Цель урока:
- Повторить тепловые явления.
- Показать практическую направленность науки физики. Доказать учащимся, что знания физики важны и в повседневной жизни.
Урок проводится в форме чаепития. Готовится электрический чайник, заварник, стаканы и чашки для чая, сахар. Наливаем в чайник воду, включаем его. Пока закипает вода, предлагаем решить следующие задачи.
- В Якутии, в селах для питья используют ледовую воду. Сколько теплоты потребуется для того, чтобы растопить 3 кг льда, внесенного с улицы. Температура на улице -30˚С.
- Какое количество тепла потребуется для нагревания полученной воды от 0˚С до 100˚С?
Т.к. урок проводится в качестве повторения, ученики решают задачи самостоятельно.
Далее просим ответить на следующие вопросы:
- Для чего накрывают чайник крышкой? (Чтобы уменьшить потери тепла через испарение).
- Происходит ли испарение при комнатной температуре? (Испарение происходит при любой температуре).
- Откуда появились пузырьки на дне и стенках чайника? (В воде всегда присутствует растворенный воздух, который при нагревании образует пузырьки).
- Почему чайник шумит перед закипанием? (Шум закипающей воды вызван схлопыванием поднимающихся пузырьков).
- Почему ожог паром при 100˚С опаснее, чем водой той же температуры? (При ожоге паром выделяется еще и теплота парообразования).
- Почему вода при кипении не меняет свою температуру при включенном нагревателе? (Подводимое нагревателем тепло затрачивается на интенсивное парообразование).
- Почему вода начинает остывать, как только отключить его нагреватель? (Т.к. температура окружающей среды намного ниже кипятка, происходит теплообмен, приводящий к понижению температуры).
- Почему из носика чайника выходит «пар»? (Это не пар, а туман, т.е конденсация пара при его выходе в воздух комнатной температуры).
- Какая вода быстрее закипит: сырая или кипяченная? (В сырой воде больше растворенного воздуха и образование пузырьков облегчается).
Вода в чайнике закипела, перейдем к чаепитию. Но прежде надо заварить чай. Вкус чая зависит от правильности его заварки. Чем выше температура заварки чая, тем лучше его вкус. - В каком чайнике – металлическом или фарфоровом лучше заваривать чай? (В фарфоровом, т.к. его теплопроводность меньше, чем у металлического, и вода в нем дольше останется горячей).
- Почему перед завариванием чая рекомендуется заварник ополоснуть кипятком? (Чтобы согреть его).
- Какие меры предосторожности надо предпринять, наливая горячий чай в стеклянный стакан? (Опустить в него металлическую ложку).
- Что раньше наливать – заварку или кипяток? (Чтобы горячая вода не разбрызгивалась, сначала наливаем в стакан заварку).
- Почему чай становится сладким, когда в него насыпают сахар? (Происходит диффузия).
Все, пьем чай. Осторожно, он горячий. - Что делаем, чтобы он быстрее остыл? (Наливаем чай в блюдце и дуем на него. При этом увеличивается испарение, и чай быстрее остывает).
А теперь проверим решение задач:
1. Дано: m = 3 кг t1 = -30˚ C t2 = 0˚ C cл = 2100 Дж/ кг· ˚ С λ = 3,4 · 105 Дж / кг |
Решение. Q = Q1 + Q2 Q1 = m c (t2 – t1 ) Q1 = 3кг · 2100 Дж/ кг· ˚С (0˚С+30˚С) Q1 = 189000 Дж Q2 = λ m= 3,4 ·105 Дж/ кг· 3 кг Q2 = 10,2· 105 Дж Q =189000 Дж + 1020000 Дж = 1209000 Дж Ответ: 1209000 Дж |
Q – ? |
2. Дано: m = 3 кг t1 = 0 ˚C t2 = 100 ˚C c = 4200 Дж/ кг· ˚С |
Решение. Q = mc( t2 – t1) Q = 3 кг · 4200 Дж/ кг· ˚С(100 – 0) ˚С Q = 1260000 Дж Ответ: 1260000 Дж |
Q – ? |
Заключение. На примере сегодняшнего урока мы увидели, что даже простое чаепитие объясняется физическими законами. За активное участие выставляются оценки.