Пояснительная записка.
Огромную важность в непрерывном образовании личности имеет уровень творческой одаренности, способности к творчеству.
Введение данного курса по выбору, обусловлено тем, что в настоящее время большое внимание уделяется изучению креативности. Данная проблема интересна и своевременна, так как обучение творчеству имеет важный социальный аспект и может проявляться в мышлении, общении, отдельных видах деятельности. Технологический прогресс шаг за шагом ведет нас к тому, что отстраняет человеческую память от должности хранителя и источника информации. От человека все больше и больше ожидается совсем другое, а именно – умение придумывать, создавать, находить оригинальные решения.
Данная программа по выбору ориентирована на решение различных по форме и содержанию творческих теоретических задач. Особый акцент в программе сделан на соблюдение основных требований к творческой задаче, таких как: латентность, неопределенность условия, полипредметность, многовариантность решения.
Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как математика, физика, биология, экология и является не только логическим продолжением развития и совершенствования навыков решения химических задач, включенных в школьную программу, но и способствует формированию новых. Большое место отводится интегрированным задачам
Программа адресована учащимся 9-х классов, так как они уже познакомились с основами общей химии и могут применять полученные ранее знания на практике.
Данная программа построена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта по химии.
В результата изучения курса обучающийся должен знать основные требования к решению задач, методы развития креативности, уметь применять теоретический материал на практике, логически рассуждать, планировать, де6лать краткие записи, после ответов на которые решаются исходные проблемы в целом, владеть различными способами решения различных типов задач, приемами обобщения знаний (анализом фактического материала, сопоставлением и систематизацией фактов, выявлением главного).
В соответствии с этим, целью прохождения настоящего курса является формирование у каждого ученика необходимого индивидуального опыта химического творчества, исследовательской работы.
Основные задачи программы заключаются в следующем:
- овладеть различными способами решения химических задач, основываясь на индивидуальные интеллектуальные способности учащихся;
- способствовать лучшему усвоению теоретического материала, имеющего непосредственное отношение к производственным процессам, лучшему пониманию научно-технических основ технологии химического производства, физико-химической сущности технологических процессов;
- стимулировать углубленное изучение теоретических вопросов, интерес к решению творческих задач;
- связывать воедино отдельные химические явления и факты;
- использовать межпредметные связи при решении интегрированных задач.
Программа включает следующие разделы:
- «Способы решения химических задач».
- «Решение комбинированных задач».
- «Решение задач с политехническим (производственным) содержанием».
- «Решение задач повышенной сложности».
- «Проверка усвоения знаний учащихся».
Программа предусматривает проведение установочных лекций, практических занятий, обобщающих уроков.
Освоение курса предполагает помимо посещения коллективных занятий выполнение внеурочных (домашних) заданий по решению и составлению задач.
Изучение курса завершается олимпиадой. Промежуточная оценка знаний и умений включает в себя: решение предложенной задачи различными способами, составление прямых и обратных комбинированных задач.
Курс по выбору рассчитан на 17 часов лекционно-практических занятий в 9-х классах.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название темы |
Количество часов |
Форма контроля |
||
всего |
лекций |
практ. занятий |
||
Раздел 1. Способы решения химических задач. |
|
|
|
Самостоятельное решение предложенных задач различными способами. |
1.1. Решение задач на соотношение масс веществ, сравнение масс веществ, составление пропорций. |
2 |
1 |
1 |
|
1.2. Решение задач с использованием величины «количество вещества» и ее единицы «моль», коэффициента пропорциональности, приведения к единице. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
1.3. Дополнительные способы решения задач: вывод алгебраической формулы и расчеты по ней, графический метод решения задач. |
2 |
0,5 |
1,5 |
|
Итого по разделу: |
6 |
2 |
4 |
|
Раздел 2. Решение комбинированных задач. |
2 |
|
2 |
Самостоятельное составление прямых и обратных задач. |
Итого по разделу: |
2 |
|
2 |
|
Раздел 3. Решение задач с политехническим (производственным) содержанием. |
3 |
|
3 |
|
Итого по разделу: |
3 |
|
3 |
|
Раздел 4. Решение задач повышенной сложности (олимпиадных). |
3 |
|
3 |
|
Итого по разделу: |
3 |
|
3 |
|
Раздел 5. Проверка усвоения знаний учащихся. |
3 |
|
3 |
Олимпиада. |
Итого по разделу: |
3 |
|
3 |
|
Всего |
17 |
2 |
15 |
|
Содержание программы.
Раздел 1. Способы решения химических задач.
1.1. Решение задач на соотношение масс веществ, сравнение масс веществ, составление пропорций. Составление алгоритма решения задач по химическим формулам и химическим уравнениям данными способами. Использование данных способов при решении предложенных задач.
1.2. Решение задач с использованием величины «количество вещества» и ее единицы «моль», коэффициента пропорциональности, приведения к единице. Составление алгоритма решения задач по химическим формулам и химическим уравнениям данными способами. Использование данных способов при решении предложенных задач.
1.3. Дополнительные способы решения задач: вывод алгебраической формулы и расчеты по ней, графический метод решения задач. Составление алгоритма решения задач по химическим формулам и химическим уравнениям данными способами. Использование данных способов при решении предложенных задач.
Раздел 2. Решение комбинированных задач.
Решение предложенных комбинированных задач. Составление прямых и обратных комбинированных задач самими учащимися.
Раздел 3. Решение задач с политехническим (производственным) содержанием.
Составление физико-химических характеристик реакций. Составление схем технологических процессов. Использование оптимальных условий получения новых веществ. Решение задач с производственным содержанием.
Раздел 4.Решение задач повышенной сложности (олимпиадных).
Решение олимпиадных задач (городского, областного, всероссийского уровней).
Раздел 5. Проверка усвоения знаний учащихся.
Решение предложенных задач каждому разными способами. Решение комбинированных задач, составленных самостоятельно и предложенных друг другу. Решение олимпиады.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ.
- Богоявленская Д.Б. Психологические особенности интеллектуальной активности. – М., 1988.
- Богоявленская Д.Б. Пути к творчеству. – М .: Знание, 1981.
- Ерыгин Д.П., Шишкин Е.А. Методика решения задач по химии. – М., 1989.
- Оржековский П.А., Титов И.А. Организация творческого сотрудничества учащихся на практических занятиях // Химия в школе. – 1995. – № 1.
- Оржековский П.А., Богомолова Н.В. Обучение учащихся решению экспериментальных творческих задач // Химия в школе. – 1993. – № 5.
- Панов В.И., Панова Л.В. Краткое руководство для учителей по работе с одаренными учащимися. – М., 1997.
- Стенберг Р., Григоренко Е. Учись думать творчески. Основные современные концепции творчества и одаренности. – М.: Молодая гвардия, 1997.
- Шелковникова О.С. Задания по химии с производственным содержанием. – Кемерово, 1988.
- Юркевич В.С. О «наивной» и «культурной» креативности (Основные современные концепции творчества и одарённости). – М.: Молодая гвардия, 1992. –С. 127–143.
- Яковлева Е.Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся. – М., 1998.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ.
- Абкин Г.Л. Задачи и упражнения по химии – издание 3-е. – М.: Просвещение, 1980.
- Адамович Т. П., Васильева Г.И., Мечковский С.А. Сборник олимпиадных задач по химии. – Минск: Народная асвета, 1980.
- Габриелян О.С., Решетов П.В., Остроумов И.Г. Задачи по химии и способы их решения. – М: Дрофа, 2004.
- Ефимов А.И., Карцова Л.А., Луцкая И.М. Задачи по химии. – Л.: Издательство Ленинградского университета, 1986.
- Колягин Ю.М., Оганесян В.А. Учись решать задачи по химии. – М.: Просвещение, 1980.
- Магдесиева Н.Н., Кузьменко Н. Е. Учись решать задачи по химии. – М.: Просвещение, 1986.
- Польские химические олимпиады: Сборник задач / Перевод с польского. – М.: Мир, 1980.
- Шамова М.О. Учимся решать расчётные задачи по химии: технология и алгоритмы решения. – М.: Школа-Пресс, 2001.
ПЕРЕЧЕНЬ КЛЮЧЕВЫХ СЛОВ
Анализ
Зрелая креативность
Избыток
Интеллект
Качественный состав
Количественный состав
Комбинированные задачи
Креативность
Латентность
Массовая доля
«Наивная» креативность
Недостаток
Объемная доля
Относительная атомная масса
Относительная молекулярная масса
Парадокс
Практический выход
Примеси
Растворы
Свертывание рассуждения
Сотрудничество
Творчество
Теоретический выход
Химическая Формула
Химическое уравнение