Цели урока
I Образовательные
- Повторить и систематизировать основные знания учащихся по теме
- Закрепить умения и навыки нахождения дроби от числа при решении задач
- Контроль за уровнем знаний
II Развивающие
- Развитие логического мышления, внимания, зрительной памяти, математически грамотной речи, сознательного восприятия материала
III Воспитательные
- Формирование познавательного интереса к математике
- Воспитание чувства ответственности, культуры общения
- Воспитание основ здорового образа жизни, формирование бережного отношения учащихся к своему здоровью
Вид урока - комбинированный.
Формы работы
- фронтальная (выполнение общих заданий, опрос теории)
- индивидуальная (участие в устной работе, самостоятельная работа)
Оборудование
- Учебная доска + дополнительная магнитная доска, кодоскоп, дидактические материалы, сигнальные карточки для устной работы и физкультминутки.
- На доске тема урока "Нахождение дроби от числа"
I Вступление (мотивация)
Учитель
С первого класса вы изучаете числа и их свойства. Чисел так много, что невозможно назвать их ни наибольшего, ни наименьшего из них. Однако все числа связаны между собой. Мы уже знакомы с натуральными числами, десятичными дробями; умеем выполнять сложение, вычитание, умножение и деление этих чисел.
В этом году мы изучаем обыкновенные дроби и уже научились складывать, вычитать, умножать их и применять умножение при решении задач на нахождение дроби от числа (это тема нашего урока).
Сегодня мы должны вспомнить и повторить всё, что мы уже знаем об обыкновенных дробях.
Девизом нашего урока могут служить слова римского оратора и писателя Цицерона "Без знаний дробей никто не может признаваться знающим арифметику" (девиз урока на доске).
II Проверка домашнего задания
Начнём работу с проверки домашнего задания (кодоскоп, плёнки)
(взаимоконтроль)
Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и зелёной ручкой проверьте два номера из домашней работы.
- № 411 (задача) Проверьте, есть ли пояснения к действиям,
- №414 (задача) правильно ли выполнено действие
III Устные упражнения
(на плёнке кодоскопа)
Выполним несколько устных упражнений и проверим знания теоретического материала.
(Из букв, соответствующих правильным ответам составим ключевое слово)
- Сократи дробь: 20/35 (Что значит сократить дробь? Правило)
- Выдели целую часть: 31/6 (Как? Правило)
- Представь в виде обыкновенной дроби 3 5/8 (Как? Правило)
- Найди произведение 3/4 и 8/15 (Как? Правило)
- Переведи 5% в десятичную дробь (Как?:100)
(ключевое слово "часть")
- Какое слово получилось?
- Какое отношение это слово имеет в теме урока? (синоним слова "дробь"?)
- Какие дроби бывают? (правильные, неправильные, десятичные, обыкновенные)
Учитель.
Об истории дробей нам рассказывает ученик.
Ученик.
"Понятие дроби появилось в древнем Египте много веков назад. В русском языке это слово появилось лишь в XVIII веке. Происходит слово дробь от слова "дробить", разбивать, ломать "на части". Долгое время дроби считались самым трудным разделом математики. У немцев даже сложилась поговорка "попасть в дроби", что означает попасть в трудное положение.
Учитель.
Я надеюсь, что мы с вами не попадём в трудное положение, потому, что знаем правила с дробями, будем уверенно их умножать, складывать и вычитать.
IV Решение задач
(1 человек решает, второй придумывает условие (сюжет) задачи)
Вспомним правило, как найти дробь от числа (на доске условие)
- Найти 2/9 от 36 (36* 2/9=8)
- Найти 0,8 от 0,9 (0,9*0,8=0,72)
- Найти 70% от 30 (70%=0,7 30*0,7=21)
Учитель.
Вы придумали интересные условия задач. А сейчас решим ещё одну задачу. Каждый из вас (я надеюсь) старается быть аккуратным и прилежным учеником, успевать за день многое: хорошо подготовить домашнее задание, погулять, помочь по дому, почитать и поиграть, и для этого нужно правильно распределить своё время.
А вы соблюдаете свой режим дня: вовремя ложитесь спать и встаёте утром, в определённое время питаетесь, правильно отдыхаете после усердной работы?
Конечно, это требует большой силы воли. Но если вы этому научитесь, станете целеустремлёнными и организованными и успеете всё, что захотите.
Давайте решим задачу, в которой сказано, как правильно распределить своё время, тем самым поможем тем из вас, кто до сих пор не составил свой режим дня, но обязательно сделает это.
Задача 4 (на кодоскопе условие задачи)
Учебные занятия в школе занимают 25% времени суток. Продолжительность ночного сна должна быть в 1,5 раза больше времени, проводимого в школе, не менее 1/16 части суток должен составлять активный отдых на свежем воздухе. Подготовка домашнего задания должна занимать 5/18 от времени, отведённого на учебные занятия. Досуг составляет около 1,8 от времени приготовления уроков дома. Время провождения около телевизора не должно превышать 1/6 части вашего досуга.
Решение
25%= 0,25=1/4=25/100
1 сутки = 24 часа
- 24*0,25=6(ч) - уроки в школе или 1) 24 : 4= 6(ч)
- 6*1,5=9 (ч) - сон
- 24*1/16=3/2=1,5(ч) - прогулки
- 6*5/18=5/3=1 2/3=1 40/60=1 час 40 минут - домашнее задание
- 5/3*1,8= 5/3*18/10=6/2=3(ч) - досуг (отдых)
- 3*1/6=1/2(ч)= 30(минут) просмотр телевизора
Ответы в задаче - информация к размышлению о вашем режиме дня.
V Физкультминутка
А теперь проведём физкультминутку, которая поможет не только отдохнуть от сидячей работы, но заодно вспомнить признаки делимости, нужные при работе с дробями. (Вспомним признаки делимости на "2"; "3"; "4"; "5")
Дети встают в исходное положение: пятки вместе, носки врозь. Учитель называет числа. (На доске условные обозначения)
Если число делится на "2", то учащиеся поднимают руки вверх.
Если на "3" - руки разводят в стороны.
Ели на "5" - руки на пояс.
Учитель называет числа: 94; 111; 125; 57; 305; 108; 19; 206; 145; 918.
VI Решение упражнений на повторение
Дидактические материалы страница 9 № 86 (а, б) (повторение темы сложение и вычитание смешанных чисел).
а) 4 5/6 +2 3/8= 4 20/24+2 9/2= 6 29/24= 7 5/ 24
б) 7 5/18 - 1 7/12= 7 10/36 - 1 21/36 = 6 46/36 - 1 21 /36= 5 25/ 36
Перед проведением самостоятельной работы хотелось бы сказать слова Льва Николаевича Толстого "Человек подобен дроби, числитель которой есть то, что человек представляет собой, а знаменатель - то, что он думает о себе".
VII Самостоятельная работа (на листочках)
Дидактические материалы
I вариант страница 38
№ 118; дополнительно №119
II вариант страница 66
VIII Домашнее задание
П. 14 учебник
№513
№515
№518 (в)
IX Итог урока
Оценки за самостоятельную работу у каждого
У тех, кто работает на уроке.
Литература
- Учебник Математика 6 авторы Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов.
- Дидактические материалы по математике 6 класс авторы А. С. Чесноков, К. И. Нешков.