Цели и задачи:
Обучающие:
1.Показать значимость растений и необходимость их охраны.
2.Рассмотреть факторы воздействия человека на растительный мир.
3.Актуализировать знания детей, позволяющие участвовать в практической деятельности по охране природы.
Воспитывающие:
1.Оказывать воздействия на эмоциональную сферу.
Развивающие:
1. Развивать умение анализировать изучаемые факты и понятия, делать выводы, формулировать тему урока.
2.Развивать умение сопереживать.
Ход урока.
Без особой нужды, от скуки,
Если даже в лесу впервые,
Не ломайте деревьям руки,
Ведь живые они, живые.
Дубкина О.
I. Реализация знаний учащихся.
1.Повторение и обобщение знаний о растительном мире.
- Почему поэтесса Ольга Дубкина называет деревья живыми?
- Деревья относятся к живой природе: они дышат, питаются, размножаются, в конце жизни умирают.
- Вспомните, на какие группы ученые-ботаники делят царство растений. Найдите лишнее. (Слайд)
- Как человек использует растения в своей жизни?
- Может ли человек прожить без растений?
Вывод: Растения для человека – это источник кислорода, пищи, лекарства, строительного материала, топлива, удовольствия. Человек прожить без растений не сможет.
2. Игра « Угадай растение»
-Хорошо ли вы знаете растения и как человек их использует.
(Слайд)
- Подорожник
-Подорожник называют другом путешественника.
-Почему?
-Это лекарственное растение.
-Как выдумаете, какое самое распространенное дерево в российских лесах?
(Слайд)
-Это дерево опередило всех.
- Лиственница.
-Древесина у лиственницы твердая, долговечная, тяжелая (свежесрубленное дерево даже тонет) Долго не поддается гниению.
- Где человек использует лиственницу?
(Слайд)
- Черемуха.
-Черемуха славится своим ароматом. Аромат черемухи убивает микробов. Чтобы очистить воду от микробов можно положить в нее кисть черемухи.
(Слайд)
- Лен.
-Это очень древнее культурное растение. Из волокон льна делают ткани. Раньше, когда люди подъезжали к нашему городу, их встречали голубые поля льна. Волоколамск славился особенным видом льна. Даже из Англии к нам приезжали купцы за льном. К сожалению, сейчас одежда из высококачественного льна – это роскошь.
(Слайд)
- Черника
-Ягоды очень полезны, в них много железа и витаминов
II. Сообщение темы урока.
-Где мы можем встретить растения?
-Растения окружают нас повсюду, так почему же ученые бьют тревогу:
«Растения в опасности!»
-Я предлагаю вам сегодня поговорить об этом. А вы как считаете, стоит ли об этом говорить?
-Какой будет тема нашего урока. (Слайд)
«Охрана растений»
III.Работа над темой.
1. Факторы, влияющие на численность растений.
- Рассмотрим причины исчезновения растений.
- Вырубка лесов
-Для чего вырубают леса?
(Слайд)
За последние 100 лет площадь лесов на Земле сократилась в 2 раза
Каждую минуту в мире вырубается около 20 гектаров леса.
(Слайд)
- Пожары
Задумчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра
Он в лес ушел, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра…
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер.
И, сыпля искры посреди поляны,
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег
Кусты спалил, в зеленый лес пошел.
Как вспугнутая стая белок рыжих
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами и золы.
В. Шефнер
- Какое у вас было настроение, когда я читала стихотворение В. Шефнера?
-Лесные пожары – это страшное бедствие. Это вторая причина исчезновения растений.
-Как вы думаете, какие причины лесных пожаров?
-80% пожаров происходит по вине людей (не затушенный костер, брошенный окурок)
20% по вине природы (от удара молний, в засушливые годы самовозгорание сухого мха и травы)
-На месте костра ничего не будет расти в течение 5-7 лет. Природе приходится все начинать сначала. И только через 100 – 200 лет снова на месте пожара появится лес.
-Помните: из 1 дерева можно сделать 1 миллион спичек, а 1 спичкой сжечь 1 миллион деревьев.
- Засорение бытовым мусором.
-Как вы это понимаете?
(Слайд)
Бумага, брошенная нами, будет лежать в земле более 2 лет
Консервная банка – более 30 лет
Полиэтиленовый пакет -200 лет
-Чем это грозит растениям?
- Сбор растений.
-Для чего люди собирают растения? (букеты, лекарственные растения, для пищи)
-А вы знаете, что привычка рвать цветы и травы привела к исчезновению многих растений.
-Представьте, что вы на поляне. В вашем классе 30 человек, если каждый из вас сорвет по 1 цветку, насколько станет меньше растений в природе? А если по 3?
Очень просто погубить живое,-Сигнал SOS. Что обозначает этот сигнал? (сигнал о помощи).
Ведь цветы не могут нам сказать:
“Наслаждайтесь нашей красотою –
Только очень просим нас не рвать!”
(И. Абдуллаева)
-Кто же нам подает сигнал о помощи? (Слайд)
- Фиалка ночная исчезла в прошлом году из Москвы из-за того, что люди очень любят ее собирать в букеты. Теперь ее можно встретить только в 40 км от нашей столицы.
(Слайд)
-А эти растения уже не могут подать нам сигнал SOS. Из-за вмешательства людей, они уже исчезли из Московской области.
- Вытаптывание
- Бывает, что люди, не срывая растения, губят их.
- Причитаем об этом на слайде. (Слайд)
- О какой причине еще узнали?
- Что происходит, когда люди вытаптывают почву? (Слайд)
Физминутка (Слайд)
2. Рассказ о Красной книге.
-Людей очень беспокоит, что растений на планете становится все меньше. (Слайд)
60 лет назад в 1948 г. был образован Международный союз охраны природы и природных ресурсов.
45 лет назад в 1963 появился первый список редких и исчезающих видов диких животных и растений мира, получивший название
Red Data Book
- Кто переведет? (Красная книга фактов). Это была первая Красная книга.
- Почему эта книга красного цвета? ( Красный цвет- цвет опасности)
- Все растения и животные, занесенные в Красную книгу, нуждаются в особой охране.
(Слайд)
-В последнее издание Красной книги занесено 34000 растений.
-В России существует своя Красная книга. Создана Красная книга Московской области. За 11 лет в нее внесены 294 вида растений.
-Международный союз охраны природы опубликовал Черную книгу.
-Как вы думаете, что это за книга?
-В Черной книге издан список видов, исчезнувших с лица Земли. Представьте себе: мы уже никогда не увидим этих растений и животных.
З. Просмотр слайд-фильма о Приокско-Террасном заповеднике.
-Люди стали ограждать специальные территории, на которых постоянно охраняется природа: почвы, растительный и животный мир.
-Отгадайте, как называются такие территории, поставив буквы по порядку. (Слайд) (Заповедники)
-Хотите отправиться в путешествие?
-Я вас приглашаю в Приокско- Террасный заповедник, который находится не так далеко от нас, в Московской области. (Слайд-фильм)
-Какое наслаждение доставляют нам картины русской природы.
4. Составление правил друзей природы.
- В Конституции нашей страны записано: (Слайд)
Статья 52: «Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам».
-Каждый – это и мы с вами.
-Что мы можем сделать, чтобы помочь растениям?
-Составим памятку друзей природы. А помогут нам знаки, которые нарисовали ребята из 3 класса. (Слайды со знаками)
1.Нельзя разжигать костер в лесу.
2.Нельзя ломать ветки растений.
3.Нельзя резать кору деревьев.
4.Нельзя срывать цветы на букеты.
5.Нельзя вытаптывать растения.
6.Нельзя оставлять мусор.
-Если запретить собирать растения для букетов наша жизнь станет безрадостной. Что же делать? (Сажать цветы декоративные)
-Кто из вас уже сажал цветы?
-Если мы посадим семечко в землю, как оно будет прорастать? (Слайд)
Детям и гостям раздаются луковицы тюльпанов
IV. Домашнее задание.
-У вас на партах лежит предмет. Что это?
-Это луковица тюльпана. Возьмите ее в руки.
-Как вы думаете, она живая? Можно ей дать жизнь?
-Теперь все в ваших руках. Какой вы сделаете выбор? Подарите этой тюльпану жизнь или бросите, забудете про него.
-Найдите в книгах как выращивать и ухаживать за тюльпанами и как можно к 8 марта превратить эту луковичку в подарок маме.
V. Итог урока.
- (Слайд)
- Когда у вас на уроке было веселое настроение, грустное, удивленное?
- Мое настроение на уроке.
- И помните, все в ваших руках. (Слайд)