 24*0,25=6(ч) - уроки в школе или 1) 24 : 4= 6(ч)
  2. 6*1,5=9 (ч) - сон
  3. 24*1/16=3/2=1,5(ч) - прогулки
  4. 6*5/18=5/3=1 2/3=1 40/60=1 час 40 минут - домашнее задание
  5. 5/3*1,8= 5/3*18/10=6/2=3(ч) - досуг (отдых)
  6. 3*1/6=1/2(ч)= 30(минут) просмотр телевизора

Ответы в задаче - информация к размышлению о вашем режиме дня.

V Физкультминутка

А теперь проведём физкультминутку, которая поможет не только отдохнуть от сидячей работы, но заодно вспомнить признаки делимости, нужные при работе с дробями. (Вспомним признаки делимости на "2"; "3"; "4"; "5")

Дети встают в исходное положение: пятки вместе, носки врозь. Учитель называет числа. (На доске условные обозначения)

Если число делится на "2", то учащиеся поднимают руки вверх.

Если на "3" - руки разводят в стороны.

 

Ели на "5" - руки на пояс.

 

Учитель называет числа: 94; 111; 125; 57; 305; 108; 19; 206; 145; 918.

VI Решение упражнений на повторение

Дидактические материалы страница 9 № 86 (а, б) (повторение темы сложение и вычитание смешанных чисел).

а) 4 5/6 +2 3/8= 4 20/24+2 9/2= 6 29/24= 7 5/ 24

б) 7 5/18 - 1 7/12= 7 10/36 - 1 21/36 = 6 46/36 - 1 21 /36= 5 25/ 36

Перед проведением самостоятельной работы хотелось бы сказать слова Льва Николаевича Толстого "Человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель - то, что он думает о себе".

VII Самостоятельная работа (на листочках)

Дидактические материалы

I вариант страница 38

№ 118; дополнительно №119

II вариант страница 66

VIII Домашнее задание

П. 14 учебник

№513

№515

№518 (в)

IX Итог урока

Оценки за самостоятельную работу у каждого

У тех, кто работает на уроке.

Литература

  1. Учебник Математика 6 авторы Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов.
  2. Дидактические материалы по математике 6 класс авторы А. С. Чесноков, К. И. Нешков.