Урок по теме "Высокое Возрождение. Гуманистические традиции в изобразительном искусстве Западной Европы (конец XV - первая половина XVII вв.)

Разделы: История и обществознание


Цели:

  • познакомить учащихся с жизнью и деятельностью выдающихся мастеров культуры эпохи Возрождения;
  • необходимо решить личностно значимую проблему: нужно ли искусство Ренессанса современному человеку? Чем оно интересно людям начала третьего тысячелетия?

Планируемые результаты изучения темы: Через знакомство с искусством Возрождения учащиеся понимают грандиозность, сложность и противоречивость эпохи. Искусство Возрождения помогает им осмыслить могущество человека. Происходит знакомство с творчеством титанов культуры Возрождения, развивается художественный вкус.

Методы обучения и формы организации учебной деятельности: иллюстративно-репродуктивный, частично поисковый методы.

Форма урока: комбинированный урок.

Приемы деятельности учителя: объяснение, рассказ, беседа, создание педагогических ситуаций для решения познавательных заданий и проблемных вопросов, организация коллективной дискуссии, обмен впечатлениями о просмотренных произведениях

Оборудование:

  1. Учебник: Юдовская А.Я., Баранов П.А., Ванюшкина Л.М. Новая история 1500–1800. – М.: Просвещение, 2006.
  2. Альбомы по искусству, художественной и научно-популярной литературы: Л. Любимов. Искусство Западной Европы; Небо не слишком высоко. Джорджо Вазари. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. М. М. Филиппов, С. М. Брилиант, А. Калинина. Леонардо да Винчи. Микеланджело. Рафаэль. Рембрандт. – СПб., 1995. – (Серия «ЖЗЛ»).
  3. Ротенберг Е. И. Искусство Италии; Искусство Голландии XVIII века.

Эпиграф:

«Удел искусства более велик,
Чем естество! В ваяньи мир постиг,
Что смерть, что время здесь не побеждает».
Микеланджело

Ход урока

1. Организационный момент. Приветствие учителя. Подготовка рабочего места учащегося.

2. Изучение нового материала.

План:

  1. Эпоха титанов.
  2. Загадочный гений Леонардо.
  3. Микеланджело Буонарроти – скульптор, живописец, архитектор, поэт.
  4. «Лучезарный мастер» Рафаэль Санти.
  5. Живописцы истины.

Отличительной чертой культуры эпохи Возрождения в Италии явилось осмысление и углубление индивидуалистических устремлений человека. Опорой этого процесса явилась античность.

Вопрос: Какие черты характеризуют культуру Возрождения?

Вопрос: Одной из характерных черт эпохи Высокого Возрождения является гуманизм, что содержит в себе это определение? (Гуманисты, в переводе «человечные», то есть люди большое внимание обращают на отношения между людьми, людьми и богом, людьми и природой).

Тема урока: «Высокое Возрождение. Гуманистические традиции в изобразительном искусстве Западной Европы (конец XV – первая половина XVII в.)».

В конце нашего занятия необходимо решить значимую проблему: нужно ли искусство Ренессанса современному человеку? Чем оно интересно людям начала третьего тысячелетия?

Возрождение называют эпохой титанов!

Великие мастера Ренессанса, уникальные, неповторимые личности, щедро одаренные природой, воплощают представления гуманистов о Человеке. Наиболее ярко тип универсальной личности Возрождения являют собой Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонарроти.

Учащимся предлагается рассмотреть репродукцию картины Леонардо да Винчи – «Джоконда».

Приложение 1.

Вопросы:

  1. Что вы видите?
  2. Что изображено на репродукции, рассмотрите внимательно все детали, малейшие фрагменты?

Учитель рассказывает историю написания картины «Джоконда». В беседе о «Джоконде» целесообразно использовать фрагмент «Жизнеописаний...», чтобы учащиеся могли мнение Вазари сравнить с собственными впечатлениями.

Приложение 2.

Мастер осмысливает всю сущность бытия, он следует слепо природе, он пытается ее понять.

Вопрос: Как вы думаете, как можно прокомментировать такие слова Леонардо: «Хороший живописец должен писать две главные вещи – человека и представление его души»?

Художники Высокого Возрождения окончательно разгадали секреты линейной перспективы, научились изображать глубину пространства. Пейзажи присутствуют во многих произведениях: красота мира еще сильнее подчеркивает восхищение автора своими прекрасными моделями («Мадонна Литта», «Мадонна в гроте», «Мадонна с цветком»).
Задание: рассмотрите внимательно репродукцию картины «Мадонна Литта».

Приложение 3.

Вопрос: Что вы видите на этой картине?

– Обратите внимание на лица Мадонны и младенца. (Учащиеся видят, что лицо младенца больше похоже на лицо взрослого человека, с осмысленным, озабоченным взглядом, переживающим за все и всех на Земле).

Важным моментом урока является обсуждение скульптуры «Давид», что дает прекрасную возможность показать преемственные связи между античным искусством и культурой Возрождения.

Приложение 4.

Задание: прокомментируйте слова Вазари: «...творение это затмило все известные статуи, новые и древние, будь то греческие или римские... с такой соразмерностью и красотой закончил ее Микеланджело».

Вопрос: Как вы думаете, что именно могло привлекать Микеланджело в эллинистическом искусстве? Чему он учился у его творцов? Как вы считаете, почему для установки скульптуры флорентийцы выбрали площадь Синьории?

Знакомство с творчеством Рафаэля Санти осуществляется в объеме учебника. Основное время отводится для рассматривания и обсуждения «Сикстинской мадонны». Это произведение – главный алтарный образ, написанный для церкви Св. Сикста в Пьяченце в 1513 г. – прекрасное воплощение в искусстве «вечной темы» материнской любви.

Приложение 5.

– Гуманистические идеалы пронизывают не только культуру Италии. Велико их внимание было и на искусство Западной и Центральной Европы. Конечно, представления гуманистов претерпели трансформацию в соответствии с особенностями исторического развития европейских стран, но неизменимым остался интерес к реальной жизни, стремление взглянуть на мир, человека, природу.

В заключение урока целесообразно вернуться к обсуждению проблемы урока – значимость культурного наследия Ренессанса для современного человека: что это – «вечная ценность» или «ненужный хлам»?

3. Домашнее задание.

В домашнем задании необходимо учесть вопросы и задания методического аппарата учебника и рабочей тетради. Там, где есть возможность, следует рекомендовать посещение музея для знакомства с памятниками Возрождения или обратиться к альбомам по искусству (слайдам, видеофильмам) и еще раз посмотреть произведения мастеров, с творчеством которых ученики познакомились на уроке.