Программное содержание:
Коррекционно-образовательные цели: учить детей составлять описательные рассказы по картинно-графическому плану.
Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Домашние животные». Продолжать формировать представление детей о домашних животных и их детенышах, среде их обитания, чем питаются. Называть животных в уменьшительно-ласкательной форме.
Коррекционно-развивающие цели: развитие связной речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, мелкой и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели: формирование навыков доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к животным.
Предварительная работа: загадывание загадок о домашних животных, рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных, отработка артикуляционной гимнастики «Лошадка», «Кошечка» с учителем-логопедом.
Оборудование: мелкие игрушки домашних животных, схема для составления описательного рассказа, разрезные картинки с изображением домашних животных.
Методические приемы.
1. Психологический настрой: упражнение, направленное на развитие произвольности и самоконтроля «Кричалки – шепталки - молчанки». Дети сидят в кругу, воспитатель поднимает поочередно карточки - силуэты ладоней разного цвета.
Красного – «Кричалка» - можно шуметь, кричать, хлопать.
Желтого – Шепталка» - сигнал того, что можно тихо перешептываться.
Синего – «Молчанка» - сидеть тихо, не шуметь.
2. Показ фигурок животных. Уточнить, как называются, назвать их детенышей, чем питаются.
3.Дидактическая игра «Кто как кричит?» на звукоподражание.
Кошка …(мяукает – мяу), собака…(Лает –гав, гав), корова…(мычит – му-у-у), лошадь… (ржет – иго-го). И т.д.
4.Составление описательных рассказов с использованием картинно-графического плана.
Название животного |
Дикое или домашнее | Жилище | Размер | Цвет | Гладкий или колючий | Части тела | Детеныши | Как подает голос | Чем питается |
Сначала надо рассказать, как называется ваше животное. Дикое оно, или домашнее? Где живет, в лесу, или у человека? Потом опишите, какого оно размера и цвета, какой у него мех. Какие особенности в строении туловища. Вспомните и назовите детенышей, как подают голос. Чем питаются.
5.Психоречевая гимнастика «Кошка»
Села кошка под кусточек, |
(сесть на корточки) |
6.Дидактическая игра «Сложи целое из частей» - работа с разрезными картинками.
У каждого на столах разрезные картинки, разрезанные на 4 – 6 частей. Дети собирают целое изображение животного.
7.Дидактическая игра «Назови ласково».
Кошка…(кошечка).
Корова…(коровка).
Коза…(козочка).
Собака…(собачка).
Баран…(барашек). И т.д.
8.Логоритмическое упражнение «Овечки».
Дети стоят в кругу, звучит музыка: «Звуки природы»У овечек на шубке колечки,
Те овечки пасутся у речки.
Их пасут две собаки лохматые,
Что виляют хвостами лохматыми.
А пастух на пригорке у дерева
На свирели играет затейливо.
Быстро бегают ловкие пальчики,
На поляне цветут одуванчики.
Колокольчик под ветром колышется,
Нам мелодия чудная слышится.
(Выполняют упражнение в соответствии с текстом.)
9. Рефлексия «Мое настроение»
Используемая литература:
- Т.А. Ткаченко «Учимся говорить правильно»
- М.Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет».