Дидактическая цель: создать условия для осмысления и осознания блока новой учебной информации средствами технологии проблемного обучения.
Учебно-методическое обеспечение:
- Программа для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа, 2005.
- Сивоглазов В. И., Агафонова И. Б., Захарова Е. Т. Общая биология: базовый уровень. 10–11 классы: учебник. – 2005.
- Дополнительный материал по учебникам Н. М. Черновой «Основы экологии»: 9 класс (М.: Дрофа, 1995) и Е. А. Криксунова «Экология»: 9 класс (М.: Дрофа, 1995).
Цели по содержанию:
- Образовательные: создать условия для формирования новых знаний о многообразии в природе биотических факторов, их воздействие на живой организм.
- Развивающие: способствовать развитию проблемного мышления через решение проблемных заданий.
- Воспитательная: формирование у школьников экологического мышления: осторожности вмешательства человека в отношения между живыми организмами.
Тип урока: урок изучения нового материала и первичного закрепления знаний.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый, проблемный.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.
Технологическая карта урока
Структура урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
|
Оргмомент. |
Учитель приветствует учеников, настраивает на успешную работу. |
Учащиеся готовятся к уроку. |
|
Актуализация знаний.
|
Проводит «мозговой штурм» по основным понятиям темы: |
Отвечают на вопросы.
|
|
Дайте ответ на вопрос: |
|||
1) Какие приспособления к изменению температуры окружающей среды существуют у растений? |
|||
2) Какие приспособления к недостатку влаги имеют живые организмы? |
|||
3) Какое значение имеет свет для организмов? |
|||
Мотивация и целеполагание.
|
Учитель приводит пример о значении рыжих муравьев в жизни леса. |
Учащиеся слушают учителя.
|
|
Цель сегодняшнего занятия познакомиться с многообразием взаимоотношений между живыми организмами, о роли человека в сохранении взаимоотношений в природе. |
|||
Изучение нового материала, осознание и осмысление.
|
Блок № 1. |
Учащиеся слушают информацию о хищничестве, записывают в тетрадь вывод: Нередко полное уничтожение хищников вызывало сначала увеличение численности популяции жертвы. Однако в дальнейшем это приводило к подрыву кормовой базы, развитию заболеваний и к массовой гибели жертв. |
|
Учитель ставит проблемную задачу № 1. Ученые полагают, что полное уничтожение хищников в природе ведет к массовой гибели жертв. Объясните, почему? |
|||
Учитель дает информацию о хищничестве – самом распространенном типе взаимоотношений в природе, которые играют важную роль в поддержании равновесия. |
|||
Учитель показывает слайды № 3–8. Обращает внимание на совершенствование в процессе эволюции хищников и жертв. |
|||
Учитель возвращается к проблемной задаче, обращает внимание на учет количества хищников при охоте. |
|||
Блок № 2. |
Работают со слайдами, работают с текстом учебника, обсуждают. Делают записи в тетради: паразиты, снижая жизнедеятельность хозяина, не вызывают его быстрой гибели, потому что в итоге это приведет к гибели самого паразита. |
||
Проблемная задача № 2. Известно, что в природе существуют паразиты во всех таксономических группах, начиная от внутриклеточных (вирусы) и кончая высшими растениями и многоклеточными животными. Почему же их существование не приводит к сокращению видового многообразия в природе? |
|||
Учитель предлагает прочитать текст на стр. 316–317, изучить слайды № 9–12, обсудить в паре ответ на проблемный вопрос. |
|||
Блок № 3. |
Учащиеся читают материал учебника, рассматривают слайды № 13,14, делают выводы. |
||
Проблемная задача № 3. Известно, что в экосистемах часто уживаются близкородственные виды. Объясните, почему это возможно? |
|||
Прочитайте текст на стр. 317. Что такое конкуренция? Проанализируйте схему на слайде № 14. Дайте ответ на вопрос. |
|||
Блок № 4. |
Учащиеся работают со слайдами, составляют проблемный вопрос, предлагают на обсуждение в классе. |
||
Учитель приводит примеры взаимовыгодных отношений в природе с использованием слайдов № 15, 16. |
|||
Дает задание составить проблемный вопрос. |
|||
Информация о домашнем задании.
|
1) Прочитайте текст учебной статьи «Биотические факторы среды». |
1) п. 5.3 |
|
На выбор: |
2) Учащиеся на выбор записывают задание.
|
||
2) Из дополнительной литературы подберите примеры взаимоотношений между организмами. |
|||
3) Примите участие в конкурсе творческих работ на тему «Мир взаимоотношений в живой природе». |
|||
4) Подготовьте проблемные вопросы к теме «Биотические факторы среды». |
|||
Рефлексия |
Показывает на последнем слайде № 18 рисунки, просит определить тип взаимоотношений, оценить уровень своих достижений. |
Рассматривают слайд, определяют тип взаимоотношений, оценивают свою деятельность. |
Приложение. Презентация.