Цели: Создать условия для:
- Закрепления знаний таблицы умножения и соответствующих случаев деления.
- Активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся. Развития умений применять полученные знания на практике.
- Воспитания коммуникативных навыков, интереса к предмету.
Обоснование урока:
В основу урока положена технология развивающего и личностно ориентированного обучения. Цели данного урока тесно связаны с целями предшествующих уроков, поскольку закрепление таблицы умножения и соответствующих случаев деления – неотъемлемая часть уроков математики в 3-м классе.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, проблемного характера, игровые, поисковые.
Формы работы: работа в парах, фронтальная, индивидуальная работа.
Активизация познавательной и мыслительной деятельности учащихся просматривается на протяжении всех этапов урока. На уроке имеют место упражнения на релаксацию, на развитие внимания, координации движения. Интерес к предмету поддерживается на протяжении всего урока. Была дана установка на удержание информации до конца урока. На основе этого проведена рефлексия. Дети смогли реально оценить свои знания таблицы умножения и сделать выводы.
Ход урока
Структура урока |
Действия учителя |
Направление действий ученика |
Методический комментарий |
|||||||||||||||
1. Организационный момент.
|
– Здравствуйте, ребята. Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте друг другу удачи. Хочу пожелать вам на уроке хорошего настроения. В этом нам помогут сказки. |
Учащиеся смотрят друг на друга, садятся за парты. |
Такого рода упражнения способствуют созданию благоприятной рабочей обстановки на уроке. |
|||||||||||||||
– Любите ли вы сказки? |
Ответы детей.
|
|
||||||||||||||||
– Жили-были дед и баба и была у них Курочка Ряба. Снесла курочка яичко. Мышка бежала, хвостиком толкнула, яичко упало и разбилось. Тогда Курочка снесла 2 яичка. Но мышка их снова разбила. Тогда Курочка снесла ещё 4 яичка. Но мышка разбила и их. Из скольких яичек могли сделать яичницу дед и баба, если бы не распустили свою мышку? |
Сказка настраивает ребят на работу, заинтересовывает в выполнении заданий. Дана установка на удержание информации до конца урока.
|
|||||||||||||||||
– Я предлагаю выполнить задания и с их помощью проверить ваши предположения. |
||||||||||||||||||
– Откройте ваши тетради и запишите число, классная работа. |
||||||||||||||||||
2. Устный счёт.
|
1. Задача на смекалку: |
– Наши герои сидят в следующем порядке: Шарик, Фёдор, Матроскин, Печкин. |
Задачи на смекалку способствуют развитию логического мышления, внимания у учащихся. |
|||||||||||||||
2. |
– Наибольшее однозначное число – 9. число десятков на два меньше, значит – 7. В сумме число 9 нам дают 7 и 2. Значит это число 72.
|
Подобные задания способствуют развитию у учащихся речи, логического мышления, внимания, памяти. Формируется умение доказывать, отстаивать свою точку зрения. |
||||||||||||||||
– Поменяйте местами две цифры в каждом примере так, чтобы равенства были верными: |
Упражнение способствует развитию памяти, внимания, закреплению таблицы умножения
|
|||||||||||||||||
69 : 3 = 7 |
63 : 9 = 7 |
|||||||||||||||||
|
|
После выполнения заданий устного счёта, на доске появляется 1-е яйцо. |
||||||||||||||||
3. Целеполагание.
|
а) Индивидуальное задание у доски «Цепочка»: |
Трое учащихся выполняют задание у доски. |
Задания на закрепление знаний таблицы умножения.
|
|||||||||||||||
б) Пока учащиеся работают у доски, классу предлагается задание.
|
– Желтому кругу – соответствует число 3. Синий треугольник – число 2. Зелёный квадрат – число 4. |
|||||||||||||||||
Получатся примеры: |
||||||||||||||||||
12 = 3 х 2 х 2 |
||||||||||||||||||
12 = 3 х 4 |
||||||||||||||||||
24 = 2 х 3 х 4 |
||||||||||||||||||
24 = 2 х 2 х 2 х 3 |
||||||||||||||||||
– Какие знания необходимы для выполнения этих заданий?
|
– Знания таблицы умножения.
|
Проверка индивидуальной работы, которую выполняли учащиеся у доски. |
||||||||||||||||
На доске появляется 2-е яйцо.
|
||||||||||||||||||
– Расшифруйте, пожалуйста эту запись: |
– Закрепление.
|
|||||||||||||||||
|
||||||||||||||||||
– Что же мы будем закреплять? |
– Будем закреплять знание таблицы умножения. |
Работа в парах. Способствует развитию у учащихся коммуникативных навыков. |
||||||||||||||||
– Чему будем учиться?
|
– Будем учиться применять знания таблицы умножения на практике. Будем думать, мыслить, искать, сотрудничать. |
Учащиеся сами выводят цели урока, ставят задачи. Которые должны выполнить на этом уроке. |
||||||||||||||||
На доске появляется 3-е яйцо. |
||||||||||||||||||
4. Физминутка.
|
– Посмотрите, какие котята. Они любят играть с клубками. Мы с вами будем следить за их игрой. Если красный клубок окажется справа. Правой рукой массируем мочку правого уха, если слева – левой рукой массируем мочку левого уха. А если посередине – массируем руками лоб.
|
Учащиеся внимательно следят за клубком и выполняют упражнения.
|
Физминутка способствует развитию внимания, а также массаж активизирует работу точек, расположенных на мочках ушей и лбу. |
|||||||||||||||
После физминутки на доске появляется 4-е яйцо. |
||||||||||||||||||
5. Работа по теме урока.
|
1-е задание. |
|
|
|||||||||||||||
– На доске числа: _, 3, _, 5, _, 7, _, 9. |
||||||||||||||||||
– Дополните ряд чисел. |
Дети дописывают пропущенные числа. |
|||||||||||||||||
– На какие две группы можно разделить эти числа? |
– Четные, нечётные. |
|||||||||||||||||
- Каждое чётное число уменьшить в 2 раза, а каждое нечётное число – увеличить в 3 раза. |
Выполняют задание самостоятельно в тетради. |
|||||||||||||||||
– Обменяйтесь тетрадями, сделайте взаимопроверку. |
После выполнения задания учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют работу соседа. |
Формируются коммуникативные навыки, умения анализировать свои действия, контролировать их. |
||||||||||||||||
– А теперь выполните самопроверку. (Вывешивает на доску решение). |
Учащиеся проверяют свои работы, опираясь на ответы. |
На доске появляется 5-е яйцо. |
||||||||||||||||
2-е задание. |
|
Учащимся раздаются карточки с примерами на знание таблицы умножения. |
||||||||||||||||
– Возьмите карточки. Решаем примеры, которые вам по силам. |
||||||||||||||||||
– Работаем по алгоритму: Решаю сам, если не справляюсь, прошу помощи у товарища; если не справляюсь, прошу помощи у класса; если не справляюсь, прошу помощи у учителя. |
Учащиеся приступают к выполнению задания. |
Задание учащиеся выполняют по выбору, что способствует развитию стремления к расширению своих возможностей. |
||||||||||||||||
– Работаем 5 минут. |
По сигналу учителя дети заканчивают работу. |
|||||||||||||||||
– Кто справился с заданием сам? |
Ответы учащихся.
|
Появляется 6-е яйцо. |
||||||||||||||||
– Кому понадобилась помощь товарища? Класса? Учителя? |
Оставшиеся примеры ученики решают дома. |
|||||||||||||||||
6. Зарядка для глаз.
|
– Найдите в классе зеленый треугольник и глазками обведите его. |
Дети выполняют задание.
|
Валеологическая минутка способствует снятию напряжения с глаз. |
|||||||||||||||
– Найдите красный круг и обведите его глазками. |
||||||||||||||||||
– Найдите желтый квадрат и обведите его глазами. |
||||||||||||||||||
7. Рефлексия.
|
– Кто помнит, на какой вопрос мы должны были ответить вначале урока? |
– Из скольких яиц могли приготовить яичницу дед и баба, если бы не распустили свою мышку? |
Появляется 7-е яйцо. На доску вывешивается красочная наглядность: Курочка Ряба.
|
|||||||||||||||
– Ваш ответ? |
– Из 7 яиц. |
|||||||||||||||||
– Сравните с количеством яиц на доске. |
||||||||||||||||||
– Что же придумала умная курочка? |
– Снесла золотое яичко. |
|||||||||||||||||
– Так заканчивается сказка. А я вам предлагаю следующее: ребята, уверенные в знании таблицы умножения, положат в лукошко к курочке золотые яички, а ребята, считающие, что им ещё надо подучить таблицу – простые яйца. |
|
Учащиеся сами оценивают свои знания таблицы умножения. Ставят определенные цели в дальнейшем овладении табличного умножения и деления. |
||||||||||||||||
Но не забывайте. что и для вас курочка тоже снесёт золотое яичко. |