Цели урока:
- Ознакомить с правописанием безударных падежных окончаний имён существительных (4 урок по теме).
- Развивать умения применять правило.
- Воспитывать навыки самостоятельной работы, навыки культурного поведения.
Задачи урока – создать условия для:
- раскрытия особенностей правописания безударных окончаний имён существительных в творительном падеже;
- совершенствования правописания безударных падежных окончаний имён существительных;
- развития навыков орфографической зоркости (все изученные орфограммы), развития умения строить учебную деятельность и объективно оценивать свою деятельность;
- воспитания навыков самостоятельной работы, навыков работы в парах. Воспитание общечеловеческих качеств: уважение, терпение, наблюдение.
Ход урока
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Примечания |
|||||||||||||||||||||||||||||||
1. Организационный этап. |
Проверка готовности учащихся к уроку. |
Проверяют готовность и порядок на столе. |
На столе: учебники, тетради, задания для самостоятельной работы, карточки, таблицы с падежными окончаниями. |
|||||||||||||||||||||||||||||||
2. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний. |
Тема на доске. |
– Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Целеполагание. |
– Какой урок по теме? |
–Четвёртый. |
Учитель может подтвердить знания и умения учащихся результатами самостоятельной работы. |
|||||||||||||||||||||||||||||||
– А что мы знаем? |
– Алгоритм правописания безударных падежных имён существительных. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
– Умеем? |
– Пользоваться алгоритмом. |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
– А как вы думаете, чем сегодня будем заниматься на уроке? |
– Совершенствовать свои знания. |
Учащиеся высказывают каждый свою задачу по теме урока. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
– Какие качества понадобятся вам на уроке? |
– Уважение, терпение, наблюдение и т.п. |
На доске появляется запись: |
||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Этап усвоения новых знаний. |
– Раскроем секрет правописания падежных окончаний в каком падеже? |
– Т. п. |
Повторение падежей, склонений. |
|||||||||||||||||||||||||||||||
– Что мы знаем об этом падеже? |
– Вопросы: кем? чем? |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
Задание.
|
|
Работа у доски. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
– Примеры: 1-е скл. М. р., 2-е скл. С. р. |
– Вывод: в Т.п. окончания |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||
– Заполним таблицу окончаний. |
Дополняют таблицу: |
Таблица на доске, у каждого учащегося. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
Физминутка. |
|
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
4. Этап закрепления новых знаний. |
Задание. |
|
Работа в парах. |
|||||||||||||||||||||||||||||||
– Какие окончания написали в словах ткачом, саранчой. |
Детям непонятно. Они делают предположение. |
Учитель дарит секрет орфографии: (правило в справочнике). |
||||||||||||||||||||||||||||||||
– Вывод: Какие окончания необходимо помнить в Т.п. |
|
В окончаниях имён существительных творительного падежа после шипяших и ц под ударением пишется о, а без ударения е. |
||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Этап совершенствования ЗУН по теме и изученным орфограммам. |
Задание. |
Комментирует каждый учащийся. |
Работа по алгоритму |
|||||||||||||||||||||||||||||||
6. Этап проверки ЗУ. |
– Проверим свои ЗУ по теме. Выберите для себя задание. – творческий, сложный. К данным прилагательным подберите имена существительные, оканчивающиеся на шипящую или Ц. – усложнённый. Составьте и запишите словосочетания с именами существительными в Т.п. – простой. Вставьте пропущенные окончания. |
Выбирают задание и выполняют. |
Дифференциация по уровню сложности учебного материала. |
|||||||||||||||||||||||||||||||
7. Этап информации учащихся о домашнем задании и инструктаж по его выполнению. |
– Проверим, выполнили ли мы задачи урока? |
|
Работа у доски. |