Содержание.
- Содержание
- Пояснительная записка
- Цель и задачи
- Ожидаемый результат
- Учебно – тематический план
- Содержание курса
- Литература
Пояснительная записка.
Природа, мир, тайник Вселенной,
Я службу долгую твою,
Объятый дрожью сокровенной,
В слезах от счастья, отстою.
Борис Пастернак
В программе действий, принятой на конференции ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992) отмечается, что биологическое разнообразие на нашей планете представляет собой ничем невосполнимую ценность: экологическую, генетическую, экономическую, научную, культурную, рекреационную, эстетическую, образовательную. В то же время, разнообразие биологических видов стремительно сокращается под действием антропогенного фактора, что зафиксировано во многих международных документах последних лет. Очень важно предвидеть и устранить причины этого глобального явления. Одним из действенных направлений защиты и сохранения живой природы, в том числе среды обитания, является создание системы особо охраняемых природных территорий (ООПТ). Однако наиболее надежным гарантом сохранения дикой природы как на территориях государственных природных заповедников и национальных парков, так и за пределами является высокий уровень экологической культуры всего населения страны. Важнейшим механизмом формирования такой культуры может выступать общее экологическое образование.
В системе общего образования нашей страны предпринимается ряд усилий по развертыванию экологического образования на уровне современных требований. Однако следует отметить, что изучению особо охраняемых территорий уделяется мало времени как в учебном процессе общеобразовательных школ, так и в учреждениях дополнительного образования детей. В школьных программах по географии, биологии, экологии охраняемые территории изучаются лишь фрагментарно, в связи с характеристикой общих проблем охраны природы или о них только упоминается.
Поэтому очень актуально звучит сегодня высказанная ещё в начале ХХ века мысль, что для «непрерывного роста национальной культуры каждый народ должен оберегать её корни в первоначальной природе. Ни музеи, ни книги не могут заменить национального музея свободной природы». (Борейко В.Е. «Этико-эстетический подход в охране дикой природы и заповедном деле». Киев, 1997г., стр.96).
Что такое ООПТ? Какую общекультурную, научную, рекреационную, образовательную функцию они выполняют? Сколько их и как долго они будут существовать? Понимаем ли мы ценность дикой природы? Что мы можем сделать для того, чтобы её сохранить? Эти и другие вопросы недостаточно представлены в содержании школьного образования, что определяет актуальность изучения заповедных территорий в виде самостоятельного курса.
Основная цель данной программы – Воспитание гражданина планеты Земля, способного обеспечивать устойчивое общественное развитие человечества и, в первую очередь, своей страны (формирование у подрастающего поколения представления об уникальной ценности заповедных территорий и развитие бережного и ответственного отношения к природе своего края, Родины, нашей планеты). Реализация цели программы предусматривает решение ряда важнейших образовательных и воспитательных задач.
- Формирование у учащихся системных представлений об охраняемых природных территориях как о ценности, имеющей национальное, мировое экологическое и культурное значение (об исторических корнях заповедания – выделения охраняемых природных территорий с определенными целями; о деятельности заповедников и национальных парков; о замечательных людях, которые посвятили свою жизнь созданию заповедных территорий и т.д.).
- Формирование позитивного отношения учащихся ко всему разнообразию живой природы, в сохранении которой важную роль играют охраняемые природные территории, на основе коррекции целей и мотивов экологического поведения учащихся. Эта работа связана с эмоциональной сферой, направлена на актуализацию лучших нравственных побуждений, эстетических чувств, желания беречь природу.
- Формирование практических умений и навыков поведения (уметь оценивать простейшие экологические воздействия человека на окружающую среду, в том числе на состояние видового разнообразия в ней; соблюдать экологические правила поведения в дикой природе; участвовать в посильной природоохранной деятельности, оценивать эстетические достоинства окружающего ландшафта, в том числе отраженные в различных художественных формах и т.д.).
Содержание данной программы предусматривает возможность её реализации в личностно-ориентированном режиме. Для этого необходимо ориентироваться на решение педагогических задач:
- Развитие у учащихся умений и навыков учебной деятельности, развитие познавательных, эмоциональных, физических и духовных творческих способностей учащихся.
- Совершенствование у учащихся навыков общения, как в коллективе сверстников, так и со старшими при организации групповых форм учебной деятельности.
- Развитие личностной зрелости учащихся: осмысление своего места в мире, стремление к раскрытию своих способностей, использованию потенциала общения с природой для своего личностного развития и самосовершенствования.
Высокий образовательный уровень реализации программы обеспечивается благодаря использованию основных положений гуманистической психологии и педагогики, теории и методики экологического образования.
К условиям достижения определенных результатов работы можно отнести:
- совершенствование образовательного процесса;
- повышение мотиваций в достижении высоких результатов;
- мобилизация умственных, нравственных и физических резервов организма;
- повышение уровня воспитательного воздействия на участников группы; др.
Состав группы постоянный. Дети в группу набираются по интересам и желанию. Продолжительность одного занятия 45 минут 1 раз в неделю в течение полугодия. Учебный план рассчитан на 17 недель занятий. Общее их количество составляет 17 часов, кроме участия в летних многодневных или кратковременных походов.
Курс включает теоретический материал и практические занятия.
Место проведения: кабинет географии, информатики, библиотека, природная площадка.
Проведение занятий с использованием инновационных методик, в том числе использование ИКТ.
Формы организации: мини-лекция, практикум, уроки-путешествия, экскурсия, обмен мнениями, конференция, и т.д.
Формы подведения итогов работы по программе – творческие отчеты учащихся, компьютерные презентации и урок контроля знаний (тестовая работа).
Ожидаемый результат:
- Сформированность у учащихся системных представлений об охраняемых природных территориях.
- Позитивное отношение учащихся ко всему разнообразию живой природы.
- Сформированность практических умений и навыков поведения в окружающей среде.
- Проявление высоких нравственных качеств личности в общении с людьми и поступках подростков.
Учебно-тематический план
№ |
Тема |
Количество часов |
||
Всего |
Теоретические |
Практические |
||
1 |
Охраняемые природные территории мира |
5 |
3 |
2 |
2 |
Особо охраняемые территории России |
6 |
3 |
3 |
3 |
Особо охраняемые территории Челябинской области и своей местности. |
6 |
3 |
3 |
|
Итого: |
17 |
9 |
8 |
Содержание курса
Тема 1. Охраняемые природные территории мира (5 часов).
Занятие № 1. Мини-лекция. Категории особо охраняемых природных территорий: заповедники, национальные парки, природные парки и др. Их цели и задачи. История создания особо охраняемых территорий. Первые национальные парки и заповедники.
Занятие № 2, 3. «Клуб путешественников». Характеристика 2 – 3 особо охраняемых природных территорий: история создания; природные комплексы и основные объекты охраны. Основные виды деятельности. Редкие и исчезающие виды. Объекты историко-культурного наследия. Экологический туризм.
Просмотр видеофрагментов о национальных парках «Большой каньон» (США, Северная Америка), «Серенгети» (Танзания, Африка), «Амазонка» (Бразилия, Южная Америка), «Дороги жизни» (мир океана).
Занятие № 4. Практикум. Творческое занятие: приготовить презентации (по выбору учащихся):
- Европа, национальные парки: «Баварский лес» (Германия), «Камарг» (Франция);
- Азия, Большой Гобийский заповедник, национальный парк «Корбетт» (Индия);
- Австралия, национальные парки «Большой барьерный риф», «Какаду», «Скала Улуру»;
- Америка, национальные парки Йеллоустонский, «Денали» (гора Мак-Кинли), «Водопады Игуасу»;
- Африка, национальный парк Крюгера (ЮАР).
Занятие № 5. Международные конвенции и соглашения в области охраны природы, связанные с особо охраняемыми природными территориями. Международные природоохранные организации (Всемирный Союз Охраны Природ – МСОП, Всемирный фонд дикой природы и др.), международные программы и проекты в области охраны природы.
Творческие отчеты, просмотр и оценка презентаций учащихся.
Тема 2. Особо охраняемые территории России. (6 часов).
Занятие № 6. Общая характеристика системы особо охраняемых природных территорий России. История создания. Различные подходы к организации ООПТ: научный, прагмастический, эстетический. Основоположники заповедного дела: А.В. Докучаев, Г.А.Кожевников, А.П. Семенов-Тян-Шанский и др.
Категории особо охраняемых природных территорий: государственные природные заповедники, национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы и т.д. Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях». Заповедники и национальные парки, их задачи; сходство и различия.
Занятие № 7,8. Конференция. Характеристика особо охраняемых природных территорий (заповедники и национальные парки): история создания; природные комплексы и основные объекты охраны. Основные виды деятельности. Редкие и исчезающие виды, занесенные в Красную книгу России. Объекты историко-культурного наследия.
Просмотр видеофрагментов «Природа России».
Занятие № 9. Практикум.Творческое занятие: приготовить презентации (по выбору учащихся).
Европейская часть России. Заповедники: Окский, Центрально-Черноземный, Кандалакшский, Лапландский, Астраханский, др. Национальные парки: «Куршская коса», «Валдайский» и др.
Азиатская часть России. Заповедники: Баргузинский, Сихотэ-Алинский, Большой Арктический, Остров Врангеля, Байкальский, др. Национальные парки.
Занятие № 10. Обмен мнениями. Сравнение понятий «природная среда», «мир природы», «общение с природой». Восприятие человеком красоты и гармонии природы (цвет, форма, пропорции, ритмы, размеры, симметрия, динамика, звучание и т.п.). Символическое значение природы. Историко-культурная ценность живой природы. Отражение красоты природы в живописи, скульптуре, литературе, музыке, фольклоре.
Занятие № 11. Экологическая этика как элемент экологической культуры. Забота о сохранении разнообразных форм жизни как новая ценность современной цивилизации. Рациональное природопользование – важное условие устойчивого развития человечества.
Творческие отчеты, просмотр и оценка презентаций учащихся.
Тема 3. Особо охраняемые территории Челябинской области. (6 часов.)
Занятие № 12. Особо охраняемые природные территории Челябинской области. Характеристика наиболее значимых ООПТ: история создания; природные комплексы и основные объекты охраны. Основные виды деятельности. Редкие и исчезающие виды, занесенные в Красную книгу России. Объекты историко-культурного наследия. Люди, посвятившие свою жизнь изучению и сохранению дикой природы. Роль особо охраняемых природных территорий в сохранении биоразнообразия региона. Ресурсосберегающий, научный, рекреационный, туристический потенциал ООПТ. Вклад особо охраняемых природных территорий в социально-экономическое развитие области.
Занятие № 13. Практикум. Знакомство с деятельностью и природой Ильменского, Восточно-Уральского заповедников и национальных природных парков «Таганай», «Зюраткуль», заказниками и памятниками природы области.
Просмотр презентаций и создание учащимися собственных работ.
Занятие № 14. Экология окрестностей Красногорского городского поселения. Роль человеческого фактора в сохранении окружающей природы. Просмотр авторского видеофильма «Экология Красногорского». Творческие отчеты, просмотр и оценка презентаций (Кичигинский бор, озера Хомутинино и др.) учащихся.
Занятие № 15, 16. Экскурсия«Промышленное и бытовое загрязнение». Составление отчета по итогам экскурсии.
Занятие № 17. Обобщающее повторение, контроль знаний (тест).
Литература.
- М.А.Андреева, А.С.Маркова «География Челябинской области», Челябинск, Ю -У книжное издательство, 2002г.
- М.А.Андреева, А.С.Маркова «Справочник по Челябинской области «Познай свой край», Челябинск, Ю -У книжное издательство, 2002 г.
- Н.О.Абрахина, С.М.Соколовская «Заповедники России», Челябинск, «Взгляд» 2003г.
- Борейко В.Е. «Этико-эстетический подход в охране дикой природы и заповедном деле». Киев, 1997г.
- Б.Д.Васильев «Мир дикой природы. Тайны гор». Москва, «Росмэн», 1997.
- Л.Ф Греханкина, А.Н.Захлебный и др. «Мир заповеденой зоны», «География в школе», 2006г.
- «Ильменский заповедник» (фотоальбом), Челябинск, Ю - У книжное издательство, 1991г.
- Г.И.Рычагов «Мир географии», Москва, «Мысль», 1984г.
- В.Е.Соколов, Е.Е.Сыроечковский «Заповедники Кавказа», Москва, «Мысль», 1990г.
- В.Е.Соколов, Е.Е.Сыроечковский «Заповедники европейской части России», Москва, «Мысль», 1989г.
- В.Е.Соколов, Е.Е.Сыроечковский «Заповедники Дальнего Востока», Москва, «Мысль», 1985г.