Цели урока:
- сформировать представление о физико-географическом положенииАвстралии;
- познакомить учащихся с историей открытия и исследования материка;
- продолжить формирование умения составлять физико-географическую характеристику материка;
Из целей урока вытекают следующие задачи:
- учебные:
- определить ФГП материка;
- объяснить особенности ФГП.
- развивающие:
- отработать навыки сравнения ФГП двух материков;
- отработать использование при ответе метод аналогий.
- воспитательные:
- воспитать бережное отношение к природе;
- сформировать у школьников активную жизненную позицию по сохранению и преумножению богатства земли.
Оборудование:
- Физическая карта Австралии.
- Физическая карта мира.
- Мультимедийная презентация.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Объяснение нового материала.
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год,
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июле лето,
Там протекают реки без воды
(Они в пустыне пропадают где-то).
Там в зарослях следы бескрылых птиц,
Там кошкам в пищу достаются змеи,
Рождаются зверята из яиц,
И там собаки лаять не умеют,
Деревья сами лезут из коры...
Г. Усова
Изучение нового материала учитель начинает с определения географического положения материка Австралия. (Слайд № 4)Объяснение нового материала сопровождается работой в контурной карте. Используя атлас, и раннее полученные знания, определить географическое положение материка Австралия?
Под физико-географическим положением материка следует понимать положение по отношению: (Слайд № 5 имеет гиперссылки на слайды № 6,7,8,9,10)
- к экватору;
- к начальному меридиану;
- к другим материкам;
- к морям и океанам;
- к поясам освещенности.
Определите крайние точки материка и их координаты. Работа ведется в группах. (Слайд № 11, непосредственно координаты точек идут по щелчку)
С. – м. Йорк 10° ю.ш. 142° в.д.
Ю. – м. Саут-Ист – Пойнт 39° ю.ш. 147° в.д.
З. – м. Стип – Поинт 26° ю.ш. 113° в.д.
В. – м. Байрон 28° ю.ш. 153°в.д.
Очертания материка просты, берега слабо изрезаны. Больше всего расчленено северное побережье, где находится мелководный широко открытый в океан залив Карпентария. На юге расположен Большой Австралийский залив. Самый большой остров – Тасмания, полуостров – Кейп-Йорк. Большая часть побережья неудобна для судоходства. Только на востоке и юго-востоке довольно много относительно небольших бухт. Значительные трудности для судоходства создают гряды коралловых островов, которые у восточных берегов материка образуют Большой Барьерный риф.
Географы древности и средневековья долго верили в существование неизвестного материка, который, служа противовесом континентам севера, «не позволял Земле опрокинуться». Европейцам Австралия стала известна позже других материков. Первое их появление у берегов Австралии относится к эпохе Великих географических открытий. Европейцы узнали о существовании Австралии в эпоху великих географических открытий, когда испанцы, португальцы, а вслед за ними и голландцы устремились в поисках океанских путей в Индию и Китай. (Слайд № 12)
Сообщение учащихся: В 1606 г. испанский мореплаватель Торрес прошел к югу от Новой Гвинеи через пролив, носящий его имя. Он доказал, что Новая Гвинея является островом, и одним из первых европейцев увидел берег какой-то земли, лежащей к югу от пролива, т. е. Австралию. (В том же году к северным берегам Австралии подошел голландский мореплаватель Виллем Янцзон, но о его плавании имеется очень мало сведений.) Однако открытие Торреса держалось испанцами в тайне.
Через несколько десятилетий (в 1642—1643 гг.) голландец Абель Тасман нашел (Слайд № 13) далеко на юге землю, названную им землей Ван-Димен (по имени пославшего его губернатора о. Ява), а в 1644 г. обследовал северо-западное и северное побережье материка. Несколько ранее другие голландские экспедиции проплыли вдоль западного и северного берегов Австралии. На картах до сих пор сохранились некоторые голландские названия, именно для очертания береговой линии: заливы Карпентария, о. Тасмания. Этот остров считался продолжением Австралии, его южной оконечностью, до тех пор, пока в 1798 г. Басс не прошел через пролив, названный его именем.
Плавание Абеля Тасмана показало, что материк Австралии, или Новой Голландии, как он в то время назывался, не простирается на юг дальше 42° ю. ш. и не связывается с гипотетическим «Южным материком», который обозначался на географических картах со времен Птолемея. Оставалось неизвестным, как далеко тянется материк в восточном направлении. Восточные берега Австралии были открыты в апреле 1770 г. знаменитым английским мореплавателем Куком, который, подойдя к материку со стороны Новой Зеландии. 28 апреля на 34°ю.ш.
Состоялась первая высадка на побережье. Аборигены при виде пришельцев скрылась в лесу. До конца мая корабль Кука «Индевор» шел вдоль центрального участка восточного побережья. В опасной зоне коралловых рифов и мелей корабль распорол днище. После ремонта корабль продолжил путь на север. Следуя узким проливом, экспедиция 21 августа 1770 года вышла к северной оконечности пятого материка. 22 августа 1770 года Кук (Слайд № 14) высадился на небольшом острове в Торессовом проливе и ввел во владение британской короны все восточное побережье Новой Голландии, которое назвал Новым Южным Уэльсом. Так завершилось открытие пятого континента.
3. Практическая работа. (Слайд № 15)
Практическая работа. Сравнение географического положения Африки и Австралии.
Цель: проверить умение:
- получать информацию из карты;
- оформлять полученную информацию в таблицу.
Рисунок «Сравнение географического положения Австралии и Африки» (Слайд № 16)
Пользуясь физической картой полушарий и материка, описать его положение:
Проверка выполнения работы (Слайд № 17)
|
План |
Африка |
Австралия |
1 |
Отношение к экватору |
Почти посередине материк пересекает экватор |
Лежит к югу от экватора. |
2 |
Отношение к начальному меридиану. |
Лежит в двух полушариях: западном и восточном. |
Лежит в восточном полушарии. |
3 |
Крайние точки: |
|
|
|
С |
М.Бен – Секка |
М. Йорк |
4 |
Положение по отношению к другим материкам. |
Ближе всего расположен к Африке материк Евразия. |
Наиболее удален от материков. |
5 |
Положение по отношению к морям и океанам. |
На востоке - воды Индийского океан. |
На востоке - воды Тихого океана. |
6 |
Положение по отношению к поясам освещенности. |
Лежит в жарком, северном умеренном и южном умеренном поясах освещенности. |
Лежит в жарком и южном умеренном поясах освещенности. |
Вывод: В географическом положении Африки и Австралии больше различий, нежели сходства. Сходства: оба материка омываются водами Индийского океана (Африка с востока, Австралия с запада); оба материка в южной части пересекает южный тропик, что говорит о наличии жаркого и сухого климата на материках. Различия: Африка по отношению к экватору лежит в двух материках, Австралия в одном, по отношению к начальному меридиану Африка лежит в двух полушариях, Австралия в одном.
Географическое положение влияет на особенности природы материка.
4. Домашнее задание (Слайд № 18)
§35 (с. 148-149)
Список литературы.
- Атлас чудес природы/ БММ АО Москва, 1996
- Великие путешествия / Фирма Либрос Москва, 1997
- Энциклопедия чудес природы/ ЗАО «Издательский дом Риджер Дайджест», 2000
- Детская энциклопедия: Великие путешествия./ М.: ООО «Астрель», 1999