Цели урока:
Образовательные:
- Знать историю создания тепловых двигателей;
- Уметь применять закон сохранения и превращения энергии в тепловых двигателях;
- Знать экологические проблемы, связанные с использованием тепловых двигателей.
Развивающие:
- Уметь выделять главное, сравнивать, обобщать;
- Развитие самостоятельной познавательной активности;
- Уметь пользоваться дополнительной литературой и ресурсами Интернета, ориентироваться в информационном пространстве.
Воспитательные:
- Активизация деятельности учащихся на уроке;
- Воспитание экологической культуры;
- Воспитание патриотических чувств на биографии ученых физиков.
Оборудование:
- Проектор
- Ноутбук
- Экран
Демонстрационное обеспечение урока:
- Пробирка с водой, закрытая пробкой
- Спиртовка, спички
- Презентация
Тип урока: изучение нового материала с использованием ИКТ
Методы: рассказ, беседа
Вид: интегрированный: физика, история, экология
Ход урока
Ι. Организационный момент
Приветствие учителя. Сообщение темы и целей урока
ΙΙ. Изучение нового материала
Возьмем стеклянную пробирку, нальем в нее воды и туго закроем ее пробкой. Установим пробирку так, чтобы она была направлена вдоль демонстрационного стола. Будем нагревать пробирку в пламени спиртовки до кипения. (Слайд №2)
Просмотр презентации
Что вы наблюдали?
Пар совершил работу
Тепловые двигатели – устройства, в которых внутренняя энергия топлива превращается в механическую энергию.
Существует несколько видов двигателей (Слайд №6)
Рождение теплового двигателя было нелегким. Много изобретателей в разных странах работали над их созданием, много было побед и разочарований, но каждый из них в большей или меньшей мере внес свой вклад в создание новых двигателей, появление которых совершило целый переворот в жизни человека.
Проследим историю развития тепловых двигателей (слайд №8 - №18)
Инженер Геро создал первую машину еще до 100г н.э.
Архимед изобрел пушку, которая стреляла за счет энергии пара. Это медная пушка, дымоход которой разогревается паяльной лампой, потом в раскаленный до красна дымоход заливали воду, которая немедленно превращалась в пар. Давление пара мгновенно возрастало, так что этого было достаточно для выстрела железного шара находящегося в стволе. Ствол пушки – это цилиндр, по которому, как поршень, скользило ядро.
Француз Кюньо построил первую самодвижущуюся тележку (лафет) для перевозки тяжелых орудий.
Русский изобретатель Иван Ползунов создал паровую машину.
Француз Ленуар построил устройство, в котором горючее сгорало внутри самого устройства
Немецкий Изобретатель Отто создал двигатель внутреннего сгорания
Немецкий инженер Даймлер создал бензиновый двигатель с карбюратором
Карл Фридрих Бенц создал первый автомобиль с ДВС
Проект бензинового двигателя появился в России в 1879г
Немецкий инженер Рудольф Дизель изобрел двигатель без карбюратора
1931г начало истории создания реактивных двигателей
Применение тепловых двигателей (Слайд №20 - №24)
Экологические проблемы связанные с использованием тепловых двигателей (Слайд №27–№28)
Пути ликвидации экологических проблем связанных с применением тепловых двигателей
(Слайд №30 - №34)
ΙΙΙ. Итог урока
- Что такое двигатель
- С какими видами двигателей мы познакомились на уроке
- Что называется тепловым двигателем
- Зачем человеку тепловые двигатели
ΙV.
1. Д/з §21 прочитать.
2. Какие виды тепловых двигателей вы используете дома, их характеристики. (письменно в тетради)