При изучении любого языка необходимо тренировать полученные навыки и умения. Как же сделать так, чтобы, постоянно повторяя одни и те же слова, структуры, ученики не переставали интересоваться английском языком? Что нужно сделать для того, чтобы они не скучали на уроке? Как поддерживать их интерес с самого начала к этому предмету?
Принимая во внимание психологические особенности школьников, такие как неустойчивость внимания, быстрая утомляемость, я стараюсь избегать однообразных и длительных упражнений и почаще, использовать на уроке игровые моменты, игры, соревнования, конкурсы, викторины, небольшие концерты. Они очень оживляют урок.
Дидактико - методические функции игры могут быть весьма различными. Её можно использовать для закрепления, систематизации знаний, автоматизации полученных навыков.
Эмоциональность и спонтанность игры позволяют детям проявить свои лучшие качества. Играя, ученики оперируют знаниями об окружающем мире, глубоко его познают. В игре формируется способность к "замещению" предметов, действий, что обеспечивает постепенное развитие мышления и речи. Играя, дети учатся комбинировать свои знания, полученные в повседневной жизни из книг и других источников. Игра всегда предполагает принятие решения, как поступить, что сказать. Желание решить эти вопросы обостряют мыслительную деятельность, воображение, творческие способности играющих, а если ученик при этом будет говорить на английском языке, то здесь по моему таятся богатые обучающие возможности. В игре все равны: и сильные, и слабые ученики, чувство равенства, атмосфера увлеченности и радости, ощущение посильности задания- все это дает ученикам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка и благотворно сказывается на результатах обучения
Работая над темой "Игры в обучении английскому языку" я пытаюсь ответить на следующие вопросы:
Какие игры популярны среди учащихся?
Как использовать эти игры в обучении английскому языку?
При помощи каких игр учащиеся легче усваивают новый материал?
Какими играми можно закрепить пройденный материал?
Анализируя проведенную работу, свои наблюдения в течение года, можно сделать некоторые выводы. Игра дает самому учителю огромное удовлетворение, поскольку благодаря ей процесс обучения становится процессом непрерывного творчества.
В начальной школе дети очень любят импровизировать, изобретать различные предметы и действия. Именно это можно использовать, например, при закреплении букв алфавита во втором классе. Достаточно им предложить: "Встаньте так, чтобы быть похожими на буквы алфавита. Только чур, не повторяться, так сразу можно увидеть столько "букв", сколько учеников в классе.
Когда нужно было закрепить весь алфавит, я им предложила спеть буквы под мелодию песни "В траве видел кузнечик", играя при этом на различных музыкальных инструментах. Я сказала: "Вы должны как можно точнее изобразить то, на чем вы играете, а я постараюсь угадать. При этом подпевайте:
А, В, С, D, E, F, G
Я вывесила плакат, где были написаны "слова" буквы песенки. И второклассники запели. Игры "Построй слов в алфавитном порядке", "Какая птичка взлетит первая", "Кто первым (вторым) возьмет тарелку" помогли закрепить весь алфавит. Маленькие дети очень любят искать и находить различные предметы. И мы играли в игры " Какой бабочке не хватает цветка?", "Какая лодочка не имеет причала?", "Какой кролик съел морковку?". Эти игры помогли закрепить буквенные пары.
Приступив к чтению и правописанию слов, учащиеся начали составлять "лесенки" слов, решать анаграммы, несложные кроссворды.
Особенно им понравилась игра «What is it?». В различных местах я оставляла записки с указаниями и описаниями предмета. Ученики читали эти записки и находили предмет, следуя указаниям и описанию. Вот, например, как ученики нашли яблоко. У одного из учеников обнаружился «след» - записка «Go to the bookcase» - он шел к книжному шкафу; «Take the book «Poems and plays for children»» - ученик брал книжку; «Open this book at page 85» - открывал нужную страницу; «Go to the window» - он шел к окну и брал следующую записку; «Take the basket. It is yellow and red. It is round/ It is very tasty. It begins with a …» - ученик брал из корзины яблоко, оставив другие овощи и фрукты.
Игра «Word-building» («Словообразование»). На доске пишется одно длинное слово. Ученики за определенное время должны составить слова из букв этого слова. Тот, кто составит наибольшее количество слов, является победителем. (Например, из слова «demonstration» можно составить слова: on? at, near, no, not, one, ten, date, arm, nose, note, read, rat, set и др.)
По мере того, как увеличивается словарный запас учащихся, то я начинаю предлагать им отгадывать загадки. Отгадывая загадки, ученики читают и узнают новые слова, которые потом встречаются в других загадках, текстах; то есть они учатся думать, логически мыслить, находят отгадку.
Для закрепления лексики мы играем в игру «Dictionary» ("Словарь"). Один из учеников в роли "Словаря". Другие по очереди называют слова на русском языке, а словарь должен дать перевод слова на английский и наоборот.
«Игры в прятки» очень нравится ученикам. Они любят не только прятаться, но и искать. И мы играли в «Hide – and Seek». Мы вешали картину с изображением квартиры и каждый прятался за какой-нибудь мебелью. (Игра на запоминание предлогов и лексики по теме «Дом. Квартира».
Водящий считал и начинал «искать»:
-One, two, three, four,
I will count no more.
Hide better, be quick.
I’m going to seek.
- Alsu, are you near the table?
- No, I’m to the right of the table.
- May be, you are behind the sofa?
- Yes, I’m behind the sofa.
Те, кого водящий не «нашел», «выходили» сами из своих тайников.
Игра «Путаница». Я называю неверные утверждения, дети должны исправить их.
- It’s a sunny day today. (It’s a cloudy day today).
- Karabas – Barabas is Buratino’s friend.
- We usually skate in summer. (We usually skate in winter)
- February is the shortest month of the year. (February is the shortest month of the year).
- There are nine players in a football team. (There are eleven players in a football team).
Игра «Угадай слово»
Ведущий загадывает слово- название школьного предмета, а ученики пытаются его отгадать. Ученик, отгадавший слово, становится ведущим в игре и загадывает слово.
- It’s the name of the school subject.
- It is Physical education?
- No, it is not.
- It is Literature?
- No, it is not.
- It is History?
- No, it is not.
- It is Information Technology?
- Yes, it is.
Игра «Переводчик»
Дети встают в круг. Первый ученик бросает мяч и рассказывает о себе, второй ученик ловит мяч и рассказывает о первом ученике; затем он бросает мяч следующему и рассказывает о себе и т.д.
Например:
- I like to read English poems.
- She likes to read English poems. I don’t like to spend mush time outdoors.
- He doesn’t like to spend mush time outdoors. I went to Tula last month..
- She went to Tula last month. I am in the fifth form.
- He is in the fifth form. I am not a teacher.
- ……….
Игра «Рифмующиеся слова».
Учитель называет слова, ученики по очереди подбирают рифму к этим словам . Ученик, назвавший слово, получает жетон. Победителем данного конкурса является учащийся набравший большее количество жетонов.
- better ( letter )
- long (song)
- kiss (miss)
Для закрепления темя "Внешность человека" мы играем в игру "Турнир Шерлока Холмса". Учащийся описывает на родном языке внешность одного известного всему классу человека, а остальные должны угадать кто это? Кто первым угадывал, тот получал "медаль".
Для обогащения и закрепления словарного запаса , мы играем в игру соревнование "Кто больше". Ученики должны написать как можно больше слов на определенную тему. Эту игру я применяю так же и для проверки и контроля новых изученных слов.
При обучении английскому языку важную роль играет межпредметная связь. На уроках мы обращаемся к таким предметам, как рисование, музыка, история, география, литературе, математике. Игровые технологии, которые рекомендованы для этих предметов, мы переняли себе.
В начале учебного года, когда ученики не могут еще достаточно хорошо передать на английский языке то, что услышали и поняли (аудирование коротких текстов), я предлагала им нарисовать то, что поняли. А когда ученики уже лучше изучили английский язык, они нарисовали картину, описывали ее, а другие должны были нарисовать то, что услышали. Те «художники», которые рисовали подобную или близкую к оригиналу картину, объявлялись «Ведущими художниками класса» и получали в подарок картину с автографом.
Так же на уроках я использую игры, которые очень популярны среди учащихся, такие как "Слабое звено", "Кто хочет стать миллионером", "Поле чудес". Эти игры очень хороши для проверки и контроля полученных знаний и конечно же активизируют познавательную деятельность детей.
При знакомстве с числами, не обойтись без математических игр. Ученики запоминали цифры и арифметические действия. Здесь были использованы такие игры, как "Лото", "Украшаем ёлку", "Строитель", "Веселый поезд". Чем больше узнавали чисел, тем больше становилась ёлка, дом, тем длиннее становился поезд.
Знание таблицы умножения понадобилось при изучении часов. Ученики сами изготовили циферблаты часов и применяли их во время урока и игры «What is the time?». Ученики, по очереди, спрашивали у учителя: «What’s the time now?». Учитель: «It’s half past one». Если ученик ошибается, он выбывает из игры. Таким образом, выделяется лучший знаток времени.
Одним словом, роль игры на уроках английского языка огромна. Она является хорошим средством активизации лексики, грамотности, отработки письменных навыков, развития навыков устной речи. Играть можно не только на уроках, но и на переменах, вечерах, утренниках, кружках родного языка. Везде применение игры в обучении английскому языку дает положительные результаты. Доверительность и непринужденность общения учителя с учениками располагает ребят к серьезным разговорам, обсуждениям реальных ситуаций.
Не следует забывать, что при всей привлекательности и эффективности игр, необходимо соблюдать, чувство меры иначе они утомляют учащихся и теряют свежесть эмоционального действия.
Кроме того, надо помнить следующее. Игра должна быть простой, доступной, понятной как для сильных, так и для слабых учеников. В этом случае она поможет сделать скучную работу более интересной.
В первое время новые слова записываются в специальную тетрадь – словарь, чтобы ученики не затруднялись применять их.
Игра должна создавать естественную ситуацию для употребления данного речевого образца.
Игра должна способствовать постановке правильной артикуляции звуков, она должна быть рассчитана на тренировку памяти учеников, должна учить правописанию слов; должна развивать слуховую память учащихся.
В игре больше внимания нужно уделять культуре общения, нормам поведения, учить учеников вежливости, доброте, взаимовыручке, уважению друг друга.
Каждый раз одна и та же игра должна чуть-чуть изменяться, способствовать дальнейшему развитию речевых навыков и умений.