Цели урока:
- обобщить знания учащихся о личности Петра I и его реформах; осмыслить значение петровских реформ;
- выявить положительные и отрицательные черты данного исторического периода;
- продолжить развитие познавательных способностей учащихся, навыков работы в группах, работы с историческими источниками;
- способствовать патриотическому и нравственному воспитанию, привитию интереса к изучаемому предмету.
Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация (Приложение 1).
Ход урока
1. Вводное слово учителя.
На протяжении ряда уроков изучалась одна из самых интересных и спорных эпох отечественной истории – эпоха Петра Великого. Личность Петра Великого и время, которое мы называем петровской эпохой, вызывают интерес и у историков и у граждан России. 28 января 1725 года, в день смерти первого русского императора, Феофан Прокопович, один из самых преданных сподвижников Петра произнес: «…Кого хороним?.. Петра Великого хороним. Закатилось «солнце земли Русской!». «Солнце земли Русской» – высочайшая оценка. Но уже при жизни высказывались совсем иные суждения: находились люди, которые считали царя виновником многих бед России. Даже поэты по-разному отзывались о нем в стихах:
Сей шкипер был,
Тот шкипер славный,
Кем наша двинулась земля,
Кто придал мощно
Бег державный рулю
Родного корабля.
А. Пушкин
Он молвил: «Мне вас жалко, вы сгинете вконец; но у меня есть палка, и я вам всем отец». А.К. Толстой
Почти 300 лет назад начались споры вокруг личности Петра и его деятельности, продолжаются они и сегодня. «Мы стали гражданами мира, но перестали быть в некоторых случаях гражданами России – виною Пётр», – писал Н.М. Карамзин.
Сегодня на уроке мы вспомним все, что мы знаем о Петре и его деятельности, дадим оценку его деятельности и выполним задание: выявить положительные и отрицательные черты данного исторического периода.
Урок пройдет в форме игры «Умники и умницы», правила которой мы изменили. Соревноваться будут команды, состав которых мы определим в ходе отборочного тура.
2. Отборочный тур.
Все учащиеся выполняют задания, определяются 9 учащихся, набравших наибольшее количество баллов, из них формируется 3 команды «умников». Все остальные учащиеся класса – «теоретики». Во время игры и команды, и теоретики получают жетоны с баллами, по которым будет произведен подсчет и определены победители игры и отмечены самые активные теоретики. (Задания отборочного тура в приложении 2).
3. Соревнования команд.
3.1. В каждом раунде «умникам» предлагаются 3 темы на выбор. Команды отвечают на вопросы по очереди. Если команда не отвечает на вопрос, он переходит к «теоретикам». (Вопросы игры в приложении 3).
3.2. Работа с источниками. (Приложение 4). Командам предлагаются отрывки из источников и вопросы к ним. Пока они готовят ответы, проводится тур для «теоретиков».
4. Тур для «теоретиков». (Приложение 5).
5. Подведение итогов игры. Определение команды-победителя.
6. Выполнение основного задания урока.
7. Итоги урока. Выставление оценок.
Используемые материалы:
Книги:
- Горяйнов С.А., Егоров А.А. История России IX–XVIII вв. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1996.
- Юрганов А.Л., Кацва Л.А. История России XVI–XVIII вв. – М.: Вентана-Граф, 1995.
- Артемов В.В. Рабочая тетрадь по истории Отечества. – М.: Просвещение, 2000.
Материалы Интернета:
- Шестакова Н.В. Повторительно-обобщающий урок по разделу «Петр I и его реформы».
- Онохина Е.Ф.Нетрадиционные уроки в курсе истории (из опыта работы).
Мультимедийные пособия:
- Библиотека наглядных пособий «История России XVII–XIX вв.».
- Уроки Кирилла и Мефодия «История России до XIX века».
- Энциклопедия истории России 862–1917.