Учебно-воспитательная программа профилактической работы МОУ гимназии № 1 г. Лебедяни по предупреждению употребления учащимися психотропных и наркотических средств

Разделы: Общепедагогические технологии


Пояснительная записка

Программа в настоящее время очень актуальна, так как в ней рассматриваются проблемы профилактики вредных привычек и формирования ценностного отношения к здоровью у подростков. Население России неумолимо уменьшается и, именно, проблема здоровья детей стоит на первом месте.

Проблема наркомании пришла сегодня в каждую десятую семью в России. В стране более 10 миллионов наркоманов, большинство из них не достигло и 21 года. СПИД все еще господствует на нашей планете. Борьба с этой страшной болезнью, возможно не эффективна потому, что мы часто проходим мимо проблем другого человека. Табакокурение настолько прочно вошло в нашу жизнь, что некоторые курильщики считают чуть ли не правилом хорошего тона, необходимым дополнением к общей культуре человека.

Употребление табака и алкоголя – широко распространенное явление. За последние годы рост употребления табака и алкоголя детьми и подростками происходит очень интенсивно. Достаточно сказать, что более половины пятнадцатилетних московских школьников хотя бы раз в жизни напивались до состояния опьянения, а треть курит. Тревожным является тот факт, все больше количество молодежи приобщается к наркотикам.

Хорошо известно, насколько вредным и опасным как для человека, так и для общества в целом является употребление табака, алкоголя и наркотиков. Девять из десяти больных раком легких курили. Аварии и насилие, связанные с употреблением алкоголя, являются главной причиной смертности подростков и молодежи. Основным каналом заражения СПИДом в нашей стране стало внутривенное введение наркотиков, а преступления, связанные с наркотиками, не менее опасны и прибыльны, чем нелегальная торговля оружием.

К моменту обучения в средней школе большинство детей слышало о наркотиках и наркоманах, ингалянтах и токсикоманах. Источники этой информации: СМИ, родители, сверстники, старшие братья и сестры. Проведенный Projekt HOPE в 1997 году в Москве опрос показал, что из десяти психоактивных веществ (ПАВ) знали о кокаине 68,5%, героине 58,3%, транквилизаторах 48,7%, марихуане 48,6% учащихся. Нет никаких сомнений, что в настоящее время дети располагают еще большей, хотя и далеко не всегда объективной, информацией.

Абсолютное большинство учащихся 5 - 7 классов не курят и не пьют. Однако возраст, в котором дети начинают экспериментировать с табаком, алкоголем и наркотиками, постоянно снижается. К сожалению, та же закономерность верна и для учеников школы из группы риска, пытающихся нюхать ингалянты (растворители, клей, бензин), курить не только табак, но и марихуану и злоупотреблять транквилизаторами.

В настоящее время, в связи с распространенностью употребления подростками ПАВ и доступностью не только табака и алкоголя, но и наркотиков, запрос школы, родителей, общественности на превентивное (предупреждающее) образование становится все более настойчивым. Всем становится понятным, что разговор о наркотиках не следует считать темой лекций для старшеклассников. Объективная информация о наркотиках, формирование навыков сопротивления давлению подростковой группы, предлагающей попробовать их, должны стать задачей превентивного обучения в школе до момента, когда подросткам предложат попробовать наркотики.

В старших классах средней школы большинство учащихся не только наслышано о наркотиках и наркоманах, но и видело употребляющих наркотики сверстников и/или старших подростков. В обществе все отчетливее звучит и шире распространяется информация об инфицировании ВИЧ подростков и молодых людей, употребляющих наркотики с помощью инъекций. Проведенный Projekt HOPE в 1997 году в Москве опрос более 400 девятиклассников показал, что подростки знают, где можно купить наркотики, сколько они стоят, лично знакомы с людьми, которые уже пробовали наркотики.

По данным многочисленных исследований последних лет в России отмечается самое быстрое распространение эпидемии ВИЧ инфекции в мире. Употребление наркотиков и распространение ВИЧ инфекции, к сожалению, проблема подростков и молодежи.

Хотя абсолютное большинство учащихся 8 – 9 классов не употребляют наркотики и не имеют опыта половой жизни, они приближаются к тому возрасту, когда уровень употребления наркотиков и рискованного полового поведения становится наиболее высоким.

Концепция программы

Курение, употребление алкоголя, а в последнее время употребление подростками и молодежью наркотиков стали широко распространенными и открыто обсуждаемыми явлением современной жизни. Все больше семей лицом к лицу сталкивается с трагедией наркомании. Все больше учителей начинают понимать, что предупреждение употребления наркотиков подростками – важная задача школы.

Стержнем превентивного обучения является формирование личной ответственности учащегося за свои поступки и здоровье.

Превентивное обучение предполагает: 1) предоставление школьникам научно обоснованной, соответствующей возрасту информации о ПАВ и наркотиках, 2) формирование отрицательного отношения к употреблению ПАВ и наркотиков и 3) формирование поведенческих навыков ответственного поведения в потенциально опасных ситуациях. Среди формируемых поведенческих навыков наиболее важными являются навыки эффективного общения, рационального принятия решений и отказа от опасных для здоровья поступков в ситуациях группового давления. “Полезные навыки” последовательно реализуют современную методологию превентивного обучения, ориентированную на ученика и применяющую методы обучения в группе. Структура “Полезных навыков” построена по принципу спирали: по мере обучения повторяющиеся темы усложняются и развиваются.

Принципы программы

Системность – построение программы базируется на взаимодействии личностных (внутренних) и социальных (внешних) факторах, способных ориентировать поведение учащихся в отношении сбережения собственного здоровья.

Активность – усвоение информации должно побуждать к мотивированной мыслительной деятельности.

Дифференциация – деление учащихся на группы, с которыми проводится принципиально различная профилактическая работа.

Увлекательность – преподнесение “эмоционально заряженной” информации, способная завоевывать внимание и затрагивать души учащихся.

Порциальность – рассмотрение профилактической работы, как части общего процесса воспитания личности через формирование навыков позитивной адаптации.

Персонификация целевого воздействия – привлечение к организации предупреждающего обучения людей, имеющих личную значимость проблемы вредных привычек.

Цель программы

Целью “Полезных привычек” является овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя, ПАВ и наркотических средств.

Задачи программы

*Предоставить детям объективную, соответствующую возрасту информацию о табаке, алкоголе, ПАВ и наркотиках; способствовать увеличению знаний учащихся путем обсуждения проблем, связанных с вредными привычками.

*Учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей и подростков понять окружающих и анализировать свои отношения с ними.

*Учить детей и подростков эффективно общаться.

*Учить детей и подростков делать здоровый выбор и принимать ответственные решения.

*Помочь школе и родителям в предупреждении приобщения учащихся к вредным привычкам.

*Внедрить тематику программы в учебный план учителей-предметников.

Ожидаемые результаты реализации программы

*Недопущение появления в школе учащихся, употребляющих наркотические и психоактивные вещества.

*Укрепление общего соматического, психического здоровья учащихся.

*Обеспечение оптимального взаимодействия всех заинтересованных лиц в решении проблемы профилактики как приоритетной в воспитании современных детей и подростков.

*Повышение уровня воспитанности и правового воспитания учащихся.

*Поддержание благоприятной эмоциональной психологической атмосферы в образовательном учреждении.

*Проявление навыков ЗОЖ в повседневной практической деятельности учащихся.

Оценка эффективности

Оценка изменений в знаниях, установках и поведении учащихся.

Оценка призвана ответить на вопрос: “Изменилась ли группа детей в результате выполнения поставленных профилактической программой задач?” Её методы – измерение, а затем сравнение одних и тех же показателей до начала и после завершения превентивного обучения. Поведенческим показателем могут служить, например, употребление табака или алкоголя. А в качестве установок могут измеряться установки учащихся по отношению к употреблению табака или алкоголя учащимися, их сверстниками одобрение или неодобрение этого родителями. Инструментом этого вида оценки являются опросники.

Оценка процесса внедрения профилактической программы

Проводя данную оценку, учитель стремиться ответить на вопрос: “Осуществлялись ли все необходимые мероприятия так, как это написано в программе?” Например, по программе следовало провести 8 занятий с частотой один раз в неделю на протяжении двух месяцев. Так ли это было на самом деле? Таким образом, оценка процесса внедрения программы служит цели отслеживания качества ее внедрения.

Оценка влияния превентивного обучения на коллектив гимназии.

Этот вид оценки эффективности отвечает на вопрос: “Какое влияние оказала проведенная профилактическая программа на систему щкольного обучения, в которую была включена?” Вы можете обнаружить различные аспекты влияния превентивного обучения на жизнь гимназии. Аккуратно собранные и хорошо проанализированные данные о влиянии профилактической программы на жизнь гимназии могут дать важную информацию для планирования работы в будущем.

Содержание программы

1-й класс

  1. Я – неповторимый человек.
  2. Культура моей страны и Я.
  3. Чувства.
  4. О чем говорят чувства.
  5. Множество решений.
  6. Решения и здоровье.
  7. Нужные и ненужные тебе лекарства.
  8. Пассивное курение: учусь делать здоровый выбор.

2-й класс

  1. Вкусы и увлечения.
  2. Учусь находить новых друзей и интересные занятия.
  3. О чем говорят выразительные движения.
  4. Учусь понимать людей.
  5. Опасные и безопасные ситуации.
  6. Учусь принимать решения в опасных ситуациях.
  7. Реклама табака и алкоголя.
  8. Правда об алкоголе.

3-й класс

  1. Мой характер.
  2. Учусь оценивать себя сам.
  3. Учусь взаимодействовать.
  4. Учусь настаивать на своем.
  5. Я становлюсь увереннее.
  6. Когда на меня оказывают давление.
  7. Курение (часть 1).
  8. Курение (часть 2).

4-й класс

  1. самоуважение.
  2. Привычки.
  3. Дружба (часть 1).
  4. Дружба (часть 2).
  5. Учусь сопротивляться давлению.
  6. Учусь говорить “нет”.
  7. И снова алкоголь.
  8. Алкоголь в компании.

5-й класс

  1. Что такое психоактивные вещества? (Часть 1)
  2. Что такое психоактивные вещества? (Часть 2)
  3. Соблюдай безопасность! (Часть 1)
  4. Соблюдай безопасность! (Часть 2)
  5. Кто и почему употребляет психоактивные вещества? (Часть 1)
  6. Кто и почему употребляет психоактивные вещества? (Часть 2)
  7. Давление, влияние, ситуации… (Часть 1)
  8. Давление, влияние, ситуации…(Часть 2)
  9. Ингалянты. (Часть 1)
  10. Ингалянты. (Часть 2)
  11. Мое здоровье. (Часть 1)
  12. Мое здоровье. (Часть 2)

6-й класс

  1. Тревожность.
  2. Преодоление тревожности.
  3. Как начать разговор?
  4. Как поддерживать и завершать разговор?
  5. Манипулирование.
  6. Манипулирование и давление
  7. Наркотики. (Часть 1)
  8. Наркотики. (Часть 2)

7-й класс

  1. Я и мои поступки.
  2. Самооценка и самовоспитание.
  3. Как преодолевать стеснительность.
  4. Ответственность. (Часть 1)
  5. Ответственность. (Часть 2)
  6. Что такое марихуана?
  7. Правда и ложь о марихуане.
  8. Вперед к здоровью.

8-й класс

  1. Мои ценности.
  2. Красота и здоровье.
  3. Возраст, доверие и независимость.
  4. мое настроение и общение с людьми.
  5. Тренинг навыков невербального общения.
  6. Тренинг неагрессивного отстаивания своего мнения.
  7. Развлечения в компании.
  8. ВИЧ/СПИД.

9-й класс

  1. Моя внешность
  2. Чувства, которые мы переживаем
  3. Как преодолеть конфликт?
  4. Насилие
  5. Близкие отношения и риск
  6. Как заражаются ВИЧ
  7. Рискованное поведение и ВИЧ
  8. Безопасное поведение и ВИЧ

10-й класс

  1. Экология и здоровый образ жизни.
  2. Суицид. Психотропные средства.
  3. Адаптация в новом коллективе.
  4. “Есть много в этом мире, друг Горацио…”
  5. Умей сказать “Нет!”
  6. Стрессы и пути их преодоления. (Часть 1)
  7. Стрессы и пути их преодоления. (Часть 2)
  8. Памяти погибших от СПИДа.

11-й класс

  1. Как искать работу?
  2. Резюме.
  3. Собеседование.
  4. Социальные стереотипы.
  5. Дискриминация, сила, власть…
  6. Свидания.
  7. Это должен знать каждый… (Часть 1)
  8. Это должен знать каждый… (Часть 2)

Механизм реализации программы через учебные предметы

Биология

Тема урока Класс Вопросы программы
Иммунитет 9 ВИЧ и иммунная система. Группа риска в отношении заражения ВИЧ.
Плазма крови. Переливание крови. 9 Профилактика ВИЧ в лечебных учреждениях. Наркомания как социальная проблема.
Гигиена сердечно-сосудистой системы. 9 Вредное влияние табака, спиртных напитков на сердце и кровообращение. Наркотики и сердечно-сосудистая система.
Органы дыхания: строение и функция. 9 Влияние курения на органы дыхания.
Дыхательные движения и их регуляция. 9 Наркотики и кашель.
Пищеварение в полости рта. 9 Влияние курения и употребления алкоголя.
Пищеварение в желудке и кишечнике. 9 Наркотики и система органов пищеварения.
Виды обмена веществ. 9 Наркотики и обмен веществ.
Органы выделения. 9 Влияние алкоголя.
Работа мышц. Управление движением. 9 Влияние алкоголя.
Беременность. Развитие зародыша и плода. 9 Влияние никотина и алкоголя. Влияние наркотиков. Передача ВИЧ от матери к плоду. Группа риска в отношении заражения ВИЧ.

 

Бесполое и половое размножение 10-11 Влияние никотина, алкоголя, наркотиков.
Мейоз. 10-11 Влияние никотина, алкоголя, наркотиков.
Зародышевое развитие организма. 10-11 Влияние никотина, алкоголя, наркотиков.
Наследственная изменчивость организма. 10-11 Влияние алкоголя.
Классификация организмов. Неклеточные формы жизни. 10-11 ВИЧ. Наркомания.

Химия (9-й класс)

Тема урока Вопросы программы
Серная кислота и ее соли. Таксикомания и здоровье человека.
Азотная кислота. Лекарства-наркотики и борьба с ними.
Углерод и его соединения. Образование угарного газа при курении и его пагубное влияние на организм.
Строение углеводородов. Ненасыщенные углеводороды. Воздействие на организм химических веществ.
Спирты. Проникновение и воздействие алкоголя на организм.

Обществознание

Класс Тема
6-й класс Право и правопорядок.
  Как можно защититься от несправедливости.
  Право на службе человека.
  Мораль и право. Добро и зло.
7-й класс Задачи и трудности переходного возраста.
  Социальная среда.
  Подросток в группе.
  Подросток как гражданин.
  Опасный путь преступной жизни.
  Заброшенные, одинокие.
  Подросток в обществе риска.
8-й класс Глобальные проблемы современности.
  Межличностные отношения.
  Человек в малой группе.
9-й класс Правонарушения
  Мораль.
10-й класс Глобальные проблемы человечества.
  Человек как продукт биологической, социальной, культурной эволюции.
  Правосудие в современной России.
11-й класс Правосудие и юридическая ответственность.
  Гражданские правоотношения.
  Административные правоотношения.
  Семейное право.
  Уголовные правоотношения.
  Семья как социальный институт.
  Социальные нормы и отклоняющееся поведение.
  Влияние общества на личность.

Немецкий язык

Класс Тема
9-й класс Die heutigen jugendlichen. Welehe probleme haben sie. (Сегодняшняя молодёжь. Какие проблемы она имеет?)
10-й класс Die erste Liebe.(Первая любовь)
  Kinder-Eltern-Kontakt. (Контакты детей и родителей)

Английский язык

Класс Тема
9-й класс Healthy Living Guide. (Здоровый образ жизни)

ОБЖ

Класс Тема
11-й класс Влияние наркотиков на организм человека.

Реализация программы в работе школьной библиотеки

  • Создание выставки литературы по тематике программы превентивного обучения.
  • Обучение учащихся работе с литературой по предупреждению к употреблению психотропных и наркотических средств.

Совместная работа с родителями по программе

  • Работа родительского лектория по тематике программы с приглашением медицинских работников и работников правоохранительных органов.
  • Проведение индивидуальных консультаций.
  • Привлечение родителей к участию в психолого-педагогических программах.
  • Работа родительского комитета с детьми группы риска.

Реализация программы через органы самоуправления

  • Пропаганда здорового образа жизни через школьную газету “ОАО (общество активных организаторов) гимназия №1”.
  • Работа школьного радио в рамках программы.
  • Организация выпуска листовок и плакатов по тематике программы.
  • Подготовка и выступление агитбригад по тематике программы.

Работа социальной и психолого-педагогической служб гимназии в рамках программы

  • Индивидуальная и групповая работа с детьми группы риска.
  • Индивидуальные консультации с детьми, нуждающихся в помощи педагогов.
  • Консультативная работа с педагогами гимназии по вопросам программы.
  • Работа с неблагополучными семьями.

Работа администрации гимназии в рамках программы

  • Организация дежурства педагогов и родителей на улицах города и дискотеках в вечернее время.
  • Работа с педагогами гимназии по организации досуга учащихся в каникулярное время.
  • Работа по индивидуальному трудоустройству учащихся в каникулярное время.
  • Осуществление контроля по реализации программы.

Литература:

Комплект учебных пособий для средней школы “Полезные привычки” и “Полезные навыки”. ООО ИПФ “Полимед”. ОАО “Можайский полиграфический комбинат”. 2002 г.