Интегрированный урок (физика + история + экология) по теме "Тепловые двигатели"

Разделы: Физика, История и обществознание, Экология


Цели урока:

Образовательные:

  1. Знать историю создания тепловых двигателей;
  2. Уметь применять закон сохранения и превращения энергии в тепловых двигателях;
  3. Знать экологические проблемы, связанные с использованием тепловых двигателей.

Развивающие:

  1. Уметь выделять главное, сравнивать, обобщать;
  2. Развитие самостоятельной познавательной активности;
  3. Уметь пользоваться дополнительной литературой и ресурсами Интернета, ориентироваться в информационном пространстве.

Воспитательные:

  1. Активизация деятельности учащихся на уроке;
  2. Воспитание экологической культуры;
  3. Воспитание патриотических чувств на биографии ученых физиков.

Оборудование:

  1. Проектор
  2. Ноутбук
  3. Экран

Демонстрационное обеспечение урока:

  1. Пробирка с водой, закрытая пробкой
  2. Спиртовка, спички
  3. Презентация

Тип урока: изучение нового материала с использованием ИКТ

Методы: рассказ, беседа

Вид: интегрированный: физика, история, экология

Ход урока

Ι. Организационный момент
Приветствие учителя. Сообщение темы и целей урока
ΙΙ. Изучение нового материала
Возьмем стеклянную пробирку, нальем в нее воды и туго закроем ее пробкой. Установим пробирку так, чтобы она была направлена вдоль демонстрационного стола. Будем нагревать пробирку в пламени спиртовки до кипения. (Слайд №2)
Просмотр презентации
Что вы наблюдали?
Пар совершил работу
Тепловые двигатели – устройства, в которых внутренняя энергия топлива превращается в механическую энергию.
Существует несколько видов двигателей (Слайд №6)
Рождение теплового двигателя было нелегким. Много изобретателей в разных странах работали над их созданием, много было побед и разочарований, но каждый из них в большей или меньшей мере внес свой вклад в создание новых двигателей, появление которых совершило целый переворот в жизни человека.

Проследим историю развития тепловых двигателей (слайд №8 - №18)

Инженер Геро создал первую машину еще до 100г н.э.

Архимед изобрел пушку, которая стреляла за счет энергии пара. Это медная пушка, дымоход которой разогревается паяльной лампой, потом в раскаленный до красна дымоход заливали воду, которая немедленно превращалась в пар. Давление пара мгновенно возрастало, так что этого было достаточно для выстрела железного шара находящегося в стволе. Ствол пушки – это цилиндр, по которому, как поршень, скользило ядро.

Француз Кюньо построил первую самодвижущуюся тележку (лафет) для перевозки тяжелых орудий.

Русский изобретатель Иван Ползунов создал паровую машину.

Француз Ленуар построил устройство, в котором горючее сгорало внутри самого устройства

Немецкий Изобретатель Отто создал двигатель внутреннего сгорания

Немецкий инженер Даймлер создал бензиновый двигатель с карбюратором

Карл Фридрих Бенц создал первый автомобиль с ДВС

Проект бензинового двигателя появился в России в 1879г

Немецкий инженер Рудольф Дизель изобрел двигатель без карбюратора

1931г начало истории создания реактивных двигателей

Применение тепловых двигателей (Слайд №20 - №24)

Экологические проблемы связанные с использованием тепловых двигателей (Слайд №27–№28)

Пути ликвидации экологических проблем связанных с применением тепловых двигателей
(Слайд №30 - №34)

ΙΙΙ. Итог урока

  1. Что такое двигатель
  2. С какими видами двигателей мы познакомились на уроке
  3. Что называется тепловым двигателем
  4. Зачем человеку тепловые двигатели

ΙV.

1. Д/з §21 прочитать.
2. Какие виды тепловых двигателей вы используете дома, их характеристики. (письменно в тетради)