Цели:
- Познакомить учащихся с особенностями склонения имен прилагательных женского рода.
- Формирование навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода единственного числа.
- Развивать творческие способности, умения точно употреблять имена прилагательные в устной и письменной речи.
- Воспитывать чувства красоты, гармонии, чувство любви к родной природе.
Оборудование:
- Учебник “ Русский язык” 4класс автор Т.Г.Рамзаева.
- Опора Р.п. Д.п. Т.п. П.п.
- Картина “Зима”.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Какое время года сейчас хозяйничает?
II. Минутка чистописания.
- Поможем зимушке нарисовать узоры на стеклах наших домов. Выглядеть они будут так.
ы и ы и
оео еое оео еое
ая яя ый ий ой ое ее ые ие
- На что нужно обратить внимание при написании букв в первой строке? (на элемент прямой черты с закруглением внизу вправо).
- На второй строке? (На элементы овала и
полуовала).
- На третьей строке? (Соединение букв).
Дети записывают.
- Прочитайте хором последнюю строчку
чистописания.
- Что это?
- Простым карандашом, с помощью замкнутой линии,
разделить эти соединения на группы.
- Объясните свои действия.
- Приведите примеры.
III. Повторение пройденного материала.
- Изменчива погода в феврале: то выглянет ясное
солнышко, то вдруг нахмурится небо, завоет ветер,
закружит вихрем снежные хлопья.
- Дайте общее названия словам, записанным на
доске.
Метель, позёмка, пурга, вьюга, гололедица.
- Назовите лишнее слово. (гололедица)
- Почему? (гололедица – это когда после
оттепели на дорогах образуется лёд)
- Прочитайте оставшиеся слова. Что заметили? (оставшиеся
слова имеют общее значение, связанное с ветром).
- Как называются такие слова? (синонимы).
- Попробуем вместе расположить эти слова по мере
усиления значения.
- Называйте. (позёмка, метель, вьюга, пурга).
- Сравните слова ещё раз. Чем они похожи?
- Составьте словосочетание существительное +
прилагательное с данными словами.
Утренняя метель;
Лёгкая позёмка;
Сильная пурга;
Злая вьюга;
- Какое слово может быть лишним?
Пурга – нет мягких согласных;
Вьюга – первый слог ударный;
Позёмка – есть приставка;
Метель – все согласные мягкие, существительное
третьего склонения.
- Что мы должны помнить о безударных окончаниях имён существительных третьего склонения?
IV. Сообщение темы урока.
- Сегодня на уроке вы должны познакомиться с особенностями падежных окончаний имен прилагательных женского рода, затем, в ходе выполнения упражнений усвоить алгоритм рассуждений, помогающий правильно определять падежные окончания имён прилагательных. Повторить падежные окончания имён существительных третьего склонения, а также окончания имён прилагательных мужского рода в родительном падеже. Покажем роль имён прилагательных в русской речи, выполнив творческую работу.
Работаем быстро, пишем красиво.
- Давайте вместе прочитаем таблицу, записанную на доске, и пронаблюдаем.
И.п. | какая? | лёгк… | зимн… | метель |
Р.п. | какой? | лёгк… | зимн… | метел… |
Д.п. | какой? | лёгк… | зимн… | метел… |
В.п. | какую? | лёгк… | зимн… | метель |
Т.п. | какой? | лёгк… | зимн… | метелью |
П.п. | о какой? | лёгк… | зимн… | метел… |
И.п. что? метель какая? лёгкая. В вопросе ударное окончание – ая, значит и в прилагательном безударное окончание – ая, мягкое окончание – яя и т.д.
- В каких падежах имена прилагательные женского
рода отвечают на одинаковые вопросы и имеют одни
и те же окончания?
- Какие окончания имеют прилагательные в В.п.? Т.п.?
V. Чтение сведений в учебнике стр.138.
VI. Рассказать правило по опоре, записать её в тетрадь.
- Мы установили, что прилагательные женского рода в Р.п., Д.п., Т.п., П.п. отвечают на один и тот же вопрос и имеют одинаковые окончания. Как в этом случае можно определить падеж имени прилагательного, например в словосочетаниях или предложениях? ( по падежу имени существительного, к которому оно относится).
- Этому мы и будем учиться и тренироваться.
VII. Закрепление нового материала. Тренировочные упражнения.
1. Первичное закрепление. Устный объяснительный диктант. Стр.139 упр.315 (1 часть).
Закрепляем.
- Продолжите фразу: Для того, чтобы правильно написать безударное окончание имени прилагательного надо:
а) Определить род и падеж;
б) Вспомнить окончание в этом падеже;
в) Сравнить окончание прилагательного и
окончание вопроса.
2. Вторичное закрепление. Ключевое письмо.
- Что вам помогло правильно написать безударные
окончания имен прилагательных? (Вопрос имени
прилагательного).
- А определить падеж имен прилагательных? (Падеж
имён существительных).
VIII. Физкультминутка.
Зима очень загадочна и волшебна. А как красив зимой русский лес! Вы хотите побывать на лесной полянке? Представьте, что мы входим в заснеженный лес. (Дети идут. Останавливаются). Свежий ветерок нежно ласкает ваши лица. (Движение ветерка). Мороз щиплет и румянит щёки. (Вращение головой). Пройдём по тропинке, потрогаем белые стволы. (Потирают руки), тонкие веточки берёз (руки вперед – разминают пальцы). Сели, закрыли глаза, расслабились. Чудесен вид зимней природы! Лучи солнца осыпают холодным блеском всю землю. В прозрачном воздухе сверкает красивыми звёздочками пушистый иней. Открываем глаза. Нас ждёт работа.
IХ. Повторение изученного.
- Из слов, записанных на доске, составить предложение.
Севера, к нам, с далёкого, холодна, в феврале, метель, прилетела.
- Записать предложение. Выделить орфограммы. Подчеркнуть грамматическую основу.
Х. Творческая работа.
- Написать мини-сочинение. Выберите вариант по своим силам.
1 вариант. Пишу сам(а). На доске картина “Зима”.
2 вариант. Прошу маленькой помощи. Даны слова –
помощники: день, мороз, зима, небо, земля, снег,
лес, деревья.
3 вариант. Прошу большой помощи. Работа по
карточке. Распространите каждое предложение
именами прилагательными.
Пришла ______ зима. Стоят ____ морозы. Земля покрылась ___ снегом. Стоит ___ лес. Деревья украшены ___ узорами инея. В ___ снег спрятались ____ ёлочки. _____ мороз сковал воду на реке. _____ жители давно приготовились к зиме.
ХI. Итог урока.
- Кому было на уроке комфортно, интересно,
весело, легко выполнять все задания?
- Кто испытывал затруднения, кому было скучно,
неинтересно?
- Какие новые знания об имени прилагательном вы
получили сегодня на уроке?
ХII. Домашнее задание.
Упражнение 318 обязательно устно, упражнение 319 по желанию.
- Кто жалеем расширить свой кругозор, больше узнать о синице возьмите дополнительный материал у учителя.