Цель урока: обобщить и закрепить знания обучающихся по фонетике.
Задачи урока: закрепить навык нахождения в слове орфограмм, определяемых фонетическими законами языка, добиваться осознанного применения правил орфографии, успешного распознавания сильных и слабых позиций для фонем, добиваться знания таблицы «Ошибкоопасные места в слове», применения ее на практике, закрепить навык фонетического разбора слова.
Форма урока: урок-соревнование, класс делится на три команды (по желанию, по рядам и т.п.). Заранее нужно выбрать капитана команды, придумать название, связанное с темой урока. Задания выполняются в тетрадях для контрольных работ, для работы требуются ручки, карандаши, линейки. Столы в классе расставляются таким образом, чтобы было удобно работать в группе.
Ход урока
Слово учителя: Сегодня у нас с вами не простой урок, урок-соревнование. Мы должны повторить все, что изучили в разделе «Фонетика». Задания подобраны непростые, требуют от вас смекалки и умения работать вместе. В конце второго урока нужно будет выйти к доске двум представителям каждой команды и капитану, чтобы отчитаться о проделанной работе, а также коротко дать ответы на задания. Победившей считается та команда, которая выполнит большее количество заданий правильно. Каждый участник марафона получит оценку за работу на уроке, за работу в тетради. За шум в классе, за нарушение дисциплины и некорректное отношение к соперникам начисляются штрафные баллы. За 15 штрафных баллов дается дополнительное задание команде.
Задания для команды № 1.
1. Вслушайтесь в звучание стихотворения. Определите, сочетанием каких звуков передает автор грохот грома, стук дождевых капель. Запишите звуки в тетради.
По небу голубому
Проехал грохот грома.
И снова все молчит.
А миг спустя мы слышим,
Как весело и быстро
По всем зеленым листьям,
По всем железным крышам,
По цветникам, скамейкам,
По ведрам и по лейкам
Веселый дождь стучит.
2. Прочитайте слова, запишите их звуковой облик, а потом запишите звуки в обратном порядке. Какие слова получились?
Образец: лед – [л,от] – [тол,] – толь – материал, которым покрывают крыши.
Сделайте:
- из слова ЛЁН – цифру,
- из слова ЛЕЙ – дерево,
- из слова ЛОБ – название настила в доме.
3. Какими звуками различаются слова? Охарактеризуйте эти звуки, указав их признаки.
Дал – даль, лук – люк, флаги – фляги?
4. Расставьте ударения, указывая, где это возможно, случаи различения слов с помощью ударения:
Атлас, квартал, гусеница, хлопок, компас, свекла, пироги.
5. В названии какой птицы 40 гласных? В каких словах 100 согласных?
6. Составьте слово из звуков:
1-й – глухая пара [з],
2-й – глухая пара [д],
3-й – гласный [о] под ударением,
4-й – глухая пара [г].
7. Исправьте ошибки:
Сестра любит браца за любую работу.
Ей сегодня не спица.
Выходной переносица на пятницу.
8. Разделите слова на три группы:
- те, в которых только глухие согласные,
- те, в которых только звонкие согласные,
- те, в которых есть и звонкие, и глухие согласные.
Петушок, гребешок, травинка, бровинка, голова, борода, грива, катушка, кадушка, лягушка, пятка, ириска, сосиска, домовой, огороды, колокольчики.
9. Запишите фонетическую транскрипцию этих слов: Бить, белый, бровь, ад, яд, фильм, редька, арка, ярко, километр.
10. Составьте схему одного предложения, сделайте фонетический разбор.
Язык – это история народа, это путь цивилизации1 и культуры… Поэтому-то сбережение русского языка является не праздным1 занятием от нечего делать, но насущной необходимостью.
Задание для команды № 2.
1. Что должно стоять на месте ? знака?
Б/П = Д/?; Я/А = Ю/У= Ё/?=?/Э
2. Найдите, какие слова в этих группах лишние. (Обратите внимание на звуковой состав.)
- Конечно, нарочно, игрушечный.
- Что, чтобы, нечто.
- Чувствовать, баловство, да здравствует.
- Безмолвствовать, сочувствие, нравственный.
3. Найдите загаданный звук, запишите его характеристики:
Я – в озерах и в реках, но в воде меня нет.
Я – в арбузах и огурцах, но в дыне меня нет.
4. Составьте как можно больше слов из звуков, входящих в слово ПАЛИТРА.
5. Решите примеры:
[ж] – голос = ?
[г] – голос = ?
[д] – голос = ?
[п] + голос = ?
[з] + голос = ?
6. Определите, сколько звуков [о] и сколько букв О в этом предложении: Звонят во все колокола.
7. Прочитайте слова, запишите их звуковой облик, а потом запишите звуки в обратном порядке. Какие слова получились?
Образец: лед – [л,от] – [тол,] – толь – материал, которым покрывают крыши.
Сделайте:
- из слова ЛЮК – мешок
- из слова ТОК – домашнее животное
- из слова ШЁЛ – неправду.
8. Запишите фонетическую транскрипцию следующих слов:
Сесть, съесть, угол, уголь, ранка, нянька, мыльный, сад, сядь, мать, мять, эхо, ехать, нить.
9. Расставьте ударения в приводимых попарно словах:
- Вычитать (производить математическое действие) – вычитать (узнать что-либо при чтении);
- Острота (остроумное выражение) – острота (свойство чего – либо острого);
- Пахнуть (издавать запах) – пахнуть (повеять);
- Хлопок (удар в ладоши) – хлопок (растение).
10. Разделить слова на слоги для переноса: Антилопа, дымок, карусель, бульдозер, зерно, крот, корыто, капитаны, учительница, мороженое, встряска, этаж.
Задания для команды № 3.
1. Прочитайте слова, запишите их звуковой облик, а потом запишите звуки в обратном порядке. Какие слова получились?
Образец: лед – [л,от] – [тол,] – толь – материал, которым покрывают крыши.
Сделайте:
- из слова ШЕЙ – просьбу,
- из слова КУБ – связку или охапку чего – либо,
- из слова ТОЛ – прибор для измерения глубины моря.
2. Запишите слова по правилам русской орфографии: [грус,т,]; [л,эст,];
Почему слов получилось больше?
3. В каких словах буква С обозначает [с], а в каких – другие звуки?
Просьба, сшить, сжечь, слушать, синий.
4. Запишите фонетическую транскрипцию слов и укажите, в каких словах находятся рядом два гласных звука: Театр, какао, каемка, сиять, союз, струя, боец, шпион, дуэт, пианино.
5. Составьте слова из слогов: КЕ, ЗЕ, ФРУК, СЛИ, КОН, СО, ФИ, НИ, ВАФ, ФИР, ЛИ, ТЫ, КИ, ВЫ, ФЕ, ТЫ.
6. Поставьте ударение: Алфавит, арест, баловать, ворота, диалог, договор, заржаветь, звонит, искра, каталог, квартал, коклюш, красивее, начать, петля, прожил, распоясался, ремень, украинский, щавель.
7. Выпишите слова с разделительным Ь и сделайте их фонетическую транскрипцию:
Целый день лежит тюлень
И лежать ему не лень,
Жаль, тюленье прилежанье
Не пример для подражанья.Вот бы тебе, заяц, да лисьи зубы!
Вот бы тебе, серый, да волчьи ноги!
Вот бы тебе, косой, да рысьи когти!
– Э – э, что мне клыки да когти?
Душа – то у меня всё равно заячья.
8. Вставьте пропущенные буквы:
Ш…л по ш…ссе ч…рный галч…нок.
Обж…ра залез в кусты крыж…вника.
9. Вставьте пропущенные буквы:
Ц…плёнок прыгнул на ц…новку
И там на ц…почки привстал.
А мимо ш…л ц…ган на танц…
– Ц…п – ц…п, – ц…пленка он позвал.
10. Исправьте ошибки: Здесь лиса, красивый длинный прут, на днях в лесу нашел я грусть и очень был доволен.
Штрафное задание:
Сделать фонетический разбор: Много больших и маленьких зверей и птиц живет и кормится в накрытом снежной нависью зимнем лесу.
Литература
Волина В.В. «Веселая грамматика».