Среди задач элементарной математики наибольшие трудности вызывают, как правило, задачи с параметрами. Многие учащиеся слабо владеют методами их решения, часто воспринимают параметр как величину известную и проводят выкладки без должного анализа различных ситуаций, создаваемых параметром. Отсюда и неверные выводы, порою даже парадоксальные. Чтобы избежать этого, необходимо продумывать каждый шаг решения задачи с параметром, логически обосновывать любое преобразование, в котором участвует параметр. Поэтому начинать обучать школьников решать задания с параметрами надо уже в 6 классе.
Начинается подготовка к изучению данной проблемы с темы «Буквенные выражения» в 5 классе и продолжается в 6 классе. Особое внимание уделяется составлению буквенных выражений. Ведь через них необходимо донести до сознания учащихся значение переменной или нескольких переменных. Ученики должны чётко выполнять поставленную задачу, уметь работать с формулой, регулярно возвращаясь к данной теме на всем протяжении изучения математики в 6 классе.
На начальном этапе учащимся можно предложить следующие задания (или задания, похожие по смыслу).
- Переведите разными способами на математический язык следующие предложения:
а) число k больше числа m на 3;
б) число 9 меньше числа x на 5;
в) число a меньше числа b на 1;
г) число n больше числа k в 2 раза;
д) число c меньше числа z в 6 раз. - Запишите с помощью буквенного выражения:
а) произведение двух последовательных натуральных чисел;
б) сумму двух последовательных натуральных чисел;
в) произведение пяти последовательных чисел, начиная с числа: 1) n; 2) n+3; 3) n-2/ - Одна шариковая ручка стоит a рублей
1) Сколько стоят 2 шариковых ручки; 7 шариковых ручек; m шариковых ручек?
2) Обозначьте стоимость покупки буквой S и запишите формулу стоимости покупки. - За 1 минуту междугороднего телефонного разговора берётся плата x рублей.
1) Какова стоимость разговора продолжительностью 3 мин., 5 мин., c мин.?
2) Обозначьте стоимость разговора буквой A и запишите формулу для вычисления стоимости междугороднего разговора. - Т рое школьников заработали за лето k рублей. Первый заработал d рублей, а второй- в 1,5 раза больше. Сколько рублей заработал третий школьник?
- В футбольном турнире за каждую победу присуждается 2 очка, а за каждое поражение- 1 очко. За игру, сыгранную вничью, очки не присуждаются.
1) Запишите выражение для подсчёта очков, полученных командой, если она выиграла 3 раза и проиграла 4 раза; выиграла 2 раза и проиграла 1 раз; выиграла d раз и проиграла k раз.
2) Обозначьте общее число очков буквой R и запишите формулу для вычисления очков.
Следующим этапом в освоении данной темы являются задачи на составление буквенного выражения и нахождение его значения. Для этого можно использовать задачи такого типа:
- Прямоугольный участок земли имеет размеры сторон х и у. По границе этого участка натягивают трос, чтобы укрепить на нем забор. При этом оставляют проемы для ворот и калитки длиной 3м и 1.5м. Сделайте рисунок и составьте формулу для выяснения длины троса α. Вычислите α при
а) х = 60м у = 10м;
б) х = 20м у = 30м. - Каждый работающий платит налог(подоходный) в размере 12% заработка.
а) составьте формулу для составления подоходного налога I от заработка W.
б) вычислите I при W=300р, при W=225р. - Число диагоналей выпуклого многогранника, у которого n сторон, равно . Подсчитайте число диагоналей пятиугольника, десятиугольника, дванадцатиугольника .
- Сумма A всех натуральных чисел от 1 до некоторого числа n вычисляется по формуле . Найдите сумму всех натуральных чисел то 1 до 10, от 1 до 50, от 1 до 100. Как, используя эту формулу, подсчитать сумму всех натуральных чисел от 51 до 100?
Постепенно от составления выражений с переменными и нахождения их значений переходим к работе с формулой. Это также является подготовкой к успешному усвоению таких предметов как физика, химия и сдачи экзамена по математике за курс 9 класса.
Для этого переходим к заданиям следующего плана:
- Пусть длина шага пешехода равна t, а число сделанных им шагов равно n.
а) Запишите формулу, выражающую зависимость расстояния S, пройденного пешеходом, от t и n.
б) Выразите из этой формулы величины t и n. - Найди x из пропорции:
- =;
- =;
- = .
- Периметр треугольника определяется по формуле P=a+b+c.
а) Что в этой формуле обозначают буквы P, a, b, c?
б) Выразите сторону c через периметр P и две другие стороны a и b. - Для вычисления количества кирпичей, необходимого для укладки стены определённых размеров, используется формула N=61kh (N-число кирпичей, k- длина стены, h- высота стены). Выразите:
а) h через N и k;
б) k через N и h и найдите их значения при N=150, k=3м; N=150, h=0,5м. - Выразите из данного равенства переменную x:
а) 2xm=y; в) 5a=15xa; д) 2n=(x-n);
б) 7x+y=y; г) 2b=a-3x; е) x+=14y.
Постепенно переходим к решению уравнений:
- 2x+7=b
- 2. 5x-a=9
- x=;
- x=.
Учащиеся к этому времени уже привыкли работать с выражениями и равенствами в буквенном виде и начинают воспринимать параметр не просто как известную величину.
Следующий этап работы – это решение уравнений, в которых буквы a, b, c-параметры, t- неизвестная величина, значение которой надо найти.
а) 3at-b-6t=0, a2;
б) 10t-5b-ct=0, c10;
в) a(2-3t) -5(b-15t)=0, a25;
г) a(t-a) -=0, a0.
Учащимся необходимо объяснить, на каком этапе решения уравнений пришлось воспользоваться ограничениями, наложенными на значения букв a, b, c.
Постепенно переходим к решению уравнений вида ax=b, ax+c=b без указания ограничений на значения параметров.
Например: ax=3.
Здесь задача усложнилась и необходим анализ. К этому анализу учащихся надо очень чётко подвести. Они по привычке решают уравнение x=. Не все ребята понимают, что a не может быть равным 0.
Ответ: x=, если a0.
Можно предложить учащимся решить уравнения:
а) au+3=5u где u- неизвестная величина;
б) au-m=u;
в) 4-6u=au;
г) m+3u=au.
Задание: При каких значениях a корни уравнения равны нулю:
- ax-7=2a-x;
- 3ay+12=3a+4;
- +ax=4x+1;
- A(x-1)=1;
- A(x+1=-1.
Поставим перед собой исследовательскую цель:
1. Найдите значение a, при котором уравнений (x-2)(a-1)=0, (a+10)(x+2)=0 является любое число.
2. Найдите значение a, при котором уравнения (a-2)x=1 и (a+3)x=-1 не имеют корней.
Учащимся можно предложить домашнюю самостоятельную работу«Анализ уравнений».
ВАРИАНТ 1 |
ВАРИАНТ 2 |
1. Даны уравнения 2x+4a=9 и 9a+1-3x=-5, При каком значении a корни данных уравнений |
|
противоположны? |
равны? |
2. Найдите все целые значения m, при которых: А) корень уравнения |
|
mx=-8 |
mx=15 |
является целым числом; б) корень уравнения |
|
(m-1)x=18 |
(m+1)x=12 |
является натуральным числом; в) корень уравнения |
|
mx=6 |
mx=-9 |
удовлетворяет неравенству |
|
-4<x<4 |
-9<x<1. |
Постепенно решение этой самостоятельной работы необходимо разобрать в классе.
Ещё одна важная тема в курсе математики 6 класса -«Модуль числа».
Перед учащимися ставится следующая цель: решить уравнение, содержащие переменную под знаком модуля и параметр:
- =2, с учащимися обговаривается, что a может быть любым числом;
- =5;
- =7.
Чтобы учащиеся лучше запомнили смысл модуля, рекомендую использовать такие уравнения:
- =a;
- -a=-3.
Некоторые учащиеся сразу говорят, что данное уравнение не имеет смысла. Тогда повторяем определение модуля и выясняем, что =a-3. При a3 уравнение имеет корни x=a-3 или x=3-a, при a<3 корней нет. - =a+2;
- =5-a;
- +a=6.
С решением данных уравнений начинается пропедевтика решения линейных неравенств с одной переменной.
Домашняя самостоятельная работа по теме «Уравнения, содержащие переменную под знаком модуля и параметр».
ВАРИАНТ 1 |
ВАРИАНТ 2 |
Найдите значение a, при котором: а) корнем уравнения |
|
*a-1=4 является число -1 |
*a=5 является число 2. |
б) уравнение |
|
=a+1 |
=a-5 |
имеет один корень; в) корнями уравнения |
|
=5 |
=4 |
являются противоположные числа. |