Цель урока: углубить знания о причинах и содержании НЭПа; выработать у учащихся представление о внутренних причинах неустойчивости нэповской модели развития.
Основные понятия: продналог, денационализация, концессия, аренда, трест, синдикат, акционерное общество.
ХОД УРОКА
I этап. Игра в ассоциации.
Какие ассоциации связаны у вас с понятием «экономика»?
Составление кластера (выделение смысловых единиц текста и графическое оформление их в определённом порядке в виде грозди).
Вступительное слово учителя
Россия вышла из Гражданской войны 1918 – 1920 годов в состоянии «человека, избитого до полусмерти» (В.И. Ленин). Кризис имел всесторонний характер: экономическая разруха, социальная катастрофа, политическое напряжение. Грозным предупреждением были восстание крестьян в Тамбовской губернии – антоновщина, восстание матросов, солдат, рабочих в Кронштадте 1 – 18 марта 1921 года под лозунгами политических свобод, переизбрания Советов, отстранения большевиков от власти.
Кризис не был лишь следствием войны. Он свидетельствовал о крахе политики «военного коммунизма» как попытке стремительного, с опорой на насилие перехода к коммунизму.
Весной 1921 года на Х съезде РКП(б) было объявлено о новой экономической политике. Переход к коммунизму оставался программной задачей партии и государства, но методы этого перехода были пересмотрены.
Составление таблицы:
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал |
Сельское хозяйство |
Как осуществлялось преодоление последствий политики «военного коммунизма» в сельском хозяйстве? Как был решён вопрос о собственности на землю? Каковы содержание и направленность налоговой политики в деревне? Каковы успехи и противоречия НЭПа? |
Заполняется в конце урока |
Промышленность |
Каковы особенности организации промышленности в годы НЭПа? |
|
Рынок |
Каково содержание рыночной модели социализма? Какую роль отводили большевики рынку в годы НЭПа? Какие изменения были введены в систему и организацию торговли в стране? Каковы значение и итоги рыночной политики советской власти? |
|
Финансы |
Каковы цель и содержание финансовой реформы? |
II этап. Осмысление.
Работа в группах: 1 группа - Сельское хозяйство, 2 группа – Промышленность, 3 группа – Рынок, 4 группа – Финансы.
Задание: читая текст учебника и исторических документов (Декрет ВЦИК «О замене продовольственной и сырьевой развёрстки натуральным налогом» 21.03.1921г., Декрет СНК «Об обмене» 24.05.1921г., «Заметки экономиста» 1928г. и др.), сделайте маркировку символами.
Один учащийся заполняет таблицу:
Что совпало с моими представлениями |
О чём раньше не знал, новое содержание |
Что не совпало с моими представлениями |
Что вызвало непонимание |
|
|
|
|
III этап. Рефлексия. (распаковка понятий, подведение итогов)
Выступает один учащийся от группы: «Что нового узнали на уроке по данной теме?»
Беседа по проблеме «Предпосылки свёртывания НЭПа».
Задание: составьте мини-эссе по теме «Содержание НЭПа. Успехи и противоречия».