Цели.
- Создание условий для изучения нового материала по теме.
- Развитие умения анализировать, делать выводы.
- Воспитание гражданственности, любви к Родине.
Оборудование: Конституция РФ, историческая карта «Киевская Русь IХ – ХII века», тесты, листы с кластерами.
Ход урока
I. Организация класса. Приветствие.
II. Повторение изученного. Тест.
- Мы закончили блок тем «Человек и культура» и сейчас проведём тест по изученному материалу.
III. Работа над новым материалом.
1. Введение новой темы.
- Мы начинаем новую большую тему «Человек – защитник Отечества». Не все страны живут дружно. Бывает, что одно государство начинает войну против других. Почему это происходит?
2. Составление схемы на доске.
3. Стадия вызова.
- Если одни нападают, то другие стараются защитить свою страну, вернуть ей свободу. Защита государства – обязанность каждого гражданина России. Так записано в Конституции.
- Сегодня вы узнаете, как защищал нашу Родину Владимир Мономах.
- Что вы знаете о нём?
Верные и неверные утверждения. + -
- Владимир Мономах воевал с половцами.
- Русские князья не могли противостоять врагу, так как воевали между собой из-за земли.
- Дружина Мономаха одержала первую большую победу в 1103 году.
- Другие князья не участвовали в сражениях с половцами.
- Армия в Древней Руси состояла только из хорошо обученных и вооружённых воинов.
- После победы набеги половцев не прекратились.
- В годы правления Киевской Русью Владимиром Мономахом жизнь славян была более спокойной и мирной.
4. Стадия осмысления.
Чтение текста с инсерт-маркировкой: v – это мне знакомо, ! – узнал новое, ? – не понятно.
Физминутка.
Обсуждение прочитанного.
- Анализ верных и неверных утверждений.
При обсуждении первого высказывания показать на карте, почему В.М. пришлось первому защищать Русь от кочевников, т.к. его княжество Переяславль по географическому расположению самое первое от границы с половцами.
- Для более точного ответа на пятое высказывание необходима дополнительная информация. Прослушайте сообщение об армии в Древней Руси.
Шестое высказывание поясняет учитель: набеги половцев стали очень редкими, со многими половецкими ханами В.М. заключил договор, своего сына Юрия (Долгорукого) женил на дочери одного из дружественных половецких ханов, окончательный разгром половецкого войска произошёл лишь в 1111 году.
5. Стадия рефлексии.
Работа в парах. Самостоятельное составление кластера «Войны в Древней Руси» (Приложение 1)
IV. Итог.
– Что для вас самое главное было на этом уроке?
Домашнее задание: не только прочитать и запомнить текст, но и составить вопросы к нему, нарисовать русских воинов.
Приложение 2. Тексты к уроку.
Приложение 3. Урок «Дыхательная система».