Форма урока: комбинированный.
Цель урока: выявить характерные особенности фовизма на примере творчества Анри Матисса.
Задачи:
- Познакомить учащихся с термином «авангардизм» и его значением.
- Дать характеристику фовизма, назвать его представителей.
- Показать отличительные черты фовизма на примере творчества Анри Матисса.
- Обозначить его место в мировой художественной культуре.
- Воспитывать у учащихся более тонкое восприятие произведений искусства и способность к анализу.
Оборудование урока:
- портрет художника;
- репродукции картин: «Роскошь, покой и наслаждение», «Мадам Матисс», «Музыка», «Танец», «Красные рыбки», «Красная мастерская», «Гармония в красных тонах», «Танец вокруг настурций».
- Видеофильм «Великий Матисс».
Ход урока
Прежде всего, надо обладать даром цвета,
как певец должен обладать даром голоса.
Анри Матисс
Учитель: |
На первый взгляд искусство ХХ века представляется хаосом стилей, направлений, течений и школ, сменяющих друг друга, противоборствующих и в то же время взаимодействующих между собой. Чем неспокойнее, жёстче время, тем интенсивнее творческие поиски художников. «Авангардизм» (от фр. «передовой», «отряд») – понятие, определяющее экспериментальные, модернистские начинания в искусстве. Начало XX века – фовизм, футуризм, кубизм, абстракционизм, экспрессионизм. 20-30 г.г. – сюрреализм, 60-70 г.г. – поп-арт, фотореализм и др. Общее: отказ от норм классического изображения, деформация форм, экспрессия. Фовизм – одно из самых «недолгих» направлений ХХ века. Начавшись на парижском осеннем салоне 1905 г., где выставлялись художники Анри Матисс, Андре Дерен, Жорж Руо. Это был очередной скандал в искусстве. Посетители и критики выставки увидели в живописи Матисса и его друзей шутовство, безумие, дикость, неумелость или желание оскорбить вкус культурной публики. Придуманная Луи Вокселем пренебрежительная кличка «дикие» (фовизм), стала впоследствии названием художественного течения живописи ХХ века. (Предлагается записать определения и характерные особенности стиля). Фовизм (фр.fauve - «дикий») – течение в живописи, особо ярко проявившееся с 1905 по 1907 г.г. во Франции, характерной особенностью которого является решительное возвращение к чистым (локальным) цветам. |
Учитель: |
Уже к 1908 году многие фовисты заинтересовались иными направлениями, но самым заметным среди них сразу становится Анри Матисс. Молодой Матисс ворвался в живопись отчаянным революционером, возмутившим публику своими картинами. Но к концу жизни он превратился в признанного метра, эксперименты которого вызывали неизменный интерес, а работы, воспевавшие радость бытия, восхищали зрителей. |
Задание: |
Работа с биографическим материалом. Прочитать биографический очерк самостоятельно. Ответить на вопросы:
(Учитель предлагает составить биографический календарь художника). 1869. Родился 31 декабря в Ле Като-Камбрези на северо-востоке Франции. 1888. Получает диплом юриста и поступает на службу в адвокатскую контору. 1891. Переезжает в Париж. Учится в Школе изящных искусств у Гюстава Моро. Знакомится с Альбером Марке и Жоржем Руо. 1894. Появляется на свет незаконнорожденная дочь художника. 1898. Женится на Амели Перейр. Медовый месяц молодожены проводят в Лондоне, где Матисс увлекается творчеством Тернера. 1900. Испытывает материальную нужду. Мадам Матисс открывает свою шляпную мастерскую. 1905. В салоне независимых выставлена картина «Роскошь, покой и наслаждение». Осенний Салон отмечен рождением группы «фовистов». 1909. С. Щукин заказывает художнику панно «Танец» и «Музыка». Нужда отступает. 1912. Проводит два с половиной месяца в Марокко. 1922. Живет попеременно в Париже и Ницце. Пишет серию картин «Одалиски». 1930. Получает заказ на создание настенной росписи для Фонда Барнса. На три месяца уезжает на Таити. 1941. У Матисса обнаруживают рак желудка. Переносит Тяжелейшую операцию. 1944. Работает над серией наклеек из цветной бумаги «Джаз», опубликованной в 1947г. 1948. Приступает к оформлению Капеллы Четок в Вансе. 1950. Создает три большие композиции из цветной бумаги: «Танцор», «Зульма», «1001 ночь». |
Зрительный ряд: |
«Музыка», «Мадам Матисс», «Танец», «Красные рыбки», «Красная мастерская», «Танец вокруг настурций». |
Задание поиск: |
В чём же особенности художественного языка Матисса? (Работа с репродукциями.) Ответить на вопросы:
|
|
(Итог обсуждения формулируется учителем). Особенности художественного метода Матисса:
|
|
Видеофильм «Великий Матисс». |
Учитель: |
Пикассо высоко оценил роль художника Матисса в современном искусстве коротко и просто: Полвека прошло после смерти художника. Анри Матисс, безусловно, обладал большим талантом, представлял яркое явление в художественной мировой культуре. Ушло в прошлое мнение о том, что Матисс исповедовал в жизни философию гедонизма, что он был бездумен в своём искусстве и что его не волновали беды людей и бури времени, в котором он жил. Нет, художник не прятался от жизни, он просто держал все человеческие горести в своём сердце, а людям нёс веру, спокойствие … все краски мира. |
Домашнее задание: составить коллаж картин Матисса, находящихся в музеях России.
Литература:
- М.И. Картавцева, И.С.Чернышева «Уроки МХК 11 класс». Практическое пособие. Воронеж: ТЦ «Учитель»,2003.
- Е.П. Львова, Д.В.Сарабьянов, Е.П.Кабкова, Н.Н.Фомина, В.Д.Хан-Магомедова, Л.Г.Савенкова, Г.И.Аверьянова «Мировая художественная культура.XX век. Изобразительное искусство и дизайн» - СПб.: Питер,2007.
- О.Г.Ойстрах, Т.Г. Демидова Методическое пособие по курсу: «Мировая художественная культура. Западная Европа. Ближний Восток». ООО «Фирма МХК», Москва,2001.
- «Художественная галерея» №49,2005.