Цели урока
- Познакомить с особенности русской православной музыки.
- Познакомить с православным праздником Рождества Христова
- Ввести новые музыкальные термины.
- Воспитывать любовь к людям.
- Развивать вокальные данные, музыкальный слух, речь.
Оборудование: Пианино, магнитофон, DVD-плеер, диски с музыкой.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Начинаем урок музыки. Давайте поприветствуем друг друга улыбками.
2. Вступительная беседа.
Учитель. Ребята, какой православный праздник ожидает нас в ближайшем будущем?
Дети. Рождество Христово.
Учитель. Что это за праздник?
Дети. Рождество - это День Рождения Иисуса Христа.
Учитель. Какие воспоминания у вас связаны с вашим Днём рождения?
Дети. В этот день приглашают гостей, накрывают праздничный стол, имениннику дарят подарки, поют песни.
Учитель. А как мы можем поздравить Иисуса Христа в этот день?
Дети. Мы можем спеть песню, прийти в церковь.
Учитель. Да, ребята, в этот день люди собираются вместе на ночную церковную службу, потом собираются за праздничным столом, а после этого ходят по улице с песнями, в которых прославляют рождение Иисуса Христа. Кто из вас знает, как называются такие песни?
Колядки - это народные рождественские песни, в которых прославляют Иисуса Христа.
(Карточка со словом колядка прикрепляется к доске.)
Учитель. А вы когда-нибудь колядовали? Как вы это делали?
3. Распевание. Разучивание.
Учитель. Сегодня мы разучим колядку. Послушайте её.
(Учитель исполняет колядку.) Колядка разучивается по фразам.
Учитель. Ребята, колядка - это праздничная песня. Как будем её исполнять?
Дети. Громко, торжественно.
Учитель. Давайте представим, что наступило Рождество. Мы вышли колядовать.
(Дети инсценируют колядку.)
4. Введение в тему. Слушание музыки.
Учитель. А сейчас мы послушаем произведение, в котором тоже прославляют рождение Иисуса Христа.
(Звучит тропарь Рождества.)
Учитель. Куда перенесла нас эта музыка?
Дети. Эта музыка перенесла нас в православную церковь.
Учитель. Послушайте стихотворение Фёдора Ивановича Тютчева.
(Стихотворение читает ученица).
Сумерки, тени, лампады мерцание,
Запах горящих свечей,
Лики святые ласкает сияние
Их быстрокрылых лучей.
Слово молитвы, церковное пение.
Дым в алтаре голубой.
В сердце смущение, в сердце волнение.
Очи покрыты слезой.
В храме я вижу молитву народную;
Крепнет здесь вера моя,
Жизни осмысленной цель благородную
Здесь обретаю вновь я.
5. Формулирование темы урока.
Учитель. Попробуйте сформулировать тему нашего урока.
(На доске открывается тема. «Особенности русской православной музыки».)
6. Знакомство с новым материалом.
Учитель. Мы послушали церковное песнопение из праздничной рождественской службы, которое называется тропарь Рождества Христова.
Учитель. Вы знаете, что такое тропарь?
Учитель. В словаре Даля значение этого слова объясняется так: «Тропарь - церковный певчий стих»
(Карточка со словом тропарь прикрепляется к доске.)
Учитель. Каков характер этого тропаря?
Дети. Эта музыка торжественная, величественная, строгая.
Учитель. Послушайте тропарь Рождества ещё раз и постарайтесь определить характерную черту церковных песнопений.
(Звучит тропарь Рождества.)
Учитель. Кто может назвать характерную черту русской православной музыки?
Учитель. Сопровождали ли пение музыкальные инструменты?
Учитель. Кто знает, как называется такое пение? Учитель. Пение без сопровождения музыкальных инструментов называется а сареllа.
(Карточка с данным словом прикрепляется к доске.)
Учитель. А сареllа - это итальянское слово. Это и есть отличительная черта русской православной музыки. И в этом есть глубокий смысл: понимание человека как самого совершеннейшего инструмента, созданного Богом. Мы сталкивались когда-нибудь с таким исполнением?
Дети. Да, сталкивались.
Учитель. Давайте попробуем исполнить церковное рождественское песнопение а сареllа.
(Дети исполняют ирмос «Христос рождается»)
Учитель. Ребята, у церковной православной музыки, кроме исполнения а сареllа, есть ещё одна особенность, а помогут нам её определить гости из храма Рождества Богородицы. Они исполнят духовный концерт «Молитву пролию», а вы, слушая их, ищите ещё одну особенность русской православной музыки.
(Исполняется духовный концерт «Молитву пролию»)
Учитель. Кто может ответить на мой вопрос?
Учитель. Что вы заметили? Сколько было голосов?
Учитель. Совершенно верно. Русская православная музыка многоголосная, т.е. полифоническая. Полифония - многоголосие.
(Карточка с данным словом прикрепляется к доске.)
Учитель. Послушайте ещё один пример полифонического исполнения. Рождественское песнопение композитора Бортнянского «Дева днесь».
(Дети слушают музыку Бортнянского «Дева днесь».}
Учитель. Каков характер этой музыки?
Дети. Эта музыка торжественная, величественная, строгая.
7. Обобщение характера рождественских церковных песнопений.
Учитель. Мы сегодня слушали рождественские церковные песнопения. Чем они похожи? Каков их характер? Как они исполняются?
Дети. Все эти произведения отличает певучесть, торжественность, строгость. Исполняются без сопровождения музыкальных инструментов - а сареllа. Все произведения многоголосные, полифонические.
Учитель. Мы на кружке разучивали рождественскую песню на два голоса. Как она называется?
Дети. Песня называется «Гори, звезда ясная».
Учитель. Давайте её исполним.
(Дети исполняют песню «Гори, звезда ясная».)
8. Подведение итогов. Рефлексия.
Учитель. О каком празднике мы сегодня говорили на уроке?
Учитель. Всё, о чём мы пели, можно увидеть на иконе Рождества Христова.
(Иллюстрация иконы прикрепляется к доске).
Учитель. Итак, какие слова для вас были новыми? Что такое тропарь? Что такое колядка? Назовите особенности церковных православных песнопений?
Учитель. В церкви исполняют многоголосные полифонические произведения, а я вам предлагаю исполнить песню одноголосную, но этот голос полон любви. Песня о любви.
(Деты исполняют «Песню о любви».)
Учитель. Скажите, чем проникнута православная вера?
Учитель. Да, православная вера проникнута любовью, ведь Бог есть любовь.
(Звучит духовная песня, в исполнении Таисии Пушковой «Отец всем просит передать» Музыка Т.Пушков, слова великой княгини Ольги.)
Приложение. Фотографии