Урок математики в 3-м классе по теме "Закрепление знаний таблицы умножения и соответствующих случаев деления"

Разделы: Начальная школа


Цели: Создать условия для:

  • Закрепления знаний таблицы умножения и соответствующих случаев деления.
  • Активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся. Развития умений применять полученные знания на практике.
  • Воспитания коммуникативных навыков, интереса к предмету.

Обоснование урока:

В основу урока положена технология развивающего и личностно ориентированного обучения. Цели данного урока тесно связаны с целями предшествующих уроков, поскольку закрепление таблицы умножения и соответствующих случаев деления – неотъемлемая часть уроков математики в 3-м классе.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, проблемного характера, игровые, поисковые.

Формы работы: работа в парах, фронтальная, индивидуальная работа.

Активизация познавательной и мыслительной деятельности учащихся просматривается на протяжении всех этапов урока. На уроке имеют место упражнения на релаксацию, на развитие внимания, координации движения. Интерес к предмету поддерживается на протяжении всего урока. Была дана установка на удержание информации до конца урока. На основе этого проведена рефлексия. Дети смогли реально оценить свои знания таблицы умножения и сделать выводы.

Ход урока

Структура урока

Действия учителя

Направление действий ученика

Методический комментарий

1. Организационный момент.

 

 

 

 

– Здравствуйте, ребята. Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте друг другу удачи. Хочу пожелать вам на уроке хорошего настроения. В этом нам помогут сказки.

Учащиеся смотрят друг на друга, садятся за парты.

Такого рода упражнения способствуют созданию благоприятной рабочей обстановки на уроке.

– Любите ли вы сказки?

Ответы детей.

 

 

 

– Жили-были дед и баба и была у них Курочка Ряба. Снесла курочка яичко. Мышка бежала, хвостиком толкнула, яичко упало и разбилось. Тогда Курочка снесла 2 яичка. Но мышка их снова разбила. Тогда Курочка снесла ещё 4 яичка. Но мышка разбила и их. Из скольких яичек могли сделать яичницу дед и баба, если бы не распустили свою мышку?

Сказка настраивает ребят на работу, заинтересовывает в выполнении заданий. Дана установка на удержание информации до конца урока.

 

 

– Я предлагаю выполнить задания и с их помощью проверить ваши предположения.

– Откройте ваши тетради и запишите число, классная работа.

2. Устный счёт.

 

 

 

 

1. Задача на смекалку:
В деревне Простоквашино на скамейке перед домом сидят дядя Фёдор, кот Матроскин, пёс Шарик и почтальон Печкин. Если Шарик, сидящий крайним слева, сядет между Матроскиным и Фёдором, то дядя Фёдор окажется крайним слева. Запишите, как сидят наши герои слева направо. Докажите, что именно так.

– Наши герои сидят в следующем порядке: Шарик, Фёдор, Матроскин, Печкин.
И если Шарик сядет между Фёдором и Матроскиным, то дядя Фёдор по условию задачи окажется крайним слева.

Задачи на смекалку способствуют развитию логического мышления, внимания у учащихся.

2.
– Сумма цифр двузначного числа равна наибольшему однозначному числу, а число десятков на два меньше этой суммы. Какое это число? Докажите, почему именно так.

– Наибольшее однозначное число – 9. число десятков на два меньше, значит – 7. В сумме число 9 нам дают 7 и 2. Значит это число 72.

 

Подобные задания способствуют развитию у учащихся речи, логического мышления, внимания, памяти. Формируется умение доказывать, отстаивать свою точку зрения.

– Поменяйте местами две цифры в каждом примере так, чтобы равенства были верными:

Упражнение способствует развитию памяти, внимания, закреплению таблицы умножения

 

69 : 3 = 7
7 х 6 = 58
89 : 1 = 9
9 х 4 =56

63 : 9 = 7
7 х 8 = 56
81 : 9 = 9
9 х 6 = 54

 

 

После выполнения заданий устного счёта, на доске появляется 1-е яйцо.

3. Целеполагание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

а) Индивидуальное задание у доски «Цепочка»:
72 : 8 х 4 : 6 х 2 =
63 : 7 х 4 : 6 х 5 =
24 : 4 х 6 : 9 х 5 =

Трое учащихся выполняют задание у доски.

Задания на закрепление знаний таблицы умножения.

 

 

 

 

 

 

б) Пока учащиеся работают у доски, классу предлагается задание.

 

– Желтому кругу – соответствует число 3. Синий треугольник – число 2. Зелёный квадрат – число 4.

Получатся примеры:

12 = 3 х 2 х 2

12 = 3 х 4

24 = 2 х 3 х 4

24 = 2 х 2 х 2 х 3

– Какие знания необходимы для выполнения этих заданий?

 

– Знания таблицы умножения.

 

Проверка индивидуальной работы, которую выполняли учащиеся у доски.

На доске появляется 2-е яйцо.

 

 

– Расшифруйте, пожалуйста эту запись:

– Закрепление.

 

а

р

з

к

е

н

л

п

и

1

2

3

4

5

6

7

8

9

– Что же мы будем закреплять?

– Будем закреплять знание таблицы умножения.

Работа в парах. Способствует развитию у учащихся коммуникативных навыков.

– Чему будем учиться?

 

– Будем учиться применять знания таблицы умножения на практике. Будем думать, мыслить, искать, сотрудничать.

Учащиеся сами выводят цели урока, ставят задачи. Которые должны выполнить на этом уроке.

На доске появляется 3-е яйцо.

4. Физминутка.

 

– Посмотрите, какие котята. Они любят играть с клубками. Мы с вами будем следить за их игрой. Если красный клубок окажется справа. Правой рукой массируем мочку правого уха, если слева – левой рукой массируем мочку левого уха. А если посередине – массируем руками лоб.

 

Учащиеся внимательно следят за клубком и выполняют упражнения.

 

Физминутка способствует развитию внимания, а также массаж активизирует работу точек, расположенных на мочках ушей и лбу.

После физминутки на доске появляется 4-е яйцо.

5. Работа по теме урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1-е задание.

 

 

 

 

 

 

 

– На доске числа: _, 3, _, 5, _, 7, _, 9.

– Дополните ряд чисел.

Дети дописывают пропущенные числа.

– На какие две группы можно разделить эти числа?

– Четные, нечётные.

- Каждое чётное число уменьшить в 2 раза, а каждое нечётное число – увеличить в 3 раза.

Выполняют задание самостоятельно в тетради.

– Обменяйтесь тетрадями, сделайте взаимопроверку.

После выполнения задания учащиеся обмениваются тетрадями и проверяют работу соседа.

Формируются коммуникативные навыки, умения анализировать свои действия, контролировать их.

– А теперь выполните самопроверку. (Вывешивает на доску решение).
4 : 2 = 2
6 : 2 = 3
8 : 2 = 4

3 х 3 = 9
7 х 3 = 21
9 х 3 = 27

Учащиеся проверяют свои работы, опираясь на ответы.

На доске появляется 5-е яйцо.

2-е задание.

 

 

Учащимся раздаются карточки с примерами на знание таблицы умножения.

– Возьмите карточки. Решаем примеры, которые вам по силам.

– Работаем по алгоритму: Решаю сам, если не справляюсь, прошу помощи у товарища; если не справляюсь, прошу помощи у класса; если не справляюсь, прошу помощи у учителя.

Учащиеся приступают к выполнению задания.

Задание учащиеся выполняют по выбору, что способствует развитию стремления к расширению своих возможностей.

– Работаем 5 минут.

По сигналу учителя дети заканчивают работу.

– Кто справился с заданием сам?

Ответы учащихся.

 

Появляется 6-е яйцо.

– Кому понадобилась помощь товарища? Класса? Учителя?

Оставшиеся примеры ученики решают дома.

6. Зарядка для глаз.

 

 

– Найдите в классе зеленый треугольник и глазками обведите его.

Дети выполняют задание.

 

 

Валеологическая минутка способствует снятию напряжения с глаз.

– Найдите красный круг и обведите его глазками.

– Найдите желтый квадрат и обведите его глазами.

7. Рефлексия.

 

 

 

 

 

– Кто помнит, на какой вопрос мы должны были ответить вначале урока?

– Из скольких яиц могли приготовить яичницу дед и баба, если бы не распустили свою мышку?

Появляется 7-е яйцо. На доску вывешивается красочная наглядность: Курочка Ряба.

 

– Ваш ответ?

– Из 7 яиц.

– Сравните с количеством яиц на доске.

– Что же придумала умная курочка?

– Снесла золотое яичко.

– Так заканчивается сказка. А я вам предлагаю следующее: ребята, уверенные в знании таблицы умножения, положат в лукошко к курочке золотые яички, а ребята, считающие, что им ещё надо подучить таблицу – простые яйца.

 

 

Учащиеся сами оценивают свои знания таблицы умножения. Ставят определенные цели в дальнейшем овладении табличного умножения и деления.

Но не забывайте. что и для вас курочка тоже снесёт золотое яичко.