Цель: формирование умения обосновывать, аргументировать свою позицию, умение рефлексировать. Развитие личностных связей между участниками диалога. Воспитание нравственности.
Оборудование: у каждого участника диалога свой смысл понимания счастья (рисунок, кроссворд, фотографии и т.д.); самодельная книжка-малышка с пословицами, поговорками, высказываниями о счастье. На доске записаны высказывания великих людей о счастье.
Ход урока
I. Организация класса. Создадим хорошее настроение, улыбнемся друг другу, скажем добрые слова.
II. Вступительное слово учителя.
- Сегодня мы продолжим разговор на тему “Хочешь быть счастливым - будь им”. На прошлых уроках, читая произведения из раздела “Страна далекого детства”, мы говорили о героях, которые считали себя счастливыми в определенные моменты своей жизни. И вы захотели выразить своё понимание этого чувства. Наш урок - урок презентация наших смыслов. Давайте попытаемся в разных формах выразить свое понимание счастья. Любому своему товарищу вы можете задать вопрос на понимание, высказать свою точку зрения, оспорить, спросить.
III. Презентация смыслов.
Учитель: - Кто желает первым презентовать свой смысл?
Денис С.: - Я выразил свое понимание счастья в кроссворде (представляет кроссворд со словами: ласка, чуткость, внимание, сострадание, доброта, любовь, милосердие и с ключевым словом “счастье”).
У: - Какие вопросы возникли? А можно я тоже загадаю одно слово: скорбь, глубокая печаль (горе). Не хочется ли вам включить это слово в кроссворд? Почему ты решил самовыразиться в кроссворде?
Д: - Если каждое сердце будет наполнено
такими чувствами, оно будет счастливым.
У: - Кто еще желает представить свое
понимание счастья?
Таня Р.: - Я выразила свое счастье в плоскостной лепке (демонстрирует плоскостную лепку). Над всеми светит солнце, над всеми мир цветет, все дети хотят счастья и мира круглый год.
У: - А чтобы вы сделали, если все могли?
У кого есть желание представить свой смысл?
Настя Б.: - А я сочинила стихотворение.
Смотрю на природу -
В глазах моих счастье.
Хочу, чтоб скорее исчезли ненастья.
Хочу я весь день веселиться с букашкой,
С сидящей на ветке
Маленькой пташкой.
У: - А может быть, уехав к чужому краю, к теплому морю, ваша жизнь будет более счастливой? Кто еще желает самовыразиться?
Люда Г.: (представляет рисунок с изображением природы) - Я согласна с Настей. Я считаю, что нет ничего лучше тех минут, когда ты общаешься с природой. А пробовали ли вы лечь на прогретом солнцем душистом лугу и долго – долго смотреть на облака в темно-синем небе. В такие минуты каждый человек скажет “Вот оно настоящее счастье!”
У: - Кто еще желает самовыразиться?
Ваня М.: (показывает рисунок своей
семьи) - Счастье – это когда вся семья вместе.
“Если в доме каждый рад, значит в доме мир, да
лад”.
У: - Кто в вашем доме “творец счастья”? А
что думает Юля по этому поводу?
Юля Е.: - Я хочу выразить свое понимание
счастья песней о маме (поет песню о маме).
У: - А что вы лично делаете для того,
чтобы ваша мама чувствовала себя хорошо? Юля так
презентовала свое понимание. А вы как?
Женя Ч.: - Счастье - это когда получаешь
хорошие оценки.
У: - Согласны ли вы, что каждый - творец
своего счастья?
Рома В.: - Я сделал птицу счастья, т.к. она
приносит в дом удачу (презентует птицу счастья).
У: - Почему птицу счастья сделал из белой
бумаги, а не из черной?
Маша Ч.: - А я знаю песню о счастье,
которая называется “Птица счастья” (поет
песню).
У: - А если птица счастья от тебя улетела,
кого в этом винить?
Настя П.: - Я вижу смысл счастья в своем
младшем братике. Я радуюсь когда он смеётся,
играет.
У: - Английский писатель Бенталь сказал:
“Человек увеличивает своё счастье в той мере, в
какой он доставляет его другим”. Согласны ли вы с
этим высказыванием?
Даша К.: - У меня есть брат, но сейчас он
далеко от меня. Я по нему очень скучаю, жду
встречи и готовлю ему подарок – шарфик,
связанный своими руками.
У: - Даша, ты вяжешь для брата шарф, а это
очень трудное дело, требующее огромного
терпения. Не лучше ли его купить в магазине?
Даниил Б.: Я предлагаю послушать два музыкальных произведения и определить в каком из них харкает музыки отражает настроение счастливого человека (играет музыкальные произведения).
У: - Испытывал ли ты такое чувство
счастья, о котором рассказал языком музыки.
Женя К.: - Каждый человек может стать
солнышко для того, чтобы отдать частичку своего
тепла. Согревая своей любовью, добротой,
вниманием, терпением.
У: - А может ли человек быть грозой,
градом, холодным дождём?
У: - Я тоже приготовила свой смысл и хочу представить его вам (представляет фотографии свое семьи, коллективные фотографии класса). Я счастлива, т.к. у меня есть мои любимые родители, которые всегда ждут меня в гости. Мое счастье - это моя семья. Мое счастье - вот эти озорные ребята. Узнали? Это вы - дети. И еще вот сколько ребят, которых мне посчастливилось учить и воспитывать. “Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье” Платон. Эти слова являются девизом моей жизни.
(На доске записаны высказывания о счастье).
- “Когда кто-нибудь совершает для другого доброе дело, радуйтесь! Сразу два человека стали счастливы”. Пеппер
- “В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других”. Л.Толстой
- “Человек увеличивает свое счастье в той мере, в какой он доставляет его другим”. Бенталь
- “Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье” Платон.
У: - Выберите и запишите в свою книжечку счастья то высказывание, которое наиболее вам понравилось. Согласны ли вы с мыслью, что быть кому-то необходимым - это самое большое счастье?
Человек не может жить без счастья!
Человек не должен жить без счастья.
Если ты сегодня не умножишь
Хоть на каплю чью-то радость в мире,
То считай, что день напрасно прожил,
Как ленивый гость в чужой квартире.
У: - Всем большое спасибо. Урок закончен. Будьте счастливы!