Открытый урок по теме "Гидролиз солей"

Разделы: Химия


Цель: усвоение нового понятия – гидролиз соли.

Задачи:

Обучающие:

  1. Отработать умения осуществлять экспериментальное определение среды в растворах солей.
  2. Формировать умения теоретически обосновать результаты эксперимента по гидролизу соли.
  3. Формировать умения составлять уравнение гидролиза солей.

Развивающие:

  1. Развивать умение ставить не сложные проблемы, проводить опыты и формулировать гипотезы;
  2. Совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами;
  3. Продолжить формирование умений оформления результатов эксперимента;
  4. Развивать способность к адекватному само- и взаимоконтролю;
  5. Развивать умение участвовать в проблемном диалоге.

Воспитательные:

  1. Продолжить формирование научного мировоззрения учащихся;
  2. Воспитывать культуру общения через работу в парах «ученик- ученик», «учитель- ученик», а также наблюдательность, пытливость, инициативу.

Методы и приемы:

Проектирование, беседа, разбор проблемной ситуаций, проведение эксперимента; лабораторная работа, фронтальный опрос, самостоятельная работа с текстом, взаимопроверка результатов самостоятельной работы в парах, выставление отметок, работа с наглядными средствами - таблица растворимости солей, кислот, оснований и карточки.

Оборудование и реактивы:

растворы солей: хлорид алюминия, карбонат натрия, хлорид натрия; индикаторы - лакмус, фенолфталеин, универсальная индикаторная бумажка;
соляная кислота, гидроксид натрия, вода.
Таблица растворимости солей, кислот, оснований. Карточки ТБ и заданий.
Мультимедийное устройство

План урока

  1. Актуализация имеющихся знаний
    • Работа индикаторов в различных средах.
    • Проведение опыта.
  2. Эксперимент (изменение цвета индикаторов в растворах солей).
  3. Создание проблемной ситуации.
  4. Выдвижение гипотез и доказательство их через составление уравнения реакции гидролиза соли.
  5. Сбор и обмен информацией.
  6. Составление алгоритма для составления уравнения реакции гидролиза соли.
  7. Закрепление (работа в парах).
  8. Подведение итогов. Домашнее задание.

Ход урока

Этапы Формы и методы работы учителя Виды деятельности учащихся
I Этап - подготовка к изучению нового материала, актуализация знаний и опыта, постановка проблемы, формулирование гипотез, определение методов исследования.
1. Организационный момент

Презентация, слайд 1
Приветствие. Запись темы урока на доске или слайд 1. Подготовка к уроку, приветствие.
Запись темы урока в тетради.
2. Актуализация имеющихся знаний.

Слайд 2
- Какие вы знаете индикаторы?
Слайд 3
- Как индикаторы изменяют свой цвет в кислой и щелочной среде?
Фронтальный опрос в форме беседы или слайд 2. Устные ответы на вопросы учителя.
- Давайте проведем эксперимент и на опыте убедимся, что происходит с цветом индикаторов в разных средах. Но чтобы преступить к эксперименту, давайте вспомним ТБ.
(Можно обратиться к вашим памяткам).
Беседа. Карточка «Правила ТБ». Устные ответы.
Слайд 4
- Кто желает проделать опыт на лабораторном столе. По ходу опыта оформляет таблицу его ассистент или я.
Опыт: в пробирки с растворами соляной кислоты, гидроксида натрия и воды опускают универсальную индикаторную бумажку или приливают лакмус, фенолфталеин.
Объяснение условий опыта и задания на карточке №1(Приложение №2) Таблица №1(Приложение №1) заранее на доске или слайд 3. Ученик проводит опыт на демонстрационном столе.
Наблюдают. Делают выводы и записи на доске в таблице и в тетради.

Наблюдение: в соляной кислоте лакмус изменил цвет на красный; в гидроксиде натрия - синий; в воде цвет не изменился.
Слайд 5
- Что мы увидели по ходу опыта?

Наблюдение: в соляной кислоте лакмус изменил цвет на красный; в гидроксиде натрия - синий; в воде цвет не изменился.
   
- Какие ионы изменили цвет индикатора? Фронтальный опрос в форме беседы. Устные ответы на вопросы учителя:
в кислоте – катион водорода, в щелочи – гидроксид ион, в воде отсутствуют и те и другие ионы.
А давайте посмотрим, как будут вести себя индикаторы в водных растворах солей? Для этого в группах проведем работу.   Выполнение эксперимента. Наблюдение. Оформление таблицы 2. Составление уравнения диссоциации «своей» соли.
3. Создание проблемной ситуации и формулировка проблемы.

Класс на 3 группы:
  1. карбонат натрия
  2. хлорид алюминия
  3. хлорид натрия
Задание:
  1. Опытным путем определить среду в растворе соли.
  2. Написать уравнение диссоциации соли.
Слайд 6 таблица №2
Слайд 7 таблица №2 вывод
Беседа. Карточка №2 (Приложение №2) с заданием. Таблица №2 (Приложение №1).  
4. Презентация результатов эксперимента.

- Представьте свои результаты по заданию.
  По одному из группы представляют свои результаты в таблицу №2 на доске.
5. Проблема:

- Давайте сравним результаты таблиц 1 и 2.
Что мы видим?

Что некоторые соли изменяют цвет индикатора как кислота или основание, но и есть случай, когда цвет не изменяется.
Монолог.

Беседа. Устные вопросы.
Работа с таблицами.
Сравнение. Анализ результатов.
Устные ответы и выводы.
Почему же водные растворы солей в одних случаях изменяют окраску индикаторов, а в других - нет?    
6. Гипотезы:

- Какие будут у вас мнения по этому вопросу?
Высказанные гипотезы записывает ученик от каждой группы.(присутствие катионов и анионв).
А достаточно ли у нас знаний, чтобы разрешить возникшую проблему?
- Нет.
Беседа. Устный вопрос. Гипотезы записывают на доске.
Что необходимо вам?
- Дополнительная информация.
Тексты (Приложение №3)
II Этап - проверка гипотезы на основе сбора фактов, знаний по исследуемой проблеме. Защита гипотез каждой группой, их анализ, оппонирование.
1. Работа в группах.

Каждой группе раздается текст. Ставится задача.

1, 2 группа:
- по аналогии составить уравнение гидролиза «своей» соли.
- объяснить причину наличия ионов водорода или гидроксид-иона в их растворах.

3 группа:
- выясняет, почему соль не подверглась гидролизу.
- дает объяснение, какие соли гидролизу не подвержены.
Объяснение заданий по тексту. Постановка задачи. Карточка №3 (Приложение №2) Работа в группах. Работа с текстом. (Приложение №3)
Самостоятельный поиск информации. Составление схемы гидролиза солей.
2. Обмен информацией и ее обработка.

К доске по одному ученику от каждой группы, которые пишут уравнения гидролиза своей соли и объясняют причины наличия ионов в их растворах.
  По одному от группы на доске записывают уравнения гидролиза и объясняют причины наличия ионов Н+ и ОН-, остальные учащиеся фиксируют их у себя в тетрадях.
Слайд 8
Вопросы:
- В растворах, каких солей реакция среды щелочная?
Соль, образованная сильным основанием и слабой кислотой, имеет щелочную реакцию, так как в растворе избыток гидроксид- ионов.
Слайд 9
- В растворах, каких солей реакция среды кислотная?
Соль, образованная слабым основанием и сильной кислотой, имеет кислую реакцию, так как в растворе избыток ионов водорода.
Слайд 10
- Какие соли гидролизу не подвержены?
Соль, образованная сильным основанием и сильной кислотой, имеют нейтральную среду т.к концентрация ионов Н и ОН - равны
Задает вопросы.  
Выводы и уравнения записываются в тетрадях.   Выводы и уравнения записывают в тетради.
III Этап - теоретические выводы на основе рефлексии полученных фактов и новых знаний.
Пришло время обратить наше внимание на наши гипотезы на доске: на сколько верна каждая из них?

Каким способом вы доказывали свои гипотезы?

Правильно ли были выбраны средства подтверждения гипотез?
Обращает внимание учеников на гипотезы. Устные вопросы. Диалог. Работа на доске. Сравнение. Анализ. Выводы.
IV Этап - оформление результатов исследования.
1. Вы осуществляли доказательства гипотез, построив систему своих действий, которая для разных солей является единой.
Можно ли назвать эту систему действий алгоритмом для составления уравнения гидролиза солей?

2. Пропишите этот алгоритм, чтобы мы могли воспользоваться им в дальнейшем.
  Самостоятельная работа по составлению алгоритма и записывают его в тетрадь. (Приложение №5)
3. Работа в парах.

1. Карточка с правильными ответами предлагается учащимся. Затем поменяться с соседом тетрадями, проверить задания и выставить друг другу оценки.
2. Учительпросит поднять правую руку тех учащихся, которые получили 5 и 4, и левую руку, которые получили 3.
3. Объективность поставленных оценок проверяется учителем после урока при проверке домашнего задания.
Для закрепления изученного материала проведем работу по вариантам. Карточка №4 (Приложение №4) Работа в парах по заданию на карточке №4.
V Этап - подведение итогов.
Слайд 11
Домашнее задание §16, стр. 163-173, карточки.
Компьютерное оформление алгоритма.
Выставляет оценки за урок и комментирует их. Домашнее задание на карточках. (Приложение №4) Записывают домашнее задание. Оценивают свою деятельность на уроке. Перечисляют, что они делали, на уроке и зачем проводилась та или иная форма работы.