Конспект урока по теме "Новая экономическая политика". 11-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 11


Цель урока: углубить знания о причинах и содержании НЭПа; выработать у учащихся представление о внутренних причинах неустойчивости нэповской модели развития.

Основные понятия: продналог, денационализация, концессия, аренда, трест, синдикат, акционерное общество.

ХОД УРОКА

I этап. Игра в ассоциации.
Какие ассоциации связаны у вас с понятием «экономика»?
Составление кластера (выделение смысловых единиц текста и графическое оформление их в определённом порядке в виде грозди).

Вступительное слово учителя
Россия вышла из Гражданской войны 1918 – 1920 годов в состоянии «человека, избитого до полусмерти» (В.И. Ленин). Кризис имел всесторонний характер: экономическая разруха, социальная катастрофа, политическое напряжение. Грозным предупреждением были восстание крестьян в Тамбовской губернии – антоновщина, восстание матросов, солдат, рабочих в Кронштадте 1 – 18 марта 1921 года под лозунгами политических свобод, переизбрания Советов, отстранения большевиков от власти.
Кризис не был лишь следствием войны. Он свидетельствовал о крахе политики «военного коммунизма» как попытке стремительного, с опорой на насилие перехода к коммунизму.
Весной 1921 года на Х съезде РКП(б) было объявлено о новой экономической политике. Переход к коммунизму оставался программной задачей партии и государства, но методы этого перехода были пересмотрены.
Составление таблицы:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Сельское хозяйство

Как осуществлялось преодоление последствий политики «военного коммунизма» в сельском хозяйстве? Как был решён вопрос о собственности на землю? Каковы содержание и направленность  налоговой политики в деревне? Каковы успехи и  противоречия НЭПа?

 

Заполняется в конце урока

Промышленность

Каковы особенности организации промышленности в годы НЭПа?
Какой принцип управления производством осуществлялся в годы НЭПа?
Каковы успехи и  противоречия НЭПа?

Рынок

Каково содержание рыночной модели социализма? Какую роль отводили большевики рынку  в годы НЭПа? Какие изменения были введены в систему и организацию торговли в стране? Каковы значение и итоги рыночной политики советской власти?

Финансы

Каковы цель и содержание финансовой реформы?
Каковы достижения и просчёты финансовой политики  в годы НЭПа?

II этап. Осмысление.
Работа в группах: 1 группа - Сельское хозяйство, 2 группа – Промышленность, 3 группа – Рынок, 4 группа – Финансы.
Задание: читая текст учебника и исторических документов (Декрет ВЦИК «О замене продовольственной и сырьевой развёрстки натуральным налогом» 21.03.1921г., Декрет СНК «Об обмене» 24.05.1921г., «Заметки экономиста» 1928г. и др.), сделайте маркировку символами.
Один учащийся заполняет таблицу:

Что совпало с моими представлениями

О чём раньше не знал, новое содержание

Что не совпало с моими представлениями

Что вызвало непонимание

 

 

 

 

III этап. Рефлексия. (распаковка понятий, подведение итогов)
Выступает один учащийся от группы: «Что нового узнали на уроке по данной теме?»

Беседа по проблеме  «Предпосылки свёртывания НЭПа».

Задание: составьте мини-эссе по теме «Содержание НЭПа. Успехи и противоречия».