Программное содержание:
- Закрепить навыки сравнения совокупностей, умение соотносить цифру с количеством (1-5).
- Закрепить знание геометрических фигур, свойства предметов.
- Упражнять в сравнении одной группы предметов с другой, последовательно накладывая один предмет на другой.
- Развивать речь, внимание, пространственные представления (выше-ниже)
- Продолжать учить детей делать постройки: по образцу, по схеме, по памяти.
Материал:
Демонстрационный: 5 машин, 4 куклы, 5
резиновых игрушек; таблица с рисунками
“мешков”.
Раздаточный: цифры от 1 до 5; карточки с
изображением шаров; геометрические фигуры.
Предварительная работа: Экскурсия в магазин: “Игрушки”, рассматривание иллюстраций из книги: “Игрушки” А.Кристи, д/и “Спортсмены строятся”, д/и “Кто за мной”, д/и “Четвёртый лишний” (транспорт, звери), работа с раздаточным материалом, д/и “Посади высокую ёлочку и низкую”.
Методы и приемы:
Игровые: сюрпризный момент,
динамические паузы, соревновательный элемент.
Наглядные: таблица, схемы.
Словесные: художественное слово,
вопросы; беседа.
Активизация словаря: очередь, каплет.
Ход занятия
Орг. момент: Воспитатель приглашает детей поехать на экскурсию в магазин, на машине и напоминает правила культурного поведения:
Машина, машина, идет, гудит,
В машине, машине шофёр сидит. Би, би, би.
Воспитатель. Ну, вот мы и приехали. Послушайте внимательно стихотворение и скажите, сколько игрушек просил купить мальчик.
Какие это игрушки и как называется магазин, в котором они продаются.
В “Детском мире” – магазине,
Где игрушки на витрине,
Появился мальчуган.
“Мама! Здесь игрушек столько!
Мама! Мне б машину только
И ещё вот барабан!
Посмотри, красивый мячик,
А на верхней полке – зайчик!
Ты, пожалуйста, достань!
Подводит детей к полкам с игрушками, предлагает их рассмотреть. На одной полке расставлены машинки, на другой – куклы, на третьей – резиновые игрушки. Количество машин и зверей одинаковое, кукол меньше.
Воспитатель. - Как вы думаете, каких
игрушек больше – машин или зверей? (варианты
ответов могут быть разные)
Воспитатель. - Как проверить? Что для
этого нужно сделать? (посадить зверей в машины;
зверей столько же, сколько машин; машин столько
же, сколько зверей – их поровну.)
После этого сравнивается количество кукол и зверушек. Воспитатель спрашивает, как ещё можно сравнить предметы по количеству. (Пересчитать).
Воспитатель. - Дети посмотрите на другие полки, там висят подарки с геометрическими фигурами. На подарках указана их цена – число фигур (Рисунок 1)
Рисунок 1
Воспитатель. - На всех ли подарках
правильно указана цена? Добавьте недостающие
фигуры или уберите лишние.
Воспитатель. - За подарками выстроилась
очередь: первая – Таня, вторая – Настя. Сколько
детей в очереди?
- Постройтесь по росту. Кто выше всех? Кто ниже? Кто второй, пятый, третий…. Молодцы! Все правильно построились.
Воспитатель. Вам понравилось в магазине? А теперь мы с вами вернёмся в детский сад. Поехали на машине. Вот мы и в детском саду. А теперь мы с вами немножко отдохнём.
Физкультминутка:
Наш Мишутка потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Лапы в сторону развёл –
Видно, мёда не нашёл.
Мишка в улей влез – и вот
Каплет с лапы сладкий мёд.
Воспитатель. – Дети мы с вами в магазине купили конструктор. Давайте с ним поиграем. Хотите?
Садитесь на ковёр и глядите внимательно, что я делаю, а теперь постройте, как и я.
(индивидуальная работа) (Рисунок 2).
Рисунок 2
Воспитатель. – А сейчас, я сделаю
другую постройку. Запоминайте. Теперь я её
прикрою. Сделайте такую же постройку, как и я.
Воспитатель. А сейчас самое сложное
задание! Справитесь? Вот вам схема постройки.
Будьте внимательны и постарайтесь сделать точно
такую же постройку.
Подводится итог занятия.
Путешествие в зимний лес
Занятие по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста.
Цель: Формировать у детей отношение к цвету, как характерному признаку определенных предметов.
Программное содержание:
- Учить детей классифицировать предметы по цвету.
- Развивать зрительное и слуховое внимание детей.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Воспитывать желание трудиться.
Методы и приемы:
- Игровая ситуация.
- Использование малой фольклорной формы.
- Сюрпризный момент.
- Художественно-творческая деятельность.
Оборудование:
- Детские стульчики.
- Макет домика.
- Обручи.
- Игрушки разных цветов.
- Игрушка зайчика.
- Письмо.
Раздаточный материал:
- Билеты.
- Плоскостное изображение сапога с прорезями для геометрических фигур.
- Набор геометрических фигур для аппликации.
Словарная работа:
- Заплатка.
- Прохудились.
- Яркие.
- Машинист.
Индивидуальная работа:
- Обратить внимание на Настю М.
- Предложить Максиму доделать свою работу.
Ход занятия
- Подготовка поезда.
- Покупка билетов.
- Остановка в зимнем лесу.
- Дидактическая игра “Собери по цвету” .
- Дидактическая игра “Подбери заплатку”.
- Физ. минутка.
- Возвращение в детский сад.
Аппликация “Вагончики для поезда”.
Маленькие стульчики (вагоны) стоят один за другим – первый стул (паровоз). На каждом стуле обозначение вагонов геометрическими фигурами: (первый вагон – красный круг, второй – желтый квадрат, третий – красный квадрат, четвертый – зеленый круг, пятый – зеленый треугольник, шестой – желтый круг).
- Дети, скажите кто, на чем приехал в детский сад?
Ответы детей.
- А как вы думаете, на чем можно отправиться в
путешествие? Ответы детей.
- Я вам предлагаю отправиться в путешествие на
поезде. Хотите?
- А для того, чтобы отправиться в путешествие на
поезде, что нужно? Ответ детей: “купить билет”.
Если дети затрудняются ответить, то можно
спросить, что нужно, для того, чтобы уехать на
автобусе в детский сад. Ответ детей.
Дети идут в “кассу” и покупают билеты – карточки с геометрическими фигурами, которые соответствуют каждому вагону. Затем они находят свой вагон. Для проверки такие же карточки прикреплены на стуле – вагоне. Все разместились в своих вагонах. Воспитатель спрашивает у детей: “А как же мы поедем без машиниста? Можно я буду машинистом?” Ответы детей. – Покажите свои билетики. Все сели на свои места, можно ехать! Ту – ту! Воспитатель и дети изображают, как едет поезд.
Вот поезд остановился, и мы попали в зимний лес. Все выходят из своих вагонов.
- Ну вот мы и приехали. А что же это за красивый
домик стоит? Давайте посмотрим. Ответы детей.
- А что это за беспорядок в домике? Все разбросано.
(на коврике разбросаны игрушки разных цветов).
- Вы хотите навести порядок в домике? Тогда
давайте разложим игрушки в обручи так, чтобы в
красном обруче оказались красные игрушки, в
синем – синие, в желтом – желтые, в зеленом –
зеленые.
- Молодцы!
Появляется зайчик и благодарит детей за помощь.
- Ребята, а давайте расскажем зайчику, как мы наводили порядок.
(Дети рассказывают, что игрушки разложили в обручи того же цвета. Воспитатель следит, чтобы дети говорили: красная машина, синий мячик, желтый кубик).
Дети прощаются с зайчиком и идут дальше.
- Смотрите, дети, что это?
Воспитатель находит конверт на полу. Там лежит письмо.
- Дети, давайте прочитаем, что тут написано.
“ДОРОГИЕ РЕБЯТА!
ПОМОГИТЕ МОЕМУ ЛИСЕНКУ НАЙТИ ДОРОГУ ДОМОЙ.
ЛИСА”.
- Поможем дети, вернуться лисенку домой? Ответ детей. Для этого нам нужно починить сапожки.
Дидактическая игра “Подбери заплатку”.
МАСТЕР, МАСТЕР, ПОМОГИ,
ПРОХУДИЛИСЬ САПОГИ.
ЗАБИВАЙ ПОКРЕПЧЕ ГВОЗДИ,
МЫ ПОЙДЕМ СЕГОДНЯ В ГОСТИ.
- Дети, сапоги прохудились. Это значит порвались. Нам надо каждому сапогу найти свою заплатку.
У какого сапога какой формы заплатка?
- Нужно у каждого сапога закрыть заплатку
нужной геометрической фигурой.
- Молодцы!
Воспитатель читает письмо от лисы, где она благодарит детей за помощь ее лисенку.
“СПАСИБО ВАМ ДЕТКИ,
МОЙ ЛИСЕНОК С ВАШЕЙ ПОМОЩЬЮ НАШЕЛ ДОРОГУ ДОМОЙ.
ЛИСА”.
Воспитатель спрашивает у детей, не устали ли они, и предлагает им поиграть.
Физминутка “Смешные человечки”.
Бежали мимо речки
Смешные человечки,
Прыгали – скакали
Солнышко встречали.
Забрались на мостик,
И забили гвоздик.
С мостика бултых в речку,
Ну, где же человечки?
- Молодцы дети, вот вы и помогли лисенку!
- Ребята, вот и закончилось наше путешествие в
зимний лес. Нам пора возвращаться в детский сад.
Садимся по вагончикам. Поехали! Ту – ту!
- Приехали! Воспитатель спрашивает у детей: “вам
понравилось наше путешествие?”
- Что тебе понравилось, Алиса?
- А тебе, Илюша?
- Алена, а что тебе было интересно?
- А давайте нашему поезду сделаем новые
вагончики.
Аппликация: “Вагончики для поезда”.
После выполнения работы воспитатель хвалит детей и говорит, что вагончики очень понравились, они получились красивые и яркие. МОЛОДЦЫ!
Окончание занятия.
Литература:
- Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации.- М.: “Баласс”, 1998.
- Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. М. Просвещение, 1983.
- Шевелев К.В. Дошкольная математика в играх. М. Мозаика – Синтез, 2005.