Урок русского языка в 4-м классе. Тема "Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить учащихся с особенностями склонения имен прилагательных женского рода.
  2. Формирование навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа.
  3. Развивать творческие способности, умения точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи.
  4. Воспитывать чувства красоты, гармонии, чувство любви к родной природе.

Оборудование:

  1. Учебник “ Русский язык” 4класс автор Т.Г.Рамзаева.
  2. Опора Р.п. Д.п. Т.п. П.п.
  3. Картина “Зима”.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Какое время года сейчас хозяйничает?

II. Минутка чистописания.

- Поможем зимушке нарисовать узоры на стеклах наших домов. Выглядеть они будут так.

ы и ы и
оео еое оео еое
ая яя ый ий ой ое ее ые ие

- На что нужно обратить внимание при написании букв в первой строке? (на элемент прямой черты с закруглением внизу вправо).

- На второй строке? (На элементы овала и полуовала).
- На третьей строке? (Соединение букв).

Дети записывают.

- Прочитайте хором последнюю строчку чистописания.
- Что это?
- Простым карандашом, с помощью замкнутой линии, разделить эти соединения на группы.
- Объясните свои действия.
- Приведите примеры.

III. Повторение пройденного материала.

- Изменчива погода в феврале: то выглянет ясное солнышко, то вдруг нахмурится небо, завоет ветер, закружит вихрем снежные хлопья.
- Дайте общее названия словам, записанным на доске.

Метель, позёмка, пурга, вьюга, гололедица.

- Назовите лишнее слово. (гололедица)
- Почему? (гололедица – это когда после оттепели на дорогах образуется лёд)
- Прочитайте оставшиеся слова. Что заметили? (оставшиеся слова имеют общее значение, связанное с ветром).
- Как называются такие слова? (синонимы).
- Попробуем вместе расположить эти слова по мере усиления значения.
- Называйте. (позёмка, метель, вьюга, пурга).
- Сравните слова ещё раз. Чем они похожи?
- Составьте словосочетание существительное + прилагательное с данными словами.

Утренняя метель;
Лёгкая позёмка;
Сильная пурга;
Злая вьюга;

- Какое слово может быть лишним?

Пурга – нет мягких согласных;
Вьюга – первый слог ударный;
Позёмка – есть приставка;
Метель – все согласные мягкие, существительное третьего склонения.

- Что мы должны помнить о безударных окончаниях имён существительных третьего склонения?

IV. Сообщение темы урока.

- Сегодня на уроке вы должны познакомиться с особенностями падежных окончаний имен прилагательных женского рода, затем, в ходе выполнения упражнений усвоить алгоритм рассуждений, помогающий правильно определять падежные окончания имён прилагательных. Повторить падежные окончания имён существительных третьего склонения, а также окончания имён прилагательных мужского рода в родительном падеже. Покажем роль имён прилагательных в русской речи, выполнив творческую работу.

Работаем быстро, пишем красиво.

- Давайте вместе прочитаем таблицу, записанную на доске, и пронаблюдаем.

И.п. какая? лёгк… зимн… метель
Р.п. какой? лёгк… зимн… метел…
Д.п. какой? лёгк… зимн… метел…
В.п. какую? лёгк… зимн… метель
Т.п. какой? лёгк… зимн… метелью
П.п. о какой? лёгк… зимн… метел…

И.п. что? метель какая? лёгкая. В вопросе ударное окончание – ая, значит и в прилагательном безударное окончание – ая, мягкое окончание – яя и т.д.

- В каких падежах имена прилагательные женского рода отвечают на одинаковые вопросы и имеют одни и те же окончания?
- Какие окончания имеют прилагательные в В.п.? Т.п.?

V. Чтение сведений в учебнике стр.138.

VI. Рассказать правило по опоре, записать её в тетрадь.

- Мы установили, что прилагательные женского рода в Р.п., Д.п., Т.п., П.п. отвечают на один и тот же вопрос и имеют одинаковые окончания. Как в этом случае можно определить падеж имени прилагательного, например в словосочетаниях или предложениях? ( по падежу имени существительного, к которому оно относится).

- Этому мы и будем учиться и тренироваться.

VII. Закрепление нового материала. Тренировочные упражнения.

1. Первичное закрепление. Устный объяснительный диктант. Стр.139 упр.315 (1 часть).

Закрепляем.

- Продолжите фразу: Для того, чтобы правильно написать безударное окончание имени прилагательного надо:

а) Определить род и падеж;
б) Вспомнить окончание в этом падеже;
в) Сравнить окончание прилагательного и окончание вопроса.

2. Вторичное закрепление. Ключевое письмо.

- Что вам помогло правильно написать безударные окончания имен прилагательных? (Вопрос имени прилагательного).
- А определить падеж имен прилагательных? (Падеж имён существительных).

VIII. Физкультминутка.

Зима очень загадочна и волшебна. А как красив зимой русский лес! Вы хотите побывать на лесной полянке? Представьте, что мы входим в заснеженный лес. (Дети идут. Останавливаются). Свежий ветерок нежно ласкает ваши лица. (Движение ветерка). Мороз щиплет и румянит щёки. (Вращение головой). Пройдём по тропинке, потрогаем белые стволы. (Потирают руки), тонкие веточки берёз (руки вперед – разминают пальцы). Сели, закрыли глаза, расслабились. Чудесен вид зимней природы! Лучи солнца осыпают холодным блеском всю землю. В прозрачном воздухе сверкает красивыми звёздочками пушистый иней. Открываем глаза. Нас ждёт работа.

IХ. Повторение изученного.

- Из слов, записанных на доске, составить предложение.

Севера, к нам, с далёкого, холодна, в феврале, метель, прилетела.

- Записать предложение. Выделить орфограммы. Подчеркнуть грамматическую основу.

Х. Творческая работа.

- Написать мини-сочинение. Выберите вариант по своим силам.

1 вариант. Пишу сам(а). На доске картина “Зима”.
2 вариант. Прошу маленькой помощи. Даны слова – помощники: день, мороз, зима, небо, земля, снег, лес, деревья.
3 вариант. Прошу большой помощи. Работа по карточке. Распространите каждое предложение именами прилагательными.

Пришла ______ зима. Стоят ____ морозы. Земля покрылась ___ снегом. Стоит ___ лес. Деревья украшены ___ узорами инея. В ___ снег спрятались ____ ёлочки. _____ мороз сковал воду на реке. _____ жители давно приготовились к зиме.

ХI. Итог урока.

- Кому было на уроке комфортно, интересно, весело, легко выполнять все задания?
- Кто испытывал затруднения, кому было скучно, неинтересно?
- Какие новые знания об имени прилагательном вы получили сегодня на уроке?

ХII. Домашнее задание.

Упражнение 318 обязательно устно, упражнение 319 по желанию.

- Кто жалеем расширить свой кругозор, больше узнать о синице возьмите дополнительный материал у учителя.