Учитель: Здравствуйте, ребята!
Я очень рада, что вы ответили на моё приглашение. Вы пришли на урок.
Закройте, пожалуйста, глаза. Я благодарна вам, что вы пришли ко мне на урок.
( звучит музыка в исполнении симфонического оркестра )
Сегодня на уроке нам предстоит большая работа. В совместной работе мы будем думать, мыслить, доказывать. Я верю, наш урок не пройдёт бесследно.
В основу урока положена идея педагога Шалвы Александровича Амонашвили
Желаю вам удачи!
Скажите мысленно – Учитель, мы поможем тебе.
Учитель: Откройте глаза. Что вы слышали во время нашего разговора?
Дети: Звучало музыкальное произведение для оркестра.
У. Звучала симфония, которую исполняет оркестр.
В оркестре музыканты играют на разных инструментах, а получается
великолепная мелодия. Почему?
Д. Каждый музыкант знает свою партию.
У. Представьте себе, что мы оркестр. А наш урок – симфония. Кто управляет
оркестром?
Д. Дирижёр.
У. И нам нужен дирижёр, кого бы вы выбрали дирижёром, кто хорошо знает
нашу симфонию?
Д. Учитель – дирижёром будьте Вы.
У. Что нужно для того, чтобы урок удался, чтобы в нём всё было слажено, как
в музыке. Чтобы с урока вы ушли воодушевлёнными, полны знаний?
Д. Внимание, дисциплина, цель, сотрудничество, уважение…
У. Да, ребята, всё это нужно на уроке. Ещё нужна ВЕРА.
Что такое ВЕРА?
«Вера есть великий путеводитель человечества. Самые важные жизненные
проблемы мы решаем, опираясь на веру.
От неё идут прекрасные понятия Верность, Доверие, Уверенность.
Амонашвили говорит: «Живу я по трём заповедям, которые сам для себя
сочинил: Верить в безграничность ребёнка
Верить в свою искру Божию
Верить в силу гуманной педагогики
Шалва Александрович установил для себя три закона:
Любить своего РЕБЁНКА
Понимать ребёнка и принимать его таким, какой он есть
Восполниться оптимизмом в отношении любого ребёнка,
Одухотворять среду вокруг ребят.
Как вы понимаете «одухотворять среду вокруг ребят»?
Д. Создавать обстановку доброжелательности, доверия, уважения.
Атмосфера, где ценятся, прежде всего, личные достоинства ученика.
У. Где прежде всего ребёнок ощущает ту обстановку добра и доверия?
Д. В СЕМЬЕ и в ШКОЛЕ
У. В словарях «школа» – это учебно- воспитательное заведение.
Столь знакомое нам слово «школа» связано в своих смысловых истоках с церковью. Русское школа – от латинского «скале» – лестница. Речь идёт о лестнице духовного восхождения человека.
Где же находится эта лестница? В ком она?
Кто помогает ребёнку познавать мир?
Д. УЧИТЕЛЬ
У. Что значит учитель, в чём его суть?
И Будда был учителем, и все высочайшие мыслители называются учителями человечества.
В своей книге «Почему не прожить нам жизнь героями духа» Амонашвили
пишет: «Рискну выдвинуть гипотезу, опираясь на Чудную, Прекрасную,
Высшую Мерность. Я не боюсь того, что ошибусь, ибо ошибка в поиске
Истины благословенна.
Так вот: суть понятий Учитель и Ученик (как и слова: Учение, Учебник,
Учёный, Обучение и т.д.), по моему глубокому убеждению, заключена в их
едином ядре – УЧ.
А теперь я допускаю, что У - есть начало санскристского ура, что означает
Огонь, Свет, Жизнь, Любовь, Бог.
Второй же звук - Ч следует понимать как начало слова чело (сравните: Человек, то есть Дух, приходящий веками).
Тогда смотрите, как великолепно получается: Учитель есть Дух, творящий, излучающий и дарящий Свет, Жизнь, Любовь, Мудрость, Знания. А Ученик - есть Дух, ищущий, принимающий Свет, Жизнь, Любовь, Мудрость, Знания.
Я, – говорит Амонашвили, – есть носитель духовной лестницы. Я постигаю духовный мир своего ученика и каждому подаю свою ступеньку, помогаю им закрепиться на ней, а потом возведу на другую ступеньку».
Где ученик со своим учителем взрослеет, образовывается? (Это может быть в роще под деревом, в тени которого учитель и ученики могут размышлять, познавать строение растения).
Это наш УРОК. У означает ура, то есть огонь, свет, жизнь. Рок – судьба, предназначение.
Кто поможет ученику найти своё предназначение, своё место в жизни, свою судьбу?
Придёт учитель к ученику, улыбнётся ему сердечной улыбкой – зажгутся в ученике СВЕТ и МЫСЛЬ.
Урок – матерь жизни и сама жизнь
Жизнь – это шанс, не упусти его,
это красота, удивляйся ей,
это мечта, осуществи её,
это игра, так играй.
Жизнь – это любовь, так люби её,
это тайна, разгадай её,
это приключение, решись на него.
Жизнь – это жизнь, спаси её.
Жизнь – это счастье, сотвори его сам.
Жить стоит, не уничтожай свою жизнь.
Шалва Амонашвили и его Гуманная педагогика предлагают вести уроки жизни,
уроки любви, уроки страдания, понимания, уроки мужества, долга, приклонения,
уроки восхищения, удивления, уроки доброречия, чуда, уроки от сердца к сердцу.
Слова, записанные на доске ШКОЛА, ВЕРА, УЧИТЕЛЬ, УРОК, РЕБЁНОК
предписано быть священными для нашей учительской жизни.
Пусть все люди трепещут перед этими священными словами ибо в них тайна их общей и частной судьбы, в них тайна бытия самой Вселенной.
Заметили ли вы что-то необычное в расположении слов на нашей доске?
(на протяжении урока на доске появляются слова, выстроенные по замыслу учителя, из которых составлены имена ребят чем-то отличившихся)
В некотором царстве, в некотором государстве жил был Царь.
И созвал царь утром своих 3-х советников:
- Скажите, какое царство нужно моим подданным, чтобы жили они счастливо?
- Царство желаний- воскликнул один не задумываясь.
- Царство разума – произнёс другой.
Молодой царь был умён и терпелив, он знал пословицу: 7 раз отмерь, 1 раз отрежь.
И потому обратился и к третьему советнику.
- А ты, что скажешь?
- Царство Сердца – сказал тот
Молодой царь закрыл глаза и вызвал ангела
- Сделай моё царство – царством Сердца.
Ангел замешкался
- Бог уже дал каждому сердце, надо зажечь его.
- Так зажигай…
Ангел опечалился
- Не могу, Бог велит самому зажигать свои сердца и помогать друг другу.
- Тогда скажи, как зажигать?
- Воспитанием…. – и ангел исчез
Я учитель – устремлена к обретению благих основ, говорит Амонашвили
Устремляю к ним своих учеников. Облагораживая своё учительское сердце, буду
облагораживать сердца своих учеников.
У. Что такое сердце по Ожегову?
Д Принять близко к сердцу – отнестись к чему – то взволнованно с большим
интересом, вниманием.
Брать за сердце – волновать, внушать.
Отлегло от сердца – почувствовалось облегчение.
Положа руку на сердце – совершенно откровенно.
( Заранее приготовлены таблички – определения из словаря)
У.Давайте попробуем составить свой собственный словарь.
Может быть, мир получит первый словарь о сердце.
Д. Слушать сердцем
Любить сердцем
Золотое сердце
Мудрое сердце
От чистого сердца
- Нарисуйте ваши сердца, оживите их (рисунки вывешиваются на доску)
У. Что может облагородить наше сердце?
Д. Доброта, мудрость, вера, любовь, взаимопонимание, умение слушать, сострадать.
У. Облагораживание сердца – есть превращение его в солнце, восход которого
ждут все. Никто не в силе превратить сердце в солнце кроме тебя.
Нужно дать сердцу постоянную работу.
- Что есть работа сердца?
Д. Борьба со злом
Взаимопомощь
Милосердие
Взаимовыручка
- Что есть работа сердца по Амонашвили?
- Воспламенять своё сердце огнями чувства любви, чувства преданности, чувства сострадания.
Пропускать свою жизнь через сердце, любить сердцем. Страдать и радоваться сердцем.
Пропускать свою жизнь через сердце.
Любить жизнь сердцем, страдать и радоваться сердцем.
Дарить дары своего сердца каждому в лучших проявлениях улыбки, соприкосновения, сотрудничество, понимание.
Вашему вниманию я предлагаю рассказ Бориса Ганаго «Белый носовой платок».
На автобусной остановке сидел, глядя в землю, мужчина. Некоторые люди оглядывались на него – он был небритым, одежда и обувь были поношенными и грязными. Мужчина не обращал на людей внимания, он снова и снова вспоминал свою прошлую жизнь.У. - Ребята закройте глаза, как вы думаете, что увидел молодой человек в окнах родительского дома? Подумайте хорошо. Помните, прежде чем ответить, 7 раз отмерь- 1раз отрежь. Я к каждому подойду, и вы мне шепнёте свой ответ.
Он вспоминал, как жил мальчиком на узкой улочке в маленьком кирпичном доме. Он вспоминал цветы, которые росли у него на окне. Он вспоминал качели, которые смастерил ему когда-то отец. И дорогу к дому, по которой он учился ездить на велосипеде.
Потом он вспомнил, как стал взрослым и уже не жил у своих родителей, а лишь изредка навещал их. У него была работа, много друзей. Отец и мать стали скучны ему, в ресторанах с друзьями было гораздо веселее, чем с ними. Потом он вспомнил, как его маленькие долги выросли в огромную гору долгов, и как он поехал к родителям за деньгами. Мать сразу же накормила его, отец только смотрел на сына, не задавая никаких вопросов, а он не хотел раскрывать истинную причину приезда. Он знал, где у отца лежат деньги. Когда родители вышли из комнаты, он запросто взял нужную сумму и ушёл.
Это был последний раз, когда сын видел своих родителей. Он не вернулся больше домой, уехал в другой город, и мать с отцом ничего не знали о дальнейшей судьбе своего сына. Не знали они также о том, что их сын был осужден за совершение преступления и находился в заключении в тюрьме.
В камере по ночам он много думал о них. Иногда, когда он не мог уснуть и луна освещала стены камеры, он мечтал: освобожусь, сразу же поеду домой, к родителям. Если они ещё живы…
И вот теперь, освободившись из тюрьмы, он приехал в родной город и, сойдя с автобуса, сел в нерешительности на остановке. Он начал вспоминать прошлое и вспомнив всю свою жизнь, почувствовал, как его охватил страх. А примут ли его родители? Какое он вообще имеет право войти в родной дом? Узнают ли родители в нём того сына, которого они так любили, и который так жестоко обманул их?
Тогда он решил написать родителям письмо. Письмо было коротким, но писал он его несколько часов. Заканчивалось письмо так: «Я знаю, что не имею никакого права на ваше прощение… но всё-таки надеюсь. Вам решать. В четверг утром я пройду мимо вашего дома. Если вы захотите взять меня к себе, повесьте на окно моей бывшей комнаты белый носовой платок. Если он будет там висеть, - приду, если нет – помашу рукой на прощанье старому дому и отправлюсь дальше в другие места».
Настало утро четверга. Он пришёл на знакомую улицу. Дом был на месте. Но идти дальше он не решался. Он всё стоял на месте и смотрел на камни, лежащие у него под ногами.
Может быть, отец и мать уже переселились в другое место? Если на окне не будет белого платка, он зайдёт к соседям, спросит у них о родителях, уйдёт навсегда. Он не смел думать о том, что родители могут не захотеть хоть разок повидать его.
Он поднял взгляд. Улицу покрывала ещё сумрачная тень. Медленно он пошёл к старому клёну – оттуда были ясно видны окна его бывшей комнаты.
…Я не посмотрю, пока не дойду до клёна, - решил он.
Он дошёл до дерева, глубоко вздохнул и медленно поднял глаза. Теперь он видел весь дом. Солнце осветило старые кирпичные стены.
(Закрыв глаза дети размышляют, у многих по щекам текут слёзы…)
Выслушав ответы ребят, учитель интересуется: а хотели бы вы услышать продолже ние рассказа?
…Его сердце дрогнуло. На каждом окне виднелись белые простыни, занавески, покрывала, носовые платки… Отец и мать ответили на письмо сына. Вытирая набегавшие слезы, мужчина подошёл к крыльцу – дверь была уже распахнута.
У. Заглянем в наши сердца. В сердце находится совесть – голос Бога.
Может, есть зависть, злоба, лень чтобы вы хотели поправить в своём сердце
Подумайте. Это мужество. Напишите на клочке бумаги , сомните его и мы
Сожжём всё, что вы хотели бы выбросить из сердца .
У. На протяжении всего урока я увидела и поняла, что прежде чем дать ответ вы
думали, т.е. обращались к пословице - 7 раз отмерь – 1 раз отрежь.
Почему же именно 7? Особенно большим почётом в древности была окружена семёрка.
7 стало священным словом. Возможно, это объяснятся тем, что человек воспринимает окружающий мир – свет, запахи, вкус, звуки через семь отверстий в голове.
Не случайно в радуге семь цветов, говорят бог создал мир за семь дней, семь дней в неделе, семь чудес света.
Уважаемые ребята, благодарю вас за урок, дарю на память «сердечко». Пусть оно напоминает о сегодняшней встрече.
Думайте, слушайте, смотрите, любите СЕРДЦЕМ!