Цель программы по саморегуляции - обучить подростков доступным практическим приемам регуляции своего внутреннего состояния. На занятиях участники выполняют упражнения, которые затем смогут использовать в повседневной жизни.
Задачи:
- уменьшения тревожности и мобилизации внутренних ресурсов;
- улучшения внешнего вида и управления текущим психоэмоциональным состоянием;
- снятия утомления.
Занятие № 3 (общее кол-во занятий по программе - 16)
Продолжительность занятия: 60 минут.
Численность группы: от 10-15 человек.
Материалы: апельсин, музыкальная подборка (ритмичная, спокойная музыка), принадлежности для рисования.
Ход занятия
1. Приветствие группы
Время: 3 минут
Разминка
Упражнение "Апельсин"
Время: 5 минут.
Участники сидят по кругу и перекидывают друг другу апельсин. Их задача - поймать апельсин и перекинуть другому. Тот, кто не поймал апельсин, должен назвать оригинальный и неожиданный способ его применения .
2. Основная часть
Упражнение "Давка"
Задача: работа с личностным пространством
Время: 10 минут.
Игровая задача - прорваться "опоздавшему пассажиру" в битком набитый автобус. "Опоздавших пассажиров" лучше всего отбирать из тех участников, для которых вторжение в интимную зону личностного пространства сопровождалось отрицательными эмоциями, они избегали тактильного контакта (из наблюдений по прошлым занятиям).
Группа создает подобие автобуса в час "пик". Для этого имеющиеся в комнате, где проводится занятие, стулья сдвигаются спинками к центру для создания с их помощью небольшого ограниченного пространства. Образовавшаяся площадка должна вместить всю группу без одного человека. Все плотно прижимаются друг к другу, как в автобусе. Ведущий становится водителем. Он объявляет остановки, открывает двери, отодвигая один стул, и закрывая двери через небольшой промежуток времени, лишая возможности войти в автобус того, кто не успел. Затем "опоздавшим пассажиром" становится другой участник группы.
По окончании игры "опоздавшие пассажиры делятся своими ощущениями.
Вопросы для обсуждения:
- какими приемами вы пользовались для того, чтобы проникнуть в автобус?
- какие ощущения у вас при этом возникали?
- какие эмоции у вас возникали, когда вам не удавалось проникнуть в "автобус"?
- какие эмоции, ощущения возникали у остальных, когда на них оказывали силовое тактильное воздействие?
Упражнение "Пять добрых слов"
Задачи:
- получение ведущим обратной связи от группы;
- повышение самооценки;
- рефлексия;
- возможность сделать приятное другому человеку.
Время: 15 минут.
Материалы: принадлежности для рисования.
Участники разбиваются на подгруппы по пять человек.
Инструкция: "Каждый из Вас должен обвести свою руку на листе бумаги и на ладошке написать свое имя. Потом вы передаете свой лист соседу справа, а сами получаете рисунок от соседа слева. В одном из "пальчиков" полученной чужой "ладошки" вы пишите какое-нибудь положительное, на ваш вгляд, качество его обладателя. Другой человек делает запись на другом пальчике и т.д., пока лист не вернется к владельцу.
Когда все надписи сделаны, ведущий собирает рисунки и зачитывает "комплименты", а группа должна догадаться, кому они предназначаются.
Вопросы для осуждения:
- Какие чувства вы испытывали, когда читали надписи на своей "ладошке"?
- Все ли ваши достоинства, о которых написали другие, были вам известны?
3. Подведение итогов;
Рекомендации (Приложение 1);
Рефлексия занятия
Время: 15-20 минут.
Литература.
- Галстян О.А. Коррекционно - обучающая программа повышения уровня коммуникативной компетентности педагога. Пособие для психологов и педагогов. Отпечатано в ГУП МО "Орехово-зуевская типография", 2007г., 86 стр.
- Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). - СПб.: Издательство "Речь", 2005. - 225 с.: ил.
- Стишенок И.В. Тренинг уверенности в себе: развитие и реализация новых возможностей. - СПб.: Издательство "Речь", 2006. - 240 с.