Цель:
- Математика: повторить целые и дробные числа, сложение и вычитание дробей, сравнение дробей.
- Музыка: повторить названия длительности нот, выявить их взаимосвязь с математикой, развивать речь, мышление, внимание, познавательный интерес.
Ход урока
I. Организационный момент.
Сегодня наш урок не похож на другие, он необычный. Мы соединим уроки музыки и математики.
II. Повторение.
Как думаете, ребята, есть что-то общее между предметами музыки и математики? Хотите узнать, что у них может быть что-то общее? (Да)
- Тогда вы все превращаетесь в маленьких
исследователей. И начнем наше исследование с
урока музыки.
- С помощью чего пишется мелодия? Благодаря чему
донесли до наших дней свои музыкальные
произведения великие композиторы? (С помощью
нот)
- Давайте сейчас тогда повторим названия
длительности нот.
- А в математике встречаются ли эти музыкальные
термины, как “целое”, “половинное”,
“четвертная”, “восьмая”. Вспомните,
встречались? (Да)
- Может, тогда кто-то догадался, о чем будем
говорить? (О дробях)
- Давайте, сейчас сравним длительность нот с
дробями.
- Целую ноту разделим на 2 части и получим “2
половинные”
- А в математике ребята, как думаете,
“половинная целого” это какая дробь будет? (одна
вторая)
- Значит, нота “половинная” равняется “одной
второй”.
А “половинная” нота в свою очередь делится на “две четвертные” ноты, и получается
- В математике есть такая дробь? (есть, “одна четвертая”)
Значит, “четвертная” нота равняется “одной четвертой” дроби.
- “Четвертную” ноту разбиваем на “две восьмые” ноты.
Кто покажет мне “одну восьмую” дробь? (одна восьмая)
- Значит, длительность нот и здесь совпадает, то
есть “одна восьмая” нота равняется “одной
восьмой” дроби. Согласны? (Да)
- Что вы можете сказать о длительности нот? (длительность
нот совпадает с дробями)
Давайте продолжим наше исследование.
Вот “одна восьмая” нота, к ней прибавили еще “одну восьмую”.
(Схема).
- Что мы получили?
А сможем ли мы, ребята, написать это дробями? Какое действие нужно сделать с дробями? (“Одна восьмая” + “одна восьмая”. При сложении дробей с одинаковыми знаменателями знаменатель остается таким же, а числитель прибавляем. Сумма “две вторых”)
У нас получилась дробь “два восьмых”. Сравним ответы с длительностью нот. Почему разные? Длительность “одна четвертая”, а дробь “два восьмых”? Или мы неправильно прибавили? (нет, правильно)
- Я с вами согласна, давайте еще раз посмотрим? На какое одно и тоже число можно разделить и знаменатель и делитель? (На 2)
В математике такое деление называется сокращением.
- Вот мы и получили “одну четвертую” дробь и нота у нас тоже “одна четвертная”.
А теперь к “одной четвертной” ноте прибавим “одну четвертную” ноту.
Какие дроби нужно тогда прибавить? (“Одну четвертую” к “одной четвертой”, получили “две четвертых”.)
- Что нужно сделать? (И числитель, и
знаменатель делим на 2, получилась дробь “одна
восьмая”)
- Теперь посмотрим 3 задание. От целой ноты уберем
“одну вторую”…
А в дробных числах от целой вычитаем дробь. Можно сразу сделать вычитание? (Нет)
Что можно сделать с дробями? (Превратить целое в неправильную дробь, то есть “две вторых“ - “одна вторая”, знаменатель остается тем же, вычитаем числители, получилась дробь “одна вторая”)
- Что заметили? (“одна вторая” дробь совпала с длительностью “одной второй”)
Вот и еще одно исследование закончили. Что делали с длительностью нот? А с дробями? (Тоже “+”и “-”)
- И к какому выводу пришли? (Что длительность нот при “+” и “-“ тоже может совпадать с дробями)
Физкультпауза.
- Ребята вот еще одно задание для вашего исследования. Сможете ли вы угадать по слуху длительность нот, то есть вы должны сравнить длительность нот и угадать, какая по длительности нота прозвучала? Попробуем? (Да)
“целая
“восьмая”
“половинная”
“четвертная”
- Какая нота звучала дольше всех? (“Целая”)
А самая короткая? (“Восьмая”)
- Вот мы сравнили длительность нот. А теперь сравним нашим числа: “целое” и “дробное”. Сравните: “одна восьмая”, “одна вторая”, кто желает показать? (“Одна восьмая” меньше чем “одна вторая”, из двух дробей с одинаковыми числителями больше та, у которой числитель меньше.)
Сравните: “целая” и “одна вторая”? Открой ответы детей.
Еще сравните: “одна четвертая” и “одна восьмая”. (“Одна четвертая” больше)
- Что можете сказать о сравнении нот и дробей?
Какой вывод можно сделать? (По длительности нот
дольше звучала “целая” нота, “целое” число
тоже больше чем дробное)
- Молодцы. Теперь я вам буду играть разные по
длительности ноты, которые создают определенный
ритм и вы по слуху угадайте, из какой песни
мелодия, а потом мы ее споем. (“Песня про папу”)
III. Итог урока.
- Итак, ребята, понравился вам урок? А что понравилось? Заметили общее между музыкой и математикой? Какая связь может быть? (Оказывается дроби могут совпадать с длительностью нот. Есть целое число и целая нота, некоторые дробные числа могут совпадать с длительностью нот.)