Занятие по развитию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста

Разделы: Математика


Программное содержание:

  1. Закрепить навыки сравнения совокупностей, умение соотносить цифру с количеством (1-5).
  2. Закрепить знание геометрических фигур, свойства предметов.
  3. Упражнять в сравнении одной группы предметов с другой, последовательно накладывая один предмет на другой.
  4. Развивать речь, внимание, пространственные представления (выше-ниже)
  5. Продолжать учить детей делать постройки: по образцу, по схеме, по памяти.

Материал:

Демонстрационный: 5 машин, 4 куклы, 5 резиновых игрушек; таблица с рисунками “мешков”.
Раздаточный: цифры от 1 до 5; карточки с изображением шаров; геометрические фигуры.

Предварительная работа: Экскурсия в магазин: “Игрушки”, рассматривание иллюстраций из книги: “Игрушки” А.Кристи, д/и “Спортсмены строятся”, д/и “Кто за мной”, д/и “Четвёртый лишний” (транспорт, звери), работа с раздаточным материалом, д/и “Посади высокую ёлочку и низкую”.

Методы и приемы:

Игровые: сюрпризный момент, динамические паузы, соревновательный элемент.
Наглядные: таблица, схемы.
Словесные: художественное слово, вопросы; беседа.

Активизация словаря: очередь, каплет.

Ход занятия

Орг. момент: Воспитатель приглашает детей поехать на экскурсию в магазин, на машине и напоминает правила культурного поведения:

Машина, машина, идет, гудит,
В машине, машине шофёр сидит. Би, би, би.

Воспитатель. Ну, вот мы и приехали. Послушайте внимательно стихотворение и скажите, сколько игрушек просил купить мальчик.

Какие это игрушки и как называется магазин, в котором они продаются.

В “Детском мире” – магазине,
Где игрушки на витрине,
Появился мальчуган.
“Мама! Здесь игрушек столько!
Мама! Мне б машину только
И ещё вот барабан!
Посмотри, красивый мячик,
А на верхней полке – зайчик!
Ты, пожалуйста, достань!

Подводит детей к полкам с игрушками, предлагает их рассмотреть. На одной полке расставлены машинки, на другой – куклы, на третьей – резиновые игрушки. Количество машин и зверей одинаковое, кукол меньше.

Воспитатель. - Как вы думаете, каких игрушек больше – машин или зверей? (варианты ответов могут быть разные)
Воспитатель. - Как проверить? Что для этого нужно сделать? (посадить зверей в машины; зверей столько же, сколько машин; машин столько же, сколько зверей – их поровну.)

После этого сравнивается количество кукол и зверушек. Воспитатель спрашивает, как ещё можно сравнить предметы по количеству. (Пересчитать).

Воспитатель. - Дети посмотрите на другие полки, там висят подарки с геометрическими фигурами. На подарках указана их цена – число фигур (Рисунок 1)

Рисунок 1

Воспитатель. - На всех ли подарках правильно указана цена? Добавьте недостающие фигуры или уберите лишние.
Воспитатель. - За подарками выстроилась очередь: первая – Таня, вторая – Настя. Сколько детей в очереди?

- Постройтесь по росту. Кто выше всех? Кто ниже? Кто второй, пятый, третий…. Молодцы! Все правильно построились.

Воспитатель. Вам понравилось в магазине? А теперь мы с вами вернёмся в детский сад. Поехали на машине. Вот мы и в детском саду. А теперь мы с вами немножко отдохнём.

Физкультминутка:

Наш Мишутка потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Лапы в сторону развёл –
Видно, мёда не нашёл.
Мишка в улей влез – и вот
Каплет с лапы сладкий мёд.

Воспитатель. – Дети мы с вами в магазине купили конструктор. Давайте с ним поиграем. Хотите?

Садитесь на ковёр и глядите внимательно, что я делаю, а теперь постройте, как и я.

(индивидуальная работа) (Рисунок 2).

Рисунок 2

Воспитатель. – А сейчас, я сделаю другую постройку. Запоминайте. Теперь я её прикрою. Сделайте такую же постройку, как и я.
Воспитатель. А сейчас самое сложное задание! Справитесь? Вот вам схема постройки. Будьте внимательны и постарайтесь сделать точно такую же постройку.

Подводится итог занятия.

Путешествие в зимний лес

Занятие по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста.

Цель: Формировать у детей отношение к цвету, как характерному признаку определенных предметов.

Программное содержание:

  1. Учить детей классифицировать предметы по цвету.
  2. Развивать зрительное и слуховое внимание детей.
  3. Развивать мелкую моторику рук.
  4. Воспитывать желание трудиться.

Методы и приемы:

  • Игровая ситуация.
  • Использование малой фольклорной формы.
  • Сюрпризный момент.
  • Художественно-творческая деятельность.

Оборудование:

  • Детские стульчики.
  • Макет домика.
  • Обручи.
  • Игрушки разных цветов.
  • Игрушка зайчика.
  • Письмо.

Раздаточный материал:

  • Билеты.
  • Плоскостное изображение сапога с прорезями для геометрических фигур.
  • Набор геометрических фигур для аппликации.

Словарная работа:

  • Заплатка.
  • Прохудились.
  • Яркие.
  • Машинист.

Индивидуальная работа:

  • Обратить внимание на Настю М.
  • Предложить Максиму доделать свою работу.

Ход занятия

  1. Подготовка поезда.
  2. Покупка билетов.
  3. Остановка в зимнем лесу.
  4. Дидактическая игра “Собери по цвету” .
  5. Дидактическая игра “Подбери заплатку”.
  6. Физ. минутка.
  7. Возвращение в детский сад.

Аппликация “Вагончики для поезда”.

Маленькие стульчики (вагоны) стоят один за другим – первый стул (паровоз). На каждом стуле обозначение вагонов геометрическими фигурами: (первый вагон – красный круг, второй – желтый квадрат, третий – красный квадрат, четвертый – зеленый круг, пятый – зеленый треугольник, шестой – желтый круг).

- Дети, скажите кто, на чем приехал в детский сад? Ответы детей.
- А как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие? Ответы детей.
- Я вам предлагаю отправиться в путешествие на поезде. Хотите?
- А для того, чтобы отправиться в путешествие на поезде, что нужно? Ответ детей: “купить билет”. Если дети затрудняются ответить, то можно спросить, что нужно, для того, чтобы уехать на автобусе в детский сад. Ответ детей.

Дети идут в “кассу” и покупают билеты – карточки с геометрическими фигурами, которые соответствуют каждому вагону. Затем они находят свой вагон. Для проверки такие же карточки прикреплены на стуле – вагоне. Все разместились в своих вагонах. Воспитатель спрашивает у детей: “А как же мы поедем без машиниста? Можно я буду машинистом?” Ответы детей. – Покажите свои билетики. Все сели на свои места, можно ехать! Ту – ту! Воспитатель и дети изображают, как едет поезд.

Вот поезд остановился, и мы попали в зимний лес. Все выходят из своих вагонов.

- Ну вот мы и приехали. А что же это за красивый домик стоит? Давайте посмотрим. Ответы детей.
- А что это за беспорядок в домике? Все разбросано. (на коврике разбросаны игрушки разных цветов).
- Вы хотите навести порядок в домике? Тогда давайте разложим игрушки в обручи так, чтобы в красном обруче оказались красные игрушки, в синем – синие, в желтом – желтые, в зеленом – зеленые.

- Молодцы!

Появляется зайчик и благодарит детей за помощь.

- Ребята, а давайте расскажем зайчику, как мы наводили порядок.

(Дети рассказывают, что игрушки разложили в обручи того же цвета. Воспитатель следит, чтобы дети говорили: красная машина, синий мячик, желтый кубик).

Дети прощаются с зайчиком и идут дальше.

- Смотрите, дети, что это?

Воспитатель находит конверт на полу. Там лежит письмо.

- Дети, давайте прочитаем, что тут написано.

“ДОРОГИЕ РЕБЯТА!
ПОМОГИТЕ МОЕМУ ЛИСЕНКУ НАЙТИ ДОРОГУ ДОМОЙ.

ЛИСА”.

- Поможем дети, вернуться лисенку домой? Ответ детей. Для этого нам нужно починить сапожки.

Дидактическая игра “Подбери заплатку”.

МАСТЕР, МАСТЕР, ПОМОГИ,
ПРОХУДИЛИСЬ САПОГИ.
ЗАБИВАЙ ПОКРЕПЧЕ ГВОЗДИ,
МЫ ПОЙДЕМ СЕГОДНЯ В ГОСТИ.

- Дети, сапоги прохудились. Это значит порвались. Нам надо каждому сапогу найти свою заплатку.

У какого сапога какой формы заплатка?

- Нужно у каждого сапога закрыть заплатку нужной геометрической фигурой.
- Молодцы!

Воспитатель читает письмо от лисы, где она благодарит детей за помощь ее лисенку.

“СПАСИБО ВАМ ДЕТКИ,
МОЙ ЛИСЕНОК С ВАШЕЙ ПОМОЩЬЮ НАШЕЛ ДОРОГУ ДОМОЙ.

ЛИСА”.

Воспитатель спрашивает у детей, не устали ли они, и предлагает им поиграть.

Физминутка “Смешные человечки”.

Бежали мимо речки
Смешные человечки,
Прыгали – скакали
Солнышко встречали.
Забрались на мостик,
И забили гвоздик.
С мостика бултых в речку,
Ну, где же человечки?

- Молодцы дети, вот вы и помогли лисенку!
- Ребята, вот и закончилось наше путешествие в зимний лес. Нам пора возвращаться в детский сад. Садимся по вагончикам. Поехали! Ту – ту!
- Приехали! Воспитатель спрашивает у детей: “вам понравилось наше путешествие?”
- Что тебе понравилось, Алиса?
- А тебе, Илюша?
- Алена, а что тебе было интересно?
- А давайте нашему поезду сделаем новые вагончики.

Аппликация: “Вагончики для поезда”.

После выполнения работы воспитатель хвалит детей и говорит, что вагончики очень понравились, они получились красивые и яркие. МОЛОДЦЫ!

Окончание занятия.

Литература:

  1. Петерсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка. Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации.- М.: “Баласс”, 1998.
  2. Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста. М. Просвещение, 1983.
  3. Шевелев К.В. Дошкольная математика в играх. М. Мозаика – Синтез, 2005.