Цель:
- ознакомить с тем, что противоположные стороны; прямоугольника равны, умение доказать это различными: способами;
- закрепить знание числового ряда в пределах 20 и 100;
- продолжить работу по формированию вычислительного навыка, умения решать задачи;
- развивать мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, умение логически мыслить, анализировать;
- продолжить работу по воспитанию взаимопомощи, чувства сопереживания и уважительного отношения к сверстникам, культуры общения, способствующей созданию благоприятного психологического климата в коллективе, самоконтроля, аккуратности, интереса к предмету.
Оборудование: перфокарты для индивидуальной работы, прямоугольники для каждого ученика, детали для «домика», линейки, циркули, карточки с примерами.
Ход урока
1. Создание психологического комфорта.
– Кто сегодня пришёл в школу в прекрасном настроении?
– Вы, наверное, все любите ходить в гости и принимать гостей.Мы все сегодня рады нашим гостям.
2. Сообщение темы и цели урока.
– Итак, начинаем работу нашей научной лаборатории математических наук.
Сегодня каждый из вас может принять активное участие в исследовательской работе и сделать научное открытие по теме: «Свойство противоположных сторон прямоугольника».
3. Актуализация знаний. Устный счёт.
– Младшие наши сотрудники работают с перфокартами. А мы начнём «разминку для ума».
Учёные работают в разных областях науки (учёные-физики, историки, биологи и т. д.). Учёные-биологи прислали вам, уважаемые, свой привет.
А) Задачи в стихах.
Семь пеночек сели в одну кормушку,
Восемь – в другую, сыто их брюшкам!
Вот и спрошу я, коллеги, у вас,
Сколько птичек мы кормим сейчас?
– Дорогие коллеги, как вы думаете, а почему биологи прислали нам именно эту задачу?
На ветвях, украшенных
Снежной бахромой,
Яблоки румяные выросли зимой.
Снегири на яблоню сели, посмотри!
Прилетело весело их десятка три.
Тут, смотри, ещё летят
Их теперь уж 50.
Вы подумайте о том,
Сколько птиц прилетело потом?
Б) Составить из числовых выражений верные равенства.
6+8 |
62-40 |
45-30 |
32+37 |
70-1 |
9+6 |
28-14 |
48-26 |
В) Расположите числа в порядке убывания;
37, 48, 25, 29, 50, 55, 89, 97
На обратной стороне карточки слово «Молодцы!»
Г) Игра «Строим дом». (Рисунок 1):
Рисунок 1
Взяв деталь дома, нужно решить пример, записанный на обратной стороне.
– С чего начинают строить дом?
(С фундамента).
На пригорке за ручьём
Мы сейчас построим дом.
Начинаем строить дом:
Тут фундамент возведём
(36+2)Класть кирпич к кирпичу
Это нам по плечу.
(60+18)Заберёмся мы повыше
И на дом поставим крышу.
(42-20)Вот уже труба на крыше
Из трубы дымок кольцом.
(70-24)Стены мы поставили
Стёкла в рамы вставили.
(26+7)Приходите в светлый дом
Здесь мы славно заживём.
4. Совместное открытие новых знаний.
А) Из каких геометрических фигур мы построили дом?
(Прямоугольник, квадрат, треугольник, четырёхугольник).
– Какая геометрическая фигура у вас на столе? (Прямоугольник).
– Почему вы решили, что это прямоугольник? Докажите.
(Все углы прямые, 4 угла, 4 стороны, противоположные стороны равны).
Перед вами прямоугольник АВСД. Назовите противоположные стороны прямоугольника.
– Исследуем свойство сторон прямоугольника.
– Я предполагаю, что у прямоугольника все стороны разной длины. Положите перед собой ваши прямоугольники. Сейчас при помощи инструментов вы должны проверить верно ли моё утверждение и согласиться со мной или нет.
– Объясните, что вы выяснили? Согласны с моим утверждением? Вывод: Сформулируйте, уважаемые коллеги, свойство противоположных сторон прямоугольника.
5. Практическая работа.
Какие инструменты вы использовали для доказательства?
– Представьте, что у вас нет инструментов, как вы можете сравнить противоположные стороны прямоугольника и установить, что они равны? (Сравнить наложением).
– Прочитайте задание на с. 28.
6. Физминутка.
Уважаемые коллеги!
Кто хорошо работает, тот хорошо отдыхает.
7. Закрепление изученного.
– Итак, дорогие мои, как в песне поется:
«Настоящие учёные,
Люди очень увлечённые
Все века науку двигали...»
Вот и мы с вами потренируем память, ум и повторим то, что знаем.
Задача № 1.
Прочитайте задачу про себя, вслух.
– Что сделал из конструктора Никита?
Сколько деталей пошло на тележку? Запишем.
– Сколько пошло на подъёмный кран? Запишем.
– Прочитайте задание к задаче.
– Поставьте вопрос к задаче так, чтобы она решалась сложением. Вычитанием.
I вариант – Записывает в краткой записи Всего и решает задачу.
II вариант – Записывает На сколько и решает задачу.
2 ученика у доски, затем проверка.
– Записать примеры столбиком и выполнить вычисления.
С учителем:
76+17,
53-18,
89-50,
32+58.
Самостоятельно:
53+30,
41+29,
83-27,
14-46.
Проверка.
8. Итог урока:
– Итак, дорогие мои, что вы можете сказать о себе?
Я |
|
|
|
Повторил |
Я |
|
|
|
Узнал |
Я |
|
|
|
Смог |
– Какое научное открытие Вы сделали сегодня?
На своих прямоугольниках поставьте сами себе оценку за урок.
– А мне понравились ...
9. Домашнее задание.
Откройте дневники, запишите домашнее задание.
№ 4 на с. 28. Задание на смекалку с. 29.