Развитие критического мышления на уроках окружающего мира

Разделы: Начальная школа


Цели.

  1. Создание условий для изучения нового материала по теме.
  2. Развитие умения анализировать, делать выводы.
  3. Воспитание гражданственности, любви к Родине.

Оборудование: Конституция РФ, историческая карта «Киевская Русь IХ – ХII века», тесты, листы с кластерами.

Ход урока

I. Организация класса. Приветствие.

II. Повторение изученного. Тест.

- Мы закончили блок тем «Человек и культура» и сейчас проведём тест по изученному материалу.

III. Работа над новым материалом.

1. Введение новой темы.

- Мы начинаем новую большую тему «Человек – защитник Отечества». Не все страны живут дружно. Бывает, что одно государство начинает войну против других. Почему это происходит?

2. Составление схемы на доске.

3. Стадия вызова.

- Если одни нападают, то другие стараются защитить свою страну, вернуть ей свободу. Защита государства – обязанность каждого гражданина России. Так записано в Конституции.

- Сегодня вы узнаете, как защищал нашу Родину Владимир Мономах.

- Что вы знаете о нём?

Верные и неверные утверждения. + -

  • Владимир Мономах воевал с половцами.
  • Русские князья не могли противостоять врагу, так как воевали между собой из-за земли.
  • Дружина Мономаха одержала первую большую победу в 1103 году.
  • Другие князья не участвовали в сражениях с половцами.
  • Армия в Древней Руси состояла только из хорошо обученных и вооружённых воинов.
  • После победы набеги половцев не прекратились.
  • В годы правления Киевской Русью Владимиром Мономахом жизнь славян была более спокойной и мирной.

4. Стадия осмысления.

Чтение текста с инсерт-маркировкой: v – это мне знакомо, ! – узнал новое, ? – не понятно.

Физминутка.

Обсуждение прочитанного.

- Анализ верных и неверных утверждений.

При обсуждении первого высказывания показать на карте, почему В.М. пришлось первому защищать Русь от кочевников, т.к. его княжество Переяславль по географическому расположению самое первое от границы с половцами.

- Для более точного ответа на пятое высказывание необходима дополнительная информация. Прослушайте сообщение об армии в Древней Руси.

Шестое высказывание поясняет учитель: набеги половцев стали очень редкими, со многими половецкими ханами В.М. заключил договор, своего сына Юрия (Долгорукого) женил на дочери одного из дружественных половецких ханов, окончательный разгром половецкого войска произошёл лишь в 1111 году.

5. Стадия рефлексии.

Работа в парах. Самостоятельное составление кластера «Войны в Древней Руси» (Приложение 1)

IV. Итог.

– Что для вас самое главное было на этом уроке?

Домашнее задание: не только прочитать и запомнить текст, но и составить вопросы к нему, нарисовать русских воинов.

Приложение 2. Тексты к уроку.

Приложение 3. Урок «Дыхательная система».