Внеклассное занятие во 2-м классе "Путешествие по городу правильного движения"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели и задачи:

  • закрепить знания учащихся о правилах дорожного движения;
  • обогащать словарный запас учащихся, учить давать полные ответы на поставленные
  • вопросы;
  • учить сравнивать, анализировать, делать обобщение;
  • воспитывать интерес детей к окружающему миру, формировать реалистическое
  • представление о нем.

Оборудование: компьютерная презентация, дорожные знаки, мозаика, карточки для заданий.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы совершим путешествие по городу правильного движения.

1 слайд, название игры.

(Ученики читают стихи).

Город, в котором мы с тобой живем,
Можно по праву сравнить с букварем.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город дает нам все время урок.
Вот она, азбука, - над головой:
Знаки развешены вдоль мостовой.
Азбуку города помни всегда,
Чтоб не случилась с тобою беда.

Что же такое азбука города? (Правила дорожного движения).

Почему мы изучаем азбуку города?

Вбегает Незнайка.

Незнайка. Здравствуйте, ребята! Вчера я узнал, что в вашей школе будет путешествие по городу правильного движения. А я так люблю путешествовать! Я к вам так спешил, что, когда бежал через дорогу, чуть не столкнулся с машиной. Вот я какой молодец, успел!

Учитель. Где же ты переходил дорогу, Незнайка?
Незнайка. Да вот прямо напротив школы.
Учитель. Ребята, какие правила нарушил Незнайка? (Перебегал дорогу в неположенном месте). Давайте возьмем его в путешествие. Путешествовать будем по станциям.

2 слайд. Название станций.

3 слайд. Схема города.

Учитель. Посмотрите, как выглядит город с большой высоты. Огромное количество дорог, как паутина, висит над городом. По дорогам движется транспорт. А по тротуарам идут люди. И для каждого из них есть свои правила. Это правила дорожного движения, все должны их знать.

III. Путешествие по станциям.

1 станция “Историческая”.

4 слайд. Станция “Историческая” с рисунком паровой машины и механической повозки.

Учитель. Когда же появились первые правила дорожного движения? Чтобы ответить на этот вопрос, мы обратимся к нашей помощнице.

Ученик-старшеклассник. Попытки ввести правила езды по улицам и дорогам в России делались еще тогда, когда все передвигались по улицам на конных экипажах. В 1730 году был издан указ, который гласил: “Ежели кто на лошадях резво ездить будет, тех через полицейские команды ловить и лошадей отсылать на конюшню государыни”.

В 1812 году были введены правила, устанавливающие правостороннее движение, ограничение скорости, введение номерных знаков для экипажей.

Новые правила установились с появлением первых паровых и бензиновых автомобилей. Многие из них сейчас у нас могут вызвать лишь улыбку. В Англии, например, впереди парового экипажа должен был идти человек с красным флагом и предупреждать встречных о приближении паровика. Во Франции скорость движения автомобилей не должна была превышать скорость пешехода. В Германии владелец машины обязан был накануне заявить полиции, по какой дороге он поедет. В ночное же время езда на автомобиле вообще запрещалась. Если водителя в пути заставала ночь, ему предписывалось остановиться и ждать утра.

Учитель. Итак, на этой станции мы узнали историю возникновения правил. А сейчас давайте проверим, что вы уже знаете о правилах дорожного движения.

2 станция “Вопросительная”.

5 слайд. Станция “Вопросительная”.

- Как называется участок дороги для передвижения пешеходов? (Тротуар)
- Что означают сигналы светофора?
- Сколько сигналов у светофора для пешехода?
- Кого называют пешеходом?
- Где переходят улицу пешеходы?
- Для чего служит проезжая часть улицы?
- Где можно кататься на велосипеде?
- Что такое перекресток?
- Где можно играть в мяч?

Учитель. Незнайка, посмотри, ребята отвечают правильно на все вопросы о правилах дорожного движения.

Незнайка. Да, молодцы, ребята. Мне приснился сон, будто ко мне в гости пришли какие-то знаки и сказали, что они дорожные. Их так много. А вот зачем они все нужны, я у них спросить не успел, проснулся. Может быть, вы мне скажете?

Учитель. Давайте, ребята, поможем Незнайке разобраться с дорожными знаками.

3 станция “Знаковая”.

6 слайд. Станция “Знаковая”.

Учитель. Знание дорожных знаков также важно, как и знание правильного поведения на дороге. Одно без другого существовать не может. Дорожные знаки регулируют движение транспорта и пешеходов. И вновь мы обращаемся к нашей помощнице.

7 слайд. Историческая справка, рисунок верстового столба и указатель километров.

Ученик-старшеклассник. Самые распространенные знаки – это указатели километров. Они расставлены на невысоких столбиках вдоль каждого шоссе. На голубой дощечке такого знака с обеих сторон цифры. Подъезжая к указателю, путешественник видит, сколько километров он уже проехал. Указатели расстояний – самые старые их всех дорожных знаках. Они появились на русских дорогах почти 300 лет назад, когда расстояния измеряли еще не километрами, а верстами. Поэтому и назывались они тогда верстовыми столбами.

Первые такие столбы были установлены по приказу царя Алексея Михайловича вдоль дороги из Москвы в любимое царское имение Коломенское. А затем выкрашенные в черную и белую полоску верстовые столбы появились на всех больших дорогах России.

Учитель. Складывая буквы, вы, ребята, научились читать. Точно также по дорожным знакам “читают” улицу водители. Дорожные знаки рассказывают, где, куда, с какой скоростью, кому можно двигаться. Именно поэтому их называют дорожной азбукой.

6 слайд. Станция “Знаковая”.

Учитель. Со многими знаками вы уже знакомы. Я загадаю вам загадки о дорожных знаках, а вы отгадайте, о каком из них идет речь, и покажите.

Странная зебра: не ест и не пьет,
Но без питья и еды не умрет.

(Пешеходный переход).

Каким может быть пешеходный переход?

(Наземным, подземным, надземным).

Я хочу спросить про знак.
Нарисован знак вот так:
В треугольнике ребята
Со всех ног бегут куда-то.
Что это за знак?

(Осторожно, дети).

Шли из школы мы домой,
Видим – знак на мостовой!
Круг, внутри велосипед,
Ничего другого нет.
Что это за знак?

(Движение велосипеда запрещено).

Мы с подругою в тревоге:
Нужен доктор на дороге.
Не смотрите грустным взглядом,
Помощь близко! Помощь рядом!

(Пункт медицинской помощи).

Круглый знак, а в нем окошко,
Не спешите сгоряча,
А подумайте немножко:
Что здесь, свалка кирпича?

(Въезд запрещен).

Учитель. Вам не кажется, что мы с вами засиделись? Давайте отдохнем. Я придумала новый знак. О чем он нам говорит?

Физкультминутка.

Игра “Будь внимательным”. По сигналу “Светофор” стоим на месте, руки вверх, “Переход” – шагаем, “Автомобиль” – держим в руках руль.

Учитель. Незнайка, ты не заметил, что все знаки разной формы?
Незнайка. А почему?
Учитель. Они делятся на разные группы:

1 группа – “Предупреждающие”.

8 слайд. “Предупреждающие знаки”.

Они имеют вид треугольника с красной окантовкой. Они предупреждают водителя об опасности. Найдите знаки этой группы.

9 слайд. “Запрещающие знаки”.

Незнайка, что общего у этих знаков? О чем они предупреждают? (Об опасности).

2 группа – “Запрещающие”.

9 слайд. “Запрещающие”.

Они приказывают водителю, что можно делать, а чего нельзя. Эти знаки круглые, с красной окантовкой. Найдите такие знаки.

10 слайд. “Запрещающие знаки”.

Только два знака этой группы отличаются от остальных. Незнайка, может быть, ты назовешь эти знаки?

Незнайка. Это знаки “Въезд запрещен”, “Остановка запрещена”.

3 группа – “Предписывающие”.

11 слайд. “Предписывающие”.

Эти знаки, как и запрещающие, имеют силу приказа. Они приказывают: “Делай это так!” Все эти знаки имеют форму круга и окрашены в синий цвет. Найдите эти знаки.

12 слайд. “Предписывающие знаки”.

Запомнил, Незнайка? В какой геометрической фигуре расположены эти знаки? Что у них общего?

4 группа “Указательные”.

13 слайд. “Указательные”.

Это друзья водителей и пешеходов. Они сообщают о многих полезных вещах. Синие прямоугольные таблички с различными надписями и изображениями часто понятны без объяснений. Найдите и назовите указательные знаки.

14 слайд. “Указательные знаки”.

Незнайка, ты теперь понял, почему все знаки разной формы?

Выполните задание. Соедините рисунок со знаком. Объясните, почему поставили этот знак? К какой группе знаков он относится?

Название следующей станции узнаем, если правильно выполним задание.

Что изображено на рисунке? Перечислите.

Как все эти автомобили назвать одним словом? (это транспорт)

15 слайд. “ Транспортная”.

4 станция “Транспортная”.

Весь наземный транспорт делится на группы: пассажирский, грузовой, специальный.

(16 слайд “Виды транспорта”)

Распределите на группы весь этот транспорт.

Что относится к пассажирскому транспорту? Грузовому? Специальному?

У вас в конвертах картинки с изображением транспорта, разрезанные на несколько частей. Соберите картинки. К какому виду относится этот транспорт?

Выполните задание, найдя лишнее:

  • троллейбус, грузовик, трамвай;
  • самосвал, такси, бензовоз, фургон;
  • метро, электропоезд, трамвай, автобус;
  • автобус, такси, маршрутное такси, троллейбус;
  • фургон, грузовик, пожарная машина, цистерна.

IV. Итог занятия. Незнайка, понравилось тебе наше путешествие по городу правильного движения? Ребята, а чему же мы научили Незнайку? (Познакомили с дорожными знаками, узнали, когда появились дорожные знаки и правила, рассказали о различных видах транспорта). Всем спасибо. Вы были молодцы!