В качестве основного методического приема используется эвристическая беседа.
При первом “знакомстве” детей с каким-либо явлением или понятием учитель обязательно должен опираться на опыт школьника в его повседневной жизни, постепенно выстраивая цепочку шагов к тому явлению или понятию, которое должно быть, освоено на уроке.
Задавая вопрос, учитель раньше или позже в ответах учеников обязательно услышит нужный ему ответ. С этого момента учитель ведет учеников по заранее намеченному сценарию. Но необходимо вопросами, картинками, случаем из жизни “заставить” учащихся самих произнести нужное учителю.
Эвристическую форму обучения в прошлом веке описал выдающийся русский педагог П.Ф. Каптерев: “Нельзя выдумать средство более сильно возбуждающее умственную самодеятельность, как эвристическая форма обучения, … она ничего не дает ученику без собственного труда и усилия, по этой форме обучения ему каждое знание нужно брать, так сказать, с бою”. Эвристическая форма обучения — это активная учебная деятельность.
Эвристическая форма и наглядное обучение неразрывны. Наглядное обучение требует, чтобы каждая тема была разложена на “самые последние и простые элементы, чтобы преподавание начиналось с этих элементов и чтобы оно было наглядно”.
Эвристическая форма обучения — самая трудная форма для учителя; она более чем какая-либо другая форма, предъявляет ему требования. Эвристическая форма требует от учителя, чтобы он вполне основательно знал свою науку, был мастером своего дела.
Эвристическая беседа — одно из самых сильных средств стимуляции познавательной деятельности учащихся. На сегодняшний день эвристическая беседа – это не просто лучшая, это единственно возможная форма обучения при формировании системно-информационной картины мира.
Основное содержание модуля:
- Предмет информатика. Роль информации в жизни людей. Содержание базового курса информатики.
- Информация и её виды. Действия с информацией. Информационные процессы.
- Измерение информации. Скорость передачи информации.
- История информатики. История чисел и систем счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления.
Общеобразовательные цели:
- иметь представление о предмете и методах информатики;
- выработать умение различать виды информации и способы восприятия и представления информации человеком;
- ввести понятие информационных процессов и рассмотреть примеры информационных процессов;
- усвоить, как определяется единица измерения информации – бит;
- уметь вычислять количество информации, пересчитывать количество информации в различных единицах;
- уметь ориентироваться в системах счисления.
Воспитательные цели:
- формирование мировоззренческой позиции;
- формирование эмоционально-ценностного отношения к миру и себе.
Развивающая цель:
- освоение способов эффективного взаимодействия в процессе учебной коммуникации;
- формирование социальной направленности любой деятельности.
Оценка знаний учащихся.
На каждом уроке предусмотрена одна или несколько работ учащихся на оценку. Это позволяет иметь хорошую накопляемость оценок у учащихся при изучении данной темы.
Тематическое планирование модуля:
1 урок – “Что изучает информатика” (приложения
1-4).
2 урок – “Информация. Виды информации.
Информационные процессы” (приложения
5-6).
3 урок – “Предыстория информатики” (приложения
7-9).
4 урок – “Измерение информации” (приложения
10-11).
5 урок – “История чисел и понятие системы
счисления” (приложения 12-15).
6 урок – Обобщающий урок по теме “Человек и
информация” (приложения 16-17).