Цели:
- Систематизировать, обобщить, расширить знания и умения учащихся связанные применением метода потенцирования при решении логарифмических уравнений и систем логарифмических уравнений.
- Содействовать развитию математического мышления учащихся.
- Побуждать учеников к самоконтролю, взаимоконтролю, самоанализу своей учебной деятельности.
Оборудование: экран, проектор, компьютер, у учащихся на рабочем месте оценочные листы.
Работа учащихся состоит из трех этапов. Итоги своей деятельности на уроке ученики фиксируют в оценочных листах. Самооценка за урок зависит от суммы (n) набранных баллов на всех этапах.
Ход урока
Вводная беседа (1мин)
Мы изучили функционально – графический метод, который основан на использовании каких- либо свойств функций.
Сегодня мы поговорим о применении метода потенцирования, который основан теореме п.51, т.к. наибольшее количество логарифмических уравнений решается с помощью данного метода.
Этап 1 Обобщение знаний теоретического материала (4мин)
Учащимся предлагается дать определение «Логарифмические уравнения», сформулировать алгоритм решения логарифмических уравнений, используя метод потенцирования.
Формируется алгоритм на основе теоремы:
- Привести уравнение к уравнению вида: logaf(x) = logaq(x);
- Провести переход от уравнения вида (1) к уравнению вида f(x) = q(x) (потенцирование);
- Проверить корни уравнения по условиям f(x) > 0, q(x) > 0, определяющие область допустимых значений переменной (ОДЗ):
- если корни уравнения f(x) = q(x) удовлетворяют этим условиям, то они являются корнями данного уравнения;
- если корни уравнения f(x) = q(x) не удовлетворяют хотя бы одному из этих условий, то они объявляются посторонними корнями.
Вывод
Суть метода потенцирования:
Этап 2 Проверка домашнего задания (3-5мин)
№ 1557 (б,в), 1559(б), 1560(а), 1568(а), 1572(а,б).
Работа ведется фронтально, разбираются уравнения, которые вызвали затруднения при решении.
Этап 3 Устный счет (по вариантам) с использованием презентации (3-4мин)
1. Вычислите:
2.Решите уравнение:
Учащиеся ответы записывают в тетрадь, затем осуществляют проверку.
Ответы представлены в презентации (Приложение 1).
Проверь себя!
№ | 1 вариант | 2 вариант |
---|---|---|
№1 | ||
1 | -3 | -4 |
2 | 4 | 8 |
3 | 8 | 23 |
4 | 72 | 28 |
№2 | ||
1 | х =3 | х = 2 |
2 | х =1/2 | х = 1000 |
3 | х = 3 | х = 5 |
Этап 4 Закрепление изученного материала (работа с задачником) [1] (12 мин)
№ 1559 (а,б), 1562 (а), 1561(б).
Возможно, использовать групповую и индивидуальную форму работы с проверкой выполнения каждого этапа алгоритма.
Этап 5 Контроль знаний учащихся (тестирование – 2 варианта) с использованием презентации (Приложение 1) (16 мин)
Учащиеся работают за компьютером, по два человека и каждый выполняет задание индивидуально в своем темпе. Вариант ответа (задание №1) или сам ответ (задание №2, 3) отправляет учителю на компьютер. Учитель, проверив ответ, отправляет ученику количество набранных баллов в случае верного решения.
№ | 1 вариант | 2 вариант |
---|---|---|
1. Решите уравнения и запишите один из вариантов ответа (каждое по 2 балла) | ||
1 | ||
2 | ||
3 | ||
2. Решите уравнение и запишите ответ (3 балла) | ||
1 | 3. Решите систему уравнений и запишите ответ (1 – 4 балла); (2 – 6 баллов) | |
1 | ||
2 |
Этап 6 Заключительный этап урока (2 мин)
Подведение итогов урока. Учитель дает пояснение к домашнему заданию.
Этап 7 Домашнее задание (1 мин)
П.51 № 1563 (а, б); 1564, 1568 (б); 1572 (в, г)
Дополнительное задание: logx - 1(12x - x2 - 19) = 3
Список литературы
- А.Г.Мордкович: Алгебра и начала анализа, Ч 2 (задачник). М.: Мнемозина, 2005