"Номенклатура алканов разветвленного строения" (с использованием компьютерной презентации)

Разделы: Химия


Цель урока: Сформировать умения и навыки в составлении названий алканов разветвлённого строения.

Тип урока: урок изучения новых знаний

Метод:

  • словесно-наглядно-практический,
  • использование ИКТ

Опорные знания: номенклатура алканов нормального строения; радикал; название радикалов.

Требования к уровню подготовки учащихся

  • Знать правила составления названий алканов в соответствии с международной номенклатурой
  • Уметь называть алканы разветвлённого строения по международной номенклатуре.

Оборудование:

Ход урока

Курсивом обозначены предполагаемые правильные ответы учащихся

(*) - щелчок мыши для воспроизведения анимации или перехода на другой слайд

Этапы урока Деятельность учителя и обучаемых Примечание
Организационный момент (0,5 мин) Приветствие  
Подготовительный этап
(5 мин)
Сообщение темы и цели урока.

Актуализация опорных знаний.

Презентация (Приложение 1. слайд 1)
Изучение нового материала (23 мин) Задание: составить название предложенного алкана.

(*)Чтобы дать название веществу сначала необходимо выделить самую длинную цепь из атомов углерода. Появившийся на слайде текст учащиеся записывают в тетрадь.

Каждая цепь имеет начало и конец, поэтому нам необходимо определить концевые атомы, пометим их точками (*). Назовите пожалуйста точки, соединение с которыми приведёт нас к выделению одинаковых цепочек.

- Серая и голубая, синяя и жёлтая (поэтому голубую и жёлтую можно убрать)(*)

слайд 2
Определим цепи и их длины (*)

Сколько атомов содержит самая длинная цепь?

- 7

Сколько таких цепочек?

- 2

Уберём короткие цепи и две самые длинные оставим (*)

слайд 3
Вторым шагом в составлении названия является определение ответвлений от главной цепи. (*) Появившийся на слайде текст учащиеся записывают в тетрадь.

Определим ответвления от каждой из цепочек

(*) - от розовой

(*) - от синей

Сравните число ответвлений и строение ответвлений.

Как вы думаете, какой из цепочек мы отдадим предпочтение и почему?

А что об этом нам говорят международные правила? (*)Появившийся на слайде текст учащиеся записывают в тетрадь.

Какую цепь оставляем?

- синюю

(*)

слайд 4
Третий шаг (*): Пронумеровать атомы углерода в цепи с того конца, к которому ближе ответвление. Появившийся на слайде текст учащиеся записывают в тетрадь.

С какой стороны в данном случае будем нумеровать атомы углерода в цепи и почему?

- всё равно: слева направо или справа налево, т.к. в обоих случаях первое ответвление встречается у второго атома углерода.

Пронумеруем атомы углерода для каждого варианта (*)

Какую же нумерацию следует выбрать и почему? Для данного случая тоже существует примечание к правилу. (*) - появившийся на слайде текст учащиеся записывают в тетрадь.

Применим это правило для выбора верного варианта. Назовите номера атомов углерода, имеющих ответвления для красной нумерации :, для зелёной :. (*)

Какую нумерацию выбираем?

- Красную (*)

(*) - переход на следующий слайд

слайд 5
Сравните ответвления. Что вы можете о них сказать?

- Ответвления разные: три -СН3 и одно -С2Н5.

Выделим их разными цветами (*)

слайд 6
Соотнесите номера атомов углерода и соответствующие им ответвления

- У 2-го, 3-го и 6-го атомов углерода - ответвления -СН3, у 3-го - ответвление -С2Н5 (*)

слайд 7
Мы будем работать с двумя видами ответвлений, поэтому и номера атомов углерода, имеющие ответвления разделим на две группы (*) слайд 8
Итак, перейдём к завершающему этапу - составлению названия алкана (*). Появившийся на слайде текст учащиеся записывают в тетрадь.

Ответвления будем рассматривать как радикалы, т.к. они имеют такой же состав: СnH2n+1.

Дайте название радикала -СН3?

- Метил (*)

Дайте название радикала -СН2-СН3?

- Этил (*)

Но мы с Вами видим, что у нас три одинаковых ответвления. Такой случай тоже предусмотрен правилами. (*) Появившийся на слайде текст учащиеся записывают в тетрадь.

Какую приставку надо поставить перед названием радикала "метил"?

- три (*)

Какую приставку надо поставить перед названием радикала "этил"?

- никакой

Обратите внимание, что для каждого ответвления указывается номер атома углерода.

Как Вы думаете, что ещё мы пропустили? Уверены ли Вы, что при самостоятельной работе на данном этапе у всех было бы написано именно так?

- Нет. Возможен вариант: 3-этил-2, 3, 6-триметил

Из множества возможных вариантов выбор верного предусмотрен правилом (*)

слайд 9
Появившийся на слайде текст учащиеся записывают в тетрадь. (*) слайд 10
И последнее, что мы должны указать (*) - название пронумерованной цепочки атомов углерода. Появившийся на слайде текст учащиеся записывают в тетрадь.

Сколько атомов углерода в пронумерованной цепи?

- 7

Как называется такой алкан нормального строения?

- Гептан (*)

Название составлено, но требует орфографического уточнения: между словами и цифрами в названии ставят дефис (*)

слайд 11
Все слова пишутся слитно (*) слайд 12
Мы с Вами рассмотрели правила построения названий алканов разветвлённого строения по систематической международной номенклатуре ИЮПАК.

Запишите в тетради полученный результат.

Учащиеся записывают в тетрадь формулу и название вещества. Работа сопровождается краткими комментариями, позволяющими повторить рассмотренные на уроке правила.

слайд 13
Закрепление (10 мин) Самостоятельная работа по карточкам.

(*)Задание: Дайте названия следующим углеводородам по систематической номенклатуре.

слайд 14

карточки (приложение 2)

Рефлексия (6 мин) Проверка выполнения самостоятельной работы

Самооценка выполненной работы

слайды 15 - 23
Домашнее задание (1 мин) Л. А. Цветков Органическая химия 10 - 11

6 стр.30; презентация; упр. 14, 15

слайд 24