Цель урока: Сформировать умения и навыки в составлении названий алканов разветвлённого строения.
Тип урока: урок изучения новых знаний
Метод:
- словесно-наглядно-практический,
- использование ИКТ
Опорные знания: номенклатура алканов нормального строения; радикал; название радикалов.
Требования к уровню подготовки учащихся
- Знать правила составления названий алканов в соответствии с международной номенклатурой
- Уметь называть алканы разветвлённого строения по международной номенклатуре.
Оборудование:
- ПК,
- проектор,
- экран или интерактивная доска,
- карточки с заданиями (приложение 2);
- презентация (приложение 1).
Ход урока
Курсивом обозначены предполагаемые правильные ответы учащихся
(*) - щелчок мыши для воспроизведения анимации или перехода на другой слайд
Этапы урока | Деятельность учителя и обучаемых | Примечание |
Организационный момент (0,5 мин) | Приветствие | |
Подготовительный этап (5 мин) |
Сообщение темы и цели урока. Актуализация опорных знаний. |
Презентация (Приложение 1. слайд 1) |
Изучение нового материала (23 мин) | Задание: составить название
предложенного алкана. (*)Чтобы дать название веществу сначала необходимо выделить самую длинную цепь из атомов углерода. Появившийся на слайде текст учащиеся записывают в тетрадь. Каждая цепь имеет начало и конец, поэтому нам необходимо определить концевые атомы, пометим их точками (*). Назовите пожалуйста точки, соединение с которыми приведёт нас к выделению одинаковых цепочек. - Серая и голубая, синяя и жёлтая (поэтому голубую и жёлтую можно убрать)(*) |
слайд 2 |
Определим цепи и их длины (*) Сколько атомов содержит самая длинная цепь? - 7 Сколько таких цепочек? - 2 Уберём короткие цепи и две самые длинные оставим (*) |
слайд 3 | |
Вторым шагом в составлении названия
является определение ответвлений от главной
цепи. (*) Появившийся на слайде текст учащиеся
записывают в тетрадь. Определим ответвления от каждой из цепочек (*) - от розовой (*) - от синей Сравните число ответвлений и строение ответвлений. Как вы думаете, какой из цепочек мы отдадим предпочтение и почему? А что об этом нам говорят международные правила? (*)Появившийся на слайде текст учащиеся записывают в тетрадь. Какую цепь оставляем? - синюю (*) |
слайд 4 | |
Третий шаг (*): Пронумеровать атомы
углерода в цепи с того конца, к которому ближе
ответвление. Появившийся на слайде текст
учащиеся записывают в тетрадь. С какой стороны в данном случае будем нумеровать атомы углерода в цепи и почему? - всё равно: слева направо или справа налево, т.к. в обоих случаях первое ответвление встречается у второго атома углерода. Пронумеруем атомы углерода для каждого варианта (*) Какую же нумерацию следует выбрать и почему? Для данного случая тоже существует примечание к правилу. (*) - появившийся на слайде текст учащиеся записывают в тетрадь. Применим это правило для выбора верного варианта. Назовите номера атомов углерода, имеющих ответвления для красной нумерации :, для зелёной :. (*) Какую нумерацию выбираем? - Красную (*) (*) - переход на следующий слайд |
слайд 5 | |
Сравните ответвления. Что вы можете о
них сказать? - Ответвления разные: три -СН3 и одно -С2Н5. Выделим их разными цветами (*) |
слайд 6 | |
Соотнесите номера атомов углерода и
соответствующие им ответвления - У 2-го, 3-го и 6-го атомов углерода - ответвления -СН3, у 3-го - ответвление -С2Н5 (*) |
слайд 7 | |
Мы будем работать с двумя видами ответвлений, поэтому и номера атомов углерода, имеющие ответвления разделим на две группы (*) | слайд 8 | |
Итак, перейдём к завершающему этапу -
составлению названия алкана (*). Появившийся на
слайде текст учащиеся записывают в тетрадь. Ответвления будем рассматривать как радикалы, т.к. они имеют такой же состав: СnH2n+1. Дайте название радикала -СН3? - Метил (*) Дайте название радикала -СН2-СН3? - Этил (*) Но мы с Вами видим, что у нас три одинаковых ответвления. Такой случай тоже предусмотрен правилами. (*) Появившийся на слайде текст учащиеся записывают в тетрадь. Какую приставку надо поставить перед названием радикала "метил"? - три (*) Какую приставку надо поставить перед названием радикала "этил"? - никакой Обратите внимание, что для каждого ответвления указывается номер атома углерода. Как Вы думаете, что ещё мы пропустили? Уверены ли Вы, что при самостоятельной работе на данном этапе у всех было бы написано именно так? - Нет. Возможен вариант: 3-этил-2, 3, 6-триметил Из множества возможных вариантов выбор верного предусмотрен правилом (*) |
слайд 9 | |
Появившийся на слайде текст учащиеся записывают в тетрадь. (*) | слайд 10 | |
И последнее, что мы должны указать (*) -
название пронумерованной цепочки атомов
углерода. Появившийся на слайде текст учащиеся
записывают в тетрадь. Сколько атомов углерода в пронумерованной цепи? - 7 Как называется такой алкан нормального строения? - Гептан (*) Название составлено, но требует орфографического уточнения: между словами и цифрами в названии ставят дефис (*) |
слайд 11 | |
Все слова пишутся слитно (*) | слайд 12 | |
Мы с Вами рассмотрели правила
построения названий алканов разветвлённого
строения по систематической международной
номенклатуре ИЮПАК. Запишите в тетради полученный результат. Учащиеся записывают в тетрадь формулу и название вещества. Работа сопровождается краткими комментариями, позволяющими повторить рассмотренные на уроке правила. |
слайд 13 | |
Закрепление (10 мин) | Самостоятельная работа по карточкам. (*)Задание: Дайте названия следующим углеводородам по систематической номенклатуре. |
слайд 14 |
Рефлексия (6 мин) | Проверка выполнения самостоятельной
работы Самооценка выполненной работы |
слайды 15 - 23 |
Домашнее задание (1 мин) | Л. А. Цветков Органическая химия 10 - 11 6 стр.30; презентация; упр. 14, 15 |
слайд 24 |