Цели:
- провести анализ произведения, направленный на выявление смыслового ядра текста;
- обучать умению формулировать основную мысль текста;
- развивать навык скорочтения, умение полно и точно отвечать на вопросы;
- воспитывать доброту, прививать желание совершать добрые бескорыстные дела.
Оборудование:
- мультимедийная техника;
- презентация к уроку (Приложение 1);
- магнитофон;
- диск с тремя записями музыкальных фрагментов;
- музыка для физминутки;
- тексты для индивидуального скорочтения.
Ход урока
I. Организация внимания.
– На этом уроке мы продолжим работу с текстом рассказа К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками».
II. Повторение.
1. Работа по формированию навыка скорочтения.
– Потренируемся в скорочтении. Перед вами тексты № 6 «Музыка» и «Аккордеон». Работаем по вариантам.
За 1 мин дети читают свой текст по вариантам, в читательских дневниках отмечают количество прочитанных слов. Проверяют уровень восприятия текста взаимоопросом по трём прилагающимся к тексту вопросам, за каждый неверный ответ – минус 15 слов. Итоговое количество слов заносят в тетрадь.
Текст для чтения варианту 1.
Кто первый написал музыку?
Сочиняют музыку тоже уже много веков. Во всех древних культурах: у китайцев, индусов, египтян, ассирийцев и евреев – существовала музыка. Большая ее часть не была похожа на нашу. Греки для записи использовали буквы алфавита, написанные над слогами слов.
После греков и римлян, которые переняли у греков их музыку, большую роль в развитии50 музыки сыграла христианская церковь. Святой Амброз и святой Григорий положили начало60 стилю музыки, известному под названием простое пение.
Церковники научились и70 записывать музыку. Современный способ записи музыки ведет свое происхождение от80 этой системы.
В 1600 году Джакопо Пери написал первую90 оперу, которая называлась «Эвридика». Впоследствии такие композиторы, как Монтеверди стали100 писать не только оперы, но и инструментальную музыку, например скрипичную110. Музыку стали писать для придворных танцев, карнавалов и театральных представлений130. А через некоторое время появились и великие композиторы, музыкой которых140 мы наслаждаемся до сих пор: Бах, Гендель, Гайдн, Моцарт и Бетховен151.
Вопросы твоему товарищу:
- Какой народ впервые в музыкальном инструменте использовал металлические пластинки? (Впервые металлические пластинки, которые являются частью инструмента, были использованы древними китайцами).
- В каком веке изобрели клавиши для аккордеона и пианино? (Клавиши, которые используются не только в аккордеонах, но и в пианино, были изобретены в XII веке).
- Отчего в аккордеоне вибрируют пластинки и издается звук? (При растягивании мехов появляется струя воздуха, за счет которого вибрируют пластинки. Вибрация этих пластинок и производит звуки аккордеона).
Текст для чтения варианту 2.
Кто изобрел аккордеон?
Аккордеон – это инструмент, сделанный по принципу кузнечных мехов. Звук в нем производится за счет нагнетания воздуха, проходящего через металлические пластинки. Развитие этого инструмента шло многие годы.
Впервые металлические пластинки, которые являются частью инструмента, были использованы древними китайцами, в музыкальном инструменте, который назывался «ченг». В XVI веке появилась идея использовать деревянные50 рамки на мехах.
При растягивании и сжимании мехов появляется струя60 воздуха, за счет которого вибрируют пластинки. Нажимаются клавиши пластинок. Вибрация70 этих пластинок и производит звуки аккордеона.
Клавиши, которые используются не80 только в аккордеонах, но и в пианино, были изобретены в90 XII веке.
Первый инструмент, который можно считать предком современного100 аккордеона, был изготовлен одним австрийцем по имени Дамиан в109 1829 году114.Он назывался концертным аккордеоном и до120 1910 года был известен только в европейских странах121.
Вопросы твоему товарищу:
- Какой народ для записи музыки использовал буквы алфавита? (Греки для записи музыки использовали буквы алфавита, написанные над слогами слов).
- В каком году была написана первая опера? (В 1600 году Джакопо Пери написал первую оперу, которая называлась «Эвридика»).
- Кто первым стал записывать музыку современной системой? (Церковники научились записывать музыку. Современный способ записи музыки ведет свое происхождение от их системы).
2. Сообщения детей о творчестве К.Г.Паустовского.
– О чем пишет К.Г.Паустовский? Что можете рассказать о его жизни и творчестве?
П/о – Константин Георгиевич Паустовский (1892–1968).
К. Г. Паустовский вырос на Украине. Воспоминаниям о детстве и юности писатель посвятил несколько книг.
С детства Костя мечтал о прекрасных далеких странах. Когда мальчик рассказывал об этом маме, она пугалась и говорила: «Ты фантазер, ты не найдешь себе места в жизни и умрешь под забором». Костя на маму не обижался. Он, от рождения близорукий и хрупкий, был твердо уверен, что станет капитаном, искупается в водах всех теплых морей, доберется до самых дальних островов.
Когда из семьи Паустовских ушел отец, Костя, чтобы окончить гимназию, должен был зарабатывать себе на жизнь. Репетиторство отнимало все свободное время, но не смогло помешать его любимому занятию – сочинительству. Паустовский пробовал писать стихи и рассказы. Один из них ему, ученику девятого класса, даже удалось опубликовать во взрослом литературном журнале. Константин Георгиевич переменил много профессий: был вожатым и кондуктором трамвая, матросом, заводским рабочим, санитаром в армии, учителем литературы, журналистом.
Писатель участвовал в сражениях гражданской войны. Во времена Отечественной войны был военным корреспондентом.
Сбылись детские мечты: Константин Георгиевич много путешествовал, объездил всю страну. Впечатления, полученные в этих поездках, нашли место во многих его произведениях. Паустовский писал о человеческих чувствах, о природе, о творчестве.
Книги Паустовского, наполненные серьезной и глубокой философией, раздумьями о жизни, в то же время удивительны и увлекательны. Они помогают почувствовать «сказку жизни»: «...если после этого маленького рассказа вам приснится ночная веселая игра музыкального ящика, звон дождевых капель, падающих в медный таз, ворчанье Фунтика, недовольного ходиками, и кашель добряка Гальвестона – я буду думать, что рассказываю вам все это не напрасно...»
В своем творчестве Паустовский часто обращался к детям, создавая для них сказки, рассказы, повести («Растрепанный воробей», «Дремучий медведь», «Сказочник» и другие).
В самом обычном писатель раскрывает для нас чудесное и неповторимое, его произведения вызывают любовь ко всему прекрасному, что есть в жизни. Паустовский учит нас быть добрыми и душевно щедрыми.
На его могилу в Тарусе приходят взрослые и дети, все, кто любит его произведения, которые он подарил людям. От весны до глубокой осени на его могиле лежат букеты цветов, а зимой зеленеют еловые веточки.
Завершим рассказ о писателе его пожеланием нам:
«Читайте, читайте и читайте!
Человек, любящий и умеющий читать, – счастливый человек. Он окружен множеством умных, добрых и верных друзей. Друзья эти – книги...
Читайте, читайте и читайте. Читайте не торопясь, чтобы не терять ни одной капли драгоценного содержания книг...
Учитесь у героев книг любить нашу землю – ее поля и леса, ее города и заводы, ее небо, ее реки, ее язык и искусство».
3. Словесная зарисовка.
– О ком говорится в рассказе «Корзина с еловыми шишками»?
– Где встретился Григ с девочкой?
Опишите эту местность словами.
4. Беседа по содержанию текста.
5. Чтение по ролям.
– Устроим «радиотеатр»: озвучим первую часть этого рассказа. При этом короткие авторские фразы, разбивающие реплики героев, читать не обязательно, возьмите их в скобки («сказал Григ», «решил Григ» и т. п.).
1-я часть читается по ролям несколькими составами исполнителей по очереди.
6. Музыкальное иллюстрирование.
– Теперь про себя прочитайте последнюю, четвертую часть рассказа и отметьте карандашом все слова, описывающие музыку. Потом мы выберем музыку, которая более всего похожа на ту, которую слушала Дагни. Будьте внимательны. Постарайтесь услышать, почувствовать эту музыку. Тогда наш выбор будет верным.
Дети молча читают текст, выделяя описание музыки, затем вслух выборочно читают отмеченные отрывки и выбирают из предложенных учителем двух-трех музыкальных фрагментов разных композиторов (не обязательно Грига), выбирают тот, который наилучшим образом может служить иллюстрацией к прочитанному. Свой выбор учащиеся обосновывают рассуждениями со ссылкой на текст.
7. Выбор названия для 2-й части.
– Просмотрите 2-ю часть рассказа (с. 69–72).
– О чем в ней говорится?
– Выберите наиболее точное название:
«В доме композитора Грига», «Григ пишет музыку», «Музыка».
8. Формулирование основной мысли.
– Внимательно прочитайте 2-ю часть, найдите в ней самые важные слова и подготовьтесь объяснить, почему они являются главными.
Дети выборочно читают:
«Я видел жизнь. Что бы тебе ни говорили о ней, верь всегда, что она удивительна и прекрасна. Я старик, но я отдал молодежи жизнь, работу, талант. Отдал все без возврата. Потому я, может быть, даже счастливее тебя, Дагни...»
– Сколько основных мыслей заключено в этих словах? Какие?
– Сформулируйте кратко своими словами п/о – а) «Жизнь удивительна и прекрасна», б) «Счастлив потому, что отдал все».
– Все ли окружающие вас люди думают так же, как Григ?
– Всем ли приятнее отдавать, чем брать? Встречались ли вам люди, которые охотно давали, дарили – не обязательно вещи, но хорошее настроение, улыбку, душу, что-то еще? Расскажите о них.
– Что было бы, если бы все или хотя бы большинство людей видели счастье в том, чтобы дарить себя? Какой стала бы жизнь, как вам кажется?
III. Физминутка.
Под танцевальную мелодию дети проводят разминку.
9. Рассказ детей о творчестве Э.Грига.
– Как вы думаете, был ли Григ счастливым человеком?
– Что вы помните о его жизни и творчестве?
П/о – Эдвард Григ (1848–1907).
Родился Эдвард Григ в городе Бергене. С шести лет мальчик начал учиться игре на фортепиано у своей матери – талантливой пианистки. Она познакомила сына с произведениями Моцарта, Шопена, Мендельсона.
Игру юного Грига услышал однажды знаменитый скрипач и посоветовал отправить мальчика учиться в Германию. Пятнадцатилетний Эдвард поступил в консерваторию и через четыре года успешно окончил ее по классам композиции и фортепиано.
Композиторский талант Грига быстро получил признание соотечественников, а вскоре его имя стало известно всему миру. Григ много путешествовал, выступал с концертами в разных странах. Но он каждый раз стремился поскорее вернуться на родину, в свой скромный домик на берегу моря. В его музыке оживают легенды и сказки, красочные картины народной жизни, образы природы Норвегии – сумрачное величие хвойных лесов и суровая красота фьордов. В ней звучит прибой северного моря.
День, когда Григ умер, был объявлен днем национального траура. Похоронен композитор в скале над вечно волнующимся морем.
На доску крепится портрет Грига и фото его лесного домика, в котором композитор сочинял музыку.
10. Беседа по вопросам учебника.
– Прочитайте вопрос 13 на с. 78 учебника.
– Почему после исполнения этой чудесной музыки «сначала медленно, потом все разрастаясь, загремели аплодисменты»?
– Почему «сначала медленно»? Ведь, например, на эстрадном концерте аплодисменты часто начинают греметь еще до окончания песни, со свистом и топотом. А тут – тишина, медленные аплодисменты и только потом гром оваций.
П/о – Классическая музыка воздействует на душу, которая взлетает и парит в воздухе, а когда музыка стихает, сердце замирает и нужно некоторое время, чтобы прийти в себя, ощутить себя снова на земле.
– Если вы этого никогда не чувствовали, значит, редко слушали настоящую музыку. Но не огорчайтесь, у вас еще все впереди: и настоящее счастье, и музыка – тоже.
11. Выборочное чтение.
– За что Дагни благодарна Григу?
– Ответим на вопрос 11. (Изображение Дагни).
П/о – заключительные слова произведения, которые выводят на размышление о смысле жизни.
V. Итог. Рефлексия.
VI. Домашнее задание. (Слайд 11).