Цель урока: сформировать знание о текстовых редакторах и текстовых процессорах.
Задачи:
- обучающие - сформировать знания у учащихся о сходствах и отличиях текстовых редакторов и текстовых процессорах; сформировать умение отличать по окну открытой программы текстовый редактор или текстовый процессор перед ними;
- развивающие - формирование интереса к работе с компьютерными программами; способствовать развитию памяти, внимания, наблюдательности, словесно-логическое мышление, формировать потребность в обучении и саморазвитии;
- воспитывающие - развитие внимательности, аккуратности, самостоятельности, умение работать индивидуально по заданной теме.
Тип урока: комбинированный урок.
Программное обеспечение: Блокнот, Microsoft Office Word.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация к уроку (Приложение 1), карточки со словарными словами (Приложение 2), карточки–задания (Приложение 5), документы, созданные в программах Блокнот (Приложение 3) и Word (Приложение 4).
План урока:
№ | Этап | Время (мин) | Методические приемы, используемые на данном этапе урока |
---|---|---|---|
1 | Организационный момент | 2 | |
2 | Постановка темы, целей | 3 | Беседа |
3 | Закрепление изученного | 7 | Беседа, самостоятельная работа, самоконтроль |
4 | Изучение нового | 10-15 | Элементы проблемного обучения |
5 | Закрепление нового материала | 12 | Мини – исследование, индивидуальная самостоятельная работа, взаимоконтроль. |
6 | Домашнее задание | 3 | Разноуровневое задание, учащиеся самостоятельно выбирают задание для себя |
7 | Подведение итогов урока | 3 | Беседа |
Содержание урока:
1. Организационный момент
Здравствуйте. Садитесь. На уроке нам потребуются: тетрадь, ручка. И, конечно, необходимы ваши знания, полученные на предыдущих уроках.
2. Тема, цели
Тема нашего сегодняшнего урока: «Текстовые редакторы и текстовые процессоры». (Приложение 1. Слайд 1)
- Что должны узнать на уроке? Чему научиться?
(Узнать, какие программы называют текстовыми редакторами. Какие программы называют текстовыми процессорами. Научиться различать текстовые редакторы от текстовых процессоров.)
3. Закрепление изученного, подготовка к изучению нового материала
1) На уроке будем использовать термины, которые изучили на предыдущих уроках. Повторим их.
– Перед вами карточка – задание. Подпишите фамилию, имя, класс. На карточке написаны: в левой колонке карточках написаны слова, справа на карточках написаны определения. Ваша задача: соединить слово и его определение. (Приложение 2)
Проверка: самоконтроль (Приложение 1, слайд 2).
- Кто не ошибся, поднимите руку. Молодцы!
2) Игра «Кто больше?»
- Где применятся компьютер в жизни?
Вывод: - Компьютер незаменим в современной жизни. Одно из современных применений компьютера – создание и обработка текстовых документов. Для того, чтобы пользователь мог работать с текстом существуют специальные программы. Какие бывают программы для работы с текстовыми документами, чем они отличаются друг от друга, мы должны выяснить прямо сейчас.
4. Изучение нового
- Откройте тетради. Пропустите четыре клеточки вниз от предыдущей работы. Запишите в тетрадях на полях число. Посредине страницы запишите тему урока.
- Что должны узнать?
- Какие программы для работы с текстом вы знаете?
(Блокнот, некоторые учащиеся знают Word).
Открыть по ссылке программу Блокнот (Приложение 1. Слайд 3. Гиперссылка на Приложение 3).
- Какая программа открыта? (Блокнот)
- Сейчас я покажу основные возможности программы Блокнот. Ваша задача определить, что можно делать с текстом в этой программе?
(Набирать текст, исправлять ошибки, изменять шрифт, печатать на принтере)
Открыть по ссылке презентации программу Word. (приложение 1. Слайд 2. Гиперссылка на Приложение 4)
- Какая программа открыта? (Microsoft Office Word)
- Сейчас я покажу основные возможности программы Word. Ваша задача определить, что можно делать с текстом в этой программе?
(Набирать текст, исправлять ошибки, изменять шрифт, печатать на принтере, вставлять рисунки, таблицы, картинки, схемы, оформлять документ)
Вывод (запись в тетрадь): текстовый редактор – это программа, при помощи которой набирают текст, исправляют ошибки, изменяют шрифт, печатают. Текстовый процессор – это программа, при помощи которой набирают текст, исправляют ошибки, изменяют шрифт, печатают, вставляют разные объекты, оформляют документ. (Приложение 1, слайд 3)
Итог этапа изучения нового материала.
- Какую программу выбрали бы вы для работы с текстом? Почему?
(Мнения пятиклассников неоднозначны: одни выбрали Блокнот, т.к. он понятен и прост в использовании, другие выбрали – Word, т.к. он имеет больше возможностей).
5. Закрепление нового материала
- Текстовые редакторы отличаются от текстовых процессоров не только своими возможностями, но и внешним видом окон программ. Используя карточки–задания, ваша задача разобраться с чертами сходства и отличия этих программ. Результаты своих исследований занесите в тетрадь. (Приложение 5)
Выполнение учащимися 1 и 2 задания из приложения. В тетрадь запись ответов и выводов по каждому заданию.
Взаимопроверка. (Приложение 1, слайд 4)
- Поставьте соседу отметку:
Нет ошибок – отметка «5»
1 ошибка – отметка «4»
2 ошибки – отметка «3»
- Кто получил «5»? «4»? «3»? Где допустили ошибку?
- Какие выводы сделали по заданию 1?
(Использована картинка текстового редактора Блокнот. Небольшое количество команд, мало функций, подпись в строке заголовка)
- Какие выводы сделали по заданию 2?
(Использована картинка текстового процессора Microsoft Word. Большое количество команд, много функций, подпись в строке заголовка)
Дополнительное задание (для тех справился с работой быстрее):
Задание 3. Найдите черты сходства и различия в окнах программ текстового редактора и текстового процессора. Результаты сравнения запишите в тетрадь.
У тех, кто выполнил дополнительное задание, проверить индивидуально и поставить дополнительную отметку за выполненную работу.
6. Домашнее задание
- Откройте дневники для записи домашнего задания.
На «5»: Открыть программу WordPad: Пуск → Программы → Стандартные → WordPad.
Определить к каким видам программ (редакторам или процессорам) относится WordPad. Свой ответ доказать.
На «4»: Выучить особенности текстовых редакторов и текстовых процессоров.
(Приложение 1. Слайд 5)
7. Итог урока
- Что нового узнали? Чему научились?
(Узнали, что программы для работы с текстом бывают разные: текстовые редакторы и текстовые процессоры. Они отличаются своими возможностями и внешним видом.
Научились отличать текстовые редакторы от текстовых процессоров: разное количество команд в открытом окне программы)