Использование картино-графического моделирования на занятиях по развитию речи на тему "Домашние животные"

Разделы: Работа с дошкольниками


Программное содержание:

Коррекционно-образовательные цели: учить детей составлять описательные рассказы по картинно-графическому плану.
Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Домашние животные». Продолжать формировать представление детей о домашних животных и их детенышах, среде их обитания, чем питаются. Называть животных в уменьшительно-ласкательной форме.
Коррекционно-развивающие цели: развитие связной речи, зрительного внимания, мышления, артикуляционной, мелкой и общей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели: формирование навыков доброжелательности, самостоятельности, ответственности. Воспитание любви и бережного отношения к животным.
Предварительная работа: загадывание загадок о домашних животных, рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных, отработка артикуляционной гимнастики «Лошадка», «Кошечка» с учителем-логопедом.
Оборудование: мелкие игрушки домашних животных, схема для составления описательного рассказа, разрезные картинки с изображением домашних животных.

Методические приемы.

1. Психологический настрой: упражнение, направленное на развитие произвольности и     самоконтроля «Кричалки – шепталки - молчанки». Дети сидят в кругу, воспитатель  поднимает поочередно карточки - силуэты ладоней разного цвета.
Красного – «Кричалка» - можно шуметь, кричать, хлопать.
Желтого – Шепталка» - сигнал того, что можно тихо перешептываться.
Синего – «Молчанка» - сидеть тихо, не шуметь.

2. Показ фигурок животных. Уточнить, как называются, назвать их детенышей, чем питаются.

3.Дидактическая игра «Кто как кричит?» на звукоподражание.
Кошка …(мяукает – мяу), собака…(Лает –гав, гав), корова…(мычит – му-у-у), лошадь… (ржет – иго-го). И т.д.

4.Составление описательных рассказов с использованием картинно-графического плана.

Название
животного
Дикое или домашнее Жилище Размер Цвет Гладкий или колючий Части тела Детеныши Как подает голос Чем питается

Сначала надо рассказать, как называется ваше животное. Дикое оно, или домашнее? Где живет, в лесу, или у человека? Потом опишите, какого оно размера и цвета, какой у него мех. Какие особенности в строении туловища. Вспомните и назовите детенышей, как подают голос. Чем питаются.
5.Психоречевая гимнастика «Кошка»

Села кошка под кусточек,
Сыра скушала кусочек.     
Встала кошка, потянулась, 
Ее шерстка развернулась. 

(сесть на корточки)
(похлопать себя по животу)
(встать, потянуться)
(погладить руками по животу)

6.Дидактическая игра «Сложи целое из частей» - работа с разрезными картинками.
У каждого на столах разрезные картинки, разрезанные на 4 – 6 частей. Дети собирают целое изображение животного.

7.Дидактическая игра «Назови ласково».
Кошка…(кошечка).
Корова…(коровка).
Коза…(козочка).
Собака…(собачка).
Баран…(барашек). И т.д.

8.Логоритмическое упражнение «Овечки».

Дети стоят в кругу, звучит музыка: «Звуки природы»

У овечек на шубке колечки,
Те овечки пасутся у речки.
Их пасут две собаки лохматые,
Что виляют хвостами лохматыми.
А пастух на пригорке у дерева
На свирели играет затейливо.
Быстро бегают ловкие пальчики,
На поляне цветут одуванчики.
Колокольчик под ветром колышется,
Нам мелодия чудная слышится.
(Выполняют  упражнение  в соответствии с текстом.)

9. Рефлексия «Мое настроение»

Используемая литература:

  1. Т.А. Ткаченко «Учимся говорить правильно»
  2. М.Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет».

Приложение