Диалог в образовании младших школьников

Разделы: Начальная школа


Цель: формирование умения обосновывать, аргументировать свою позицию, умение рефлексировать. Развитие личностных связей между участниками диалога. Воспитание нравственности.

Оборудование: у каждого участника диалога свой смысл понимания счастья (рисунок, кроссворд, фотографии и т.д.); самодельная книжка-малышка с пословицами, поговорками, высказываниями о счастье. На доске записаны высказывания великих людей о счастье.

Ход урока

I. Организация класса. Создадим хорошее настроение, улыбнемся друг другу, скажем добрые слова.

II. Вступительное слово учителя.

- Сегодня мы продолжим разговор на тему “Хочешь быть счастливым - будь им”. На прошлых уроках, читая произведения из раздела “Страна далекого детства”, мы говорили о героях, которые считали себя счастливыми в определенные моменты своей жизни. И вы захотели выразить своё понимание этого чувства. Наш урок - урок презентация наших смыслов. Давайте попытаемся в разных формах выразить свое понимание счастья. Любому своему товарищу вы можете задать вопрос на понимание, высказать свою точку зрения, оспорить, спросить.

III. Презентация смыслов.

Учитель: - Кто желает первым презентовать свой смысл?

Денис С.: - Я выразил свое понимание счастья в кроссворде (представляет кроссворд со словами: ласка, чуткость, внимание, сострадание, доброта, любовь, милосердие и с ключевым словом “счастье”).

У: - Какие вопросы возникли? А можно я тоже загадаю одно слово: скорбь, глубокая печаль (горе). Не хочется ли вам включить это слово в кроссворд? Почему ты решил самовыразиться в кроссворде?

Д: - Если каждое сердце будет наполнено такими чувствами, оно будет счастливым.
У: - Кто еще желает представить свое понимание счастья?

Таня Р.: - Я выразила свое счастье в плоскостной лепке (демонстрирует плоскостную лепку). Над всеми светит солнце, над всеми мир цветет, все дети хотят счастья и мира круглый год.

У: - А чтобы вы сделали, если все могли? У кого есть желание представить свой смысл?
Настя Б.: - А я сочинила стихотворение.

Смотрю на природу -
В глазах моих счастье.
Хочу, чтоб скорее исчезли ненастья.
Хочу я весь день веселиться с букашкой,
С сидящей на ветке
Маленькой пташкой.

У: - А может быть, уехав к чужому краю, к теплому морю, ваша жизнь будет более счастливой? Кто еще желает самовыразиться?

Люда Г.: (представляет рисунок с изображением природы) - Я согласна с Настей. Я считаю, что нет ничего лучше тех минут, когда ты общаешься с природой. А пробовали ли вы лечь на прогретом солнцем душистом лугу и долго – долго смотреть на облака в темно-синем небе. В такие минуты каждый человек скажет “Вот оно настоящее счастье!”

У: - Кто еще желает самовыразиться?
Ваня М.: (показывает рисунок своей семьи) - Счастье – это когда вся семья вместе. “Если в доме каждый рад, значит в доме мир, да лад”.
У: - Кто в вашем доме “творец счастья”? А что думает Юля по этому поводу?
Юля Е.: - Я хочу выразить свое понимание счастья песней о маме (поет песню о маме).
У: - А что вы лично делаете для того, чтобы ваша мама чувствовала себя хорошо? Юля так презентовала свое понимание. А вы как?
Женя Ч.: - Счастье - это когда получаешь хорошие оценки.
У: - Согласны ли вы, что каждый - творец своего счастья?
Рома В.: - Я сделал птицу счастья, т.к. она приносит в дом удачу (презентует птицу счастья).
У: - Почему птицу счастья сделал из белой бумаги, а не из черной?
Маша Ч.: - А я знаю песню о счастье, которая называется “Птица счастья” (поет песню).
У: - А если птица счастья от тебя улетела, кого в этом винить?
Настя П.: - Я вижу смысл счастья в своем младшем братике. Я радуюсь когда он смеётся, играет.
У: - Английский писатель Бенталь сказал: “Человек увеличивает своё счастье в той мере, в какой он доставляет его другим”. Согласны ли вы с этим высказыванием?
Даша К.: - У меня есть брат, но сейчас он далеко от меня. Я по нему очень скучаю, жду встречи и готовлю ему подарок – шарфик, связанный своими руками.
У: - Даша, ты вяжешь для брата шарф, а это очень трудное дело, требующее огромного терпения. Не лучше ли его купить в магазине?

Даниил Б.: Я предлагаю послушать два музыкальных произведения и определить в каком из них харкает музыки отражает настроение счастливого человека (играет музыкальные произведения).

У: - Испытывал ли ты такое чувство счастья, о котором рассказал языком музыки.
Женя К.: - Каждый человек может стать солнышко для того, чтобы отдать частичку своего тепла. Согревая своей любовью, добротой, вниманием, терпением.
У: - А может ли человек быть грозой, градом, холодным дождём?

У: - Я тоже приготовила свой смысл и хочу представить его вам (представляет фотографии свое семьи, коллективные фотографии класса). Я счастлива, т.к. у меня есть мои любимые родители, которые всегда ждут меня в гости. Мое счастье - это моя семья. Мое счастье - вот эти озорные ребята. Узнали? Это вы - дети. И еще вот сколько ребят, которых мне посчастливилось учить и воспитывать. “Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье” Платон. Эти слова являются девизом моей жизни.

(На доске записаны высказывания о счастье).

  1. “Когда кто-нибудь совершает для другого доброе дело, радуйтесь! Сразу два человека стали счастливы”. Пеппер
  2. “В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других”. Л.Толстой
  3. “Человек увеличивает свое счастье в той мере, в какой он доставляет его другим”. Бенталь
  4. “Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное счастье” Платон.

У: - Выберите и запишите в свою книжечку счастья то высказывание, которое наиболее вам понравилось. Согласны ли вы с мыслью, что быть кому-то необходимым - это самое большое счастье?

Человек не может жить без счастья!
Человек не должен жить без счастья.
Если ты сегодня не умножишь
Хоть на каплю чью-то радость в мире,
То считай, что день напрасно прожил,
Как ленивый гость в чужой квартире.

У: - Всем большое спасибо. Урок закончен. Будьте счастливы!