Урок "Основы безопасности жизнедеятельности", 1-й класс,тема: "Огонь и человек"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1


Цели:

  • Cоздать условия для ознакомления детей с причинами возникновения пожаров и правилами поведения при их возникновении, номером телефона пожарной части (МЧС);
  • Cоздать представление о профессии пожарного;
  • Путём наблюдений установить взаимосвязь между ответственным отношением к своему поведению и своей безопасностью;
  • Способствовать развитию познавательной активности детей в процессе формирования представлений о работе пожарного, воспитанию у детей бережного отношения к вещам;
  • Растить юных граждан, умеющих ценить и восхищаться красотой родного края, беречь природу, любить свой дом.

Оборудование:

  • Иллюстрации с изображением пожара;
  • Слайды о пожаре, с изображением каланчевской башни и др.;
  • Таблички для модели “Пожар!”;
  • Сигнальные светофоры;
  • Карточки с “мордашками” для рефлексии;
  • Мелодия весеннего концерта.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Рефлексия. “Рисунок 1” Слайд №1

2. Эмоциональный настрой.

Учитель. - Дорогие ребята, сядьте удобно. Потрите ладошки. Вы почувствовали тепло? (Да).

Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть на уроке вам будет также тепло и уютно. А теперь за работу!

II. Введение в тему занятия.

Учитель. - Ребята, посмотрите на эти слова! Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? “Рисунок 2” Слайд №2
Учитель. - Молодцы. Вы догадались. Тема сегодняшнего нашего урока так и называется: “Огонь и человек”

- Сегодня на занятии мы поговорим с вами о правилах поведения с огнем, узнаем как правильно вести себя в случае возникновения пожара. Будем играть, разгадывать загадки, читать стихи и петь частушки. Вы готовы?

III. Вводная беседа.

Учитель читает стихотворение С. Я. Маршака “Рассказ о неизвестном герое”.

- Что случилось в этом доме?
- Как это могло произойти?

Слова учитель читает с экрана. Слайд№3

IV. Объяснение нового материала. Огонь – друг человека, огонь – враг человека.

С давних пор огонь стал другом человека. Он помогал людям обороняться от диких зверей, освещать жилище, отапливать в холодное время года. Благодаря огню человек научился вкусно готовить пищу.

Много сотен лет потребовалось человеку для того, чтобы научиться добывать огонь и пользоваться им. Древние люди не имели спичек. Они подбирали загоревшиеся ветки после удара молнии и поддерживали горение костра днем и ночью, попеременно дежуря около него.

Много способов придумал человек, чтобы добыть огонь. Вначале это был трудный способ, требующий больших усилий и сноровки, - трение одного сухого дерева о другой. Затем огонь научились получать, высекая искру ударом камень о камень.

Без огня мы себе уже не представляем жизни, он нужен повсюду: в домах и школах, на заводах и фабриках, в городах и сёлах.

Огонь – друг человека. Без него невозможна жизнь на земле.

Огонь – враг. Огонь, постоянный спутник человека, может быть не только другом и помощником человека во всех добрых делах, но и врагом. Это зависит от того, правильно ли используется огонь. Какой стороной он повернётся к нам, зависит от нас.

V. Ознакомление с правилами поведения во время пожара.

- Кто из вас знает стихотворение С. Я. Маршака “Кошкин дом”?

Чтение стихотворения детьми наизусть.

- Вспомните, от чего он загорелся?
- Почему кошка так реагировала на пожар?
- А кто не растерялся? Как действовала на пожаре Курица?
- Чем ещё можно затушить пожар?
- А если пожар всё-таки возник! Как нужно себя вести мы сейчас прочитаем.

Правило 1. Если пожар небольшой, можно затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло, или вылив кастрюлю воды.

Водой можно тушить, если не горят электрические приборы. Слайд №4

Правило 2. Если огонь сразу не погас, нужно немедленно уйти из дома в безопасное место. И только после этого звони в пожарную охрану по телефону “01” (табличка) и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры и дома или попроси об этом соседей. Слайд №5

Правило 3. Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по номеру “01”. После этого зови на помощь из окна соседей и прохожих. Слайд №6

Знает каждый гражданин этот номер “01”.
Если к вам придёт беда – позвони скорей туда.
А если нет телефона, позови людей с балкона.

Правило 4. При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре погибает от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком – внизу меньше дыма. Слайд №7

Запомнить и взрослым необходимо:

Чаще в пожарах гибнут от дыма.

Правило 5. При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт. Он может отключиться, и ты задохнешься. Слайд №8

Правило 6. Ожидая приезда пожарных, не теряй головы, не прячься и не выпрыгивай из окна. Тебя обязательно спасут.

Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся. Они лучше знают, как тебя спасти. Слайд №9

Помните! При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре погибает от дыма. Не пытайтесь спрятаться от дыма в шкаф, под кровать – так от дыма не спастись. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на пол и двигайся к выходу ползком – внизу дыма меньше. Слайд №10

- Так как же нужно вести себя во время пожара?

VI. Чтение памятки “Чтобы не было пожара”. Слайд №11

1. Никогда и нигде не играй со спичками и зажигалками.
2. Самостоятельно не зажигай газовую плиту, а в сельском доме не пытайся растапливать печь.
3. Не оставляй без присмотра включенный телевизор, утюг или чайник.
4. Не играй с бензином, керосином и другими жидкостями, которые могут вспыхнуть.
5. Не разжигай костёр без взрослых.

VII. Актуализация базовых знаний.

Совместное построение модели “Пожар”. Рисунок 3”.

- Что может привести к пожару?

У доски работает ученик, конструирует модель ответа, на вопрос.

Ученики на местах работают в парах.

VIII. Физкультминутка. Слайд№12

На экране слова физкультминутки.

IX. Игра “Запрещается – разрешается”.

У детей сигнальные “светофоры”. Зелёный цвет – разрешается, красный цвет – запрещается.

  • Брать в руки спички и зажигать их.
  • Небрежно, беспечно обращаться с огнем.
  • Зажигать костер вблизи строений.
  • В случае возникновения пожара вызвать пожарную охрану.
  • Подавать сигнал тревоги, если случился пожар.
  • Использовать все имеющие средства для тушения пожара.
  • Включать неисправную аппаратуру, приборы.
  • Кричать и звать на помощь взрослых.
  • Пользоваться поврежденными розетками.
  • Двигаться ползком или пригнувшись, если помещение сильно задымлено.
  • Оставлять без присмотра включенные в сеть электроприборы.
  • Оставлять без присмотра горящий костер.
  • Использовать во время новогодних праздников петарды, неисправные гирлянды и бенгальские огни.

- 200 лет назад пожары обнаруживали с каланчевской башни. Слайд №13

X. Чтение стихотворения подготовленным учеником.

На площади базарной,
На каланче пожарной
Круглые сутки
Дозорный из будки
Поглядывает
На север, на юг,
На запад, на восток –
Не виден ли дымок.
И если видел он пожар,
Плывущий дым угарный,
Он поднимал сигнальный шар
Над каланчой пожарной.
И 2 шара, и 3 шара
Взвивались вверх, бывало,
И вот с пожарного двора
Команда выезжала.

- Пожарная часть состояла из 2 этажей. На 2 этаже жили пожарные с семьями. На 1 стояли повозки с бочками с водой, баграми, лестницами, но самое главное здесь лошади. Самые лучшие, самые резвые. Слайд №14

На смену лошадям пришли мощные машины. Слайд №15

Пожарные – героические люди, которые всегда готовы прийти нам на помощь. Но иногда они приезжают слишком поздно.

Это случается оттого, что люди или слишком поздно сообщают о пожаре, или не могут назвать правильный адрес.

Пожар мы быстро победим, Слайд №16

Коль позвоним по 01.

- Почему телефон пожарной службы – 01?

1) Потому, что номер – 01 простой, его всякий запомнит.
2) Потому, что 01 – удобный номер, его даже в темноте легко набрать на диске телефона.
3) Потому, что 01 – короткий номер, ведь на пожаре дорога каждая минута.

Пусть знает каждый гражданин Слайд №17

Пожарная служба – 01.

XI. Игра “01 – примите вызов”.

Стихи читают дети.

Ты о пожаре услыхал –
Скорей об этом дай сигнал.
Смело трубку в руки взять,
“01” сумей набрать.
И назвать еще потом
Город, улицу и дом,
И квартиру, где живете,
И с каким она замком,
И еще сказать: “Даю
Вам фамилию свою,
Также номер телефона,
У которого стою”.

Задача игроков набрать 01 и правильно сообщить о пожаре.

Помните! От точности и быстроты вашего сообщения зависит, как скоро прибудут по адресу пожарные.

XII. Чтение стихотворений заранее подготовленными детьми.

1.

Если взрослых дома нет,
Чтобы избежать всех бед.
Спички лучше ты не тронь –
В них скрывается огонь.

2.

Каждый должен это знать –
Бензин не надо поджигать!
И туши его, друг мой,
Ты песком или землёй.

3.

Перед тем, как уйти в школу,
Дома выключи приборы.
Всё внимательно проверь.
Лишь тогда закроешь дверь.

4.

Коль у вас в квартире газ –
Будь внимательней в 100 раз!
Безнадзорность за плитой
Может кончиться бедой.

5.

Быть нельзя огню вблизи
Там, где краска, газ, бензин.
Ведь о них нам не напрасно
Говорят “огнеопасно”.

6.

Если же большой огонь,
Дымом всё объято.
Выбегать из дома вон,
Надо всем ребятам.
А на помощь поскорей
Ты зови, зови людей.

7.

Каждый взрослый и ребёнок-
Все должны знать, как один.
Самый нужный, самый главный
Этот номер….

ВСЕ: Ноль - один!

XIII. Исполнение частушек.

1.

Сидит пожарный на скамейке
И конфеты кушает,
Потому, что все пожары
Пожарными потушены.

2.

Не понятно нам порой,
Что случилось с детворой,
Если спички отобрать
Больше нечем нам играть.

3.

Саша, Миша и Сережа
Хотят пожарными все стать,
Где пожар для тренировок
Нашим мальчикам достать?

4.

Ой, спасите, помогите
Вы пожар здесь затушите.
Надо затушить успеть,
А то можем все сгореть.

5.

Чтоб не вспыхнул здесь огонь,
Эти спички ты не тронь –
В этих спичках много бед,
Сразу может все сгореть.

6.

Все пожары происходят
От неосторожности,
Наша цель свести к нулю
Все их по возможности.

XIV. Игра “Доскажи словечко”.

Деревянные сестрички
В коробочке. Это …(спички).
Вы запомните, друзья,
Детям спички брать …(нельзя).
Предупреждаем всех недаром:
Трудно справиться с …(пожаром).
При пожаре не зевай
Огонь водою …(заливай).
А чтоб не случилась в твоём доме беда,
Советы родителей слушай …(всегда).
Легче, чем пожар тушить
Нам его …(предупредить).

XV. Обобщение изученного.

- Скажите, сможет ли человек прожить без огня?
- Когда огонь является другом человека?
- Когда врагом?
- Как нужно обращаться с огнем?

XVI. Самооценка.

- Наш урок подходит к концу. Оцените свою работу.
- Довольны ли вы собой? (На фоне мелодии весеннего концерта) Слайд №18

Учитель: - Молодцы! Я тоже довольна вашей работой. Спасибо всем!

"Рисунок 4"