Правописание безударных гласных в корне слова

Разделы: Начальная школа


Правописание безударных гласных в корне слова остается актуальной проблемой школьной педагогической практики в области обучения детей орфографии. Ошибки на правописание безударной гласной корня, как известно, являются наиболее типичными и устойчивыми во всех классах, особенно начальных.

Я в своей работе на уроке русского языка очень много внимания уделяю работе над правилом правописания безударной гласной в корне слова. Эта работа начинается с умения находить безударную гласную в слове т.к. этот этап считается наиболее важным. А уже второй этап – это умение проверять безударную гласную и подбирать проверочное слово.

Анализ усвоения учащимися правописания безударных гласных в корне слова показывает, что ошибки могут быть самыми разнообразными по своему характеру. Основными причинами, вызывающими их появление, являются следующие:

1. Неумение найти объект применения правила:

а) ребенок не может выделить безударную гласную в слове, обычно это связано со слабым навыком постановки ударения;

б) ребенок не владеет навыком морфологического анализа слова в специальных орфографических целях, т.е. не может выделить корень, в котором пишется безударная гласная. Это нередко приводит к тому, что ученик не только не видит безударную гласную, правописание которой ему надо проверить, но и начинает расширять “границы” применения правила, проверяя с его помощью гласную в приставке, суффиксе, окончании.

2. Неумение практически пользоваться правилом:

а) ребенок не может изменить слова, чтобы корневая безударная гласная в нем оказалась под ударением. Особую трудность представляет правописание безударной гласной в корнях глаголов, проверяемых с помощью словоизменения: тащил-тащит, везёт- вёз и т.п.;

б) ученик подбирает для проверки однокоренное слово на основе ложной аналогии. Например, слово ПАЛАТКА соотносит со словом ПОЛ; ПОЛЗТИ соотносит со словом УПАЛ; ПАСЛИСЬ – со словом ПОСТ.

в) ошибка может возникнуть и потому, что в словарном запасе учащихся нет проверочного однокоренного слова. Так, некоторые учащиеся не могут подобрать проверочные слова к встречающимся в учебнике словам с безударной гласной в корне ВИЛАСЬ, ЧИТАЛЬНЯ, СТРЕЛЯЕТ и др.;

г) ученик, пользуясь правилом, подбирает в качестве проверочного слово с безударной гласной, например: поседеть от старости (седой), посидеть на скамейке (сидеть), что нередко приводит к ошибкам.

В значительной мере это вызвано тем, что овладение правописанием безударных гласных корня требует уже достаточно развитых грамматических умений и речевых навыков. К числу умений и навыков относятся следующие:

  • умение различать гласные и согласные, находить ударные и безударные гласные в слове, а также переносить ударение с одного слога на другой (в тех случаях, когда ученик изменяет слово или подбирает однокоренное слово);
  • умение целенаправленно производить морфологический анализ, т.е. вычленять именно ту часть слова, в которой содержится изучаемая орфограмма;
  • умение выделять среди однокоренных слов и различных форм одного и того же слова те, которые могут быть проверочными.

Все эти умения вырабатываются в результате длительных многократных упражнений.

Формирование этих умений невозможно без определенных знаний из области фонетики, графики, морфологии, а также без достаточно развитого словаря учащихся.

Знания из области фонетики и графики: один слог в слове произносится с большей силой (ударный слог), в ударном слоге гласный звук обозначается соответствующей ему буквой (поле, сад); в безударном слоге не всегда написание соответствует произношению (например, в слове трава написание соответствует, а в слове этого соответствия нет). Поскольку в безударном слоге часто нет соответствия между написанием и произношением, слова с безударными гласными перед записью нужно проверять. При этом в качестве проверочных выступают слова с ударными гласными, так как в ударном слоге написание гласных соответствует произношению. При выполнении упражнений учащиеся пишут проверочное слово перед словом с безударными гласными. Такая последовательность записи, как показывает опыт, способствует развитию умения писать в безударном слоге ту гласную, которая написана в ударном.

Работа над правилом правописания безударных гласных.

Правило о правописании безударных гласных в корне слова относится к тому типу орфографических правил, в которых не дается графический образец написания, а содержится указание на способ проверки написания. Правила такого типа наиболее сложны для учащихся детальной работы над ними. Основное содержание такого типа правил составляет способ проверки. В основе способа проверки лежит сравнение парно-звучащих форм, в одной из которых гласная находится под ударением, а в другой - в безударном положении. Однако в целях правописания этим анализом еще нельзя ограничиться. Необходимо соотнести обозначение звука в безударном положении с его обозначением в положении под ударением. Такой анализ правила не только поможет ученику уяснить сущность орфографического правила, но и определить последовательность действий в применении правила.

Например:

  1. В слове цветной в корне безударная гласная.
  2. Родственное слово ЦВЕТ- гласная корня ударная.
  3. В слове ЦВЕТ в корне пишется “Е”, значит, в однокоренном слове ЦВЕТНОЙ следует писать в корне гласную “Е”.

Правила подобного типа требуют анализа и со стороны структуры. Так в правиле о правописании безударных гласных в корне слова выделяются три составляющие части;

  1. Что проверять.
  2. Как проверять.
  3. Чем проверять.

В процессе работы над содержанием каждой части правила учитель указывает учащимся на те знания и умения, которые им необходимы для практического использования правила. Усвоение каждой на способ проверки написания. правила фических правил, в которых не дается графичасти правила закрепляется в практических упражнениях.

Упражнения, направленные на выработку у учащихся навыков правописания безударных гласных в корне слова

1. Упражнения, направленные на нахождение слова, написание которого регулируется данным правилом.

1.1. Поставьте ударение, выпишите слова с ударной гласной в корне, суффиксе, окончании.

Кустик, уголек, в земле, кораблик, на коне, медок, беленький, колесо, ленивый.

Дети записывают слова столбиками.

в корне в суффиксе в окончании

1.2. Картинный диктант.

Учащиеся в столбик записывают названия тех предметов, рисунки которых показывает учитель. Например: дом, шар, стол, мост.

- Измените слова так, чтобы первый слог был безударным. Напишите слова, поставьте ударение.

1.3. Измените слова так, чтобы безударные гласные стали ударными.

Слова – слово,
поля – ___________,
моря –_______,
стада –______,
дела – ______.

1.4. Поставьте знак ударения, подчеркните безударные гласные в словах.

Дрозды, луга, гаражи, шалаши, холодный, день, сорняк, садовник.

1.5. Поставьте в словах знак ударения, подчеркните слова с ударными е и и.

Лисица, море, реки, грибной, читать, перо, ворона, свеча, леса, девочка, поле.

1.6. Прочитайте слова. Поставьте ударение. Подчеркните ударный слог в родственных словах. Сколько безударных слогов в каждом слове?

Коза – 1 безуд. сл.
Козочка – __безуд.сл.
Козлик –____ безуд. сл.
Козлята – ___ безуд.сл.
Козлятушки – ___ безуд. сл.

2. Упражнения в практическом применении правила правописания безударных гласных в корне.

2.1. Спишите два столбика слов, поставьте ударение, подчеркните корень. В каком столбике слов гласная пишется так, произносится, а в каком ее нужно проверять?

Лес – лесник
Корм – кормить
Пять – пятачок
Жалкий – жалел

2.2. Выпишите только слова с безударной гласной в корне, припишите проверочное слово, докажите, почему это слово можно считать проверочным.

Наливное (яблоко), подливать, ливень, залив, подливка, лить.
Звери, зверинец, зверский, зверь.
Заявить, объявить, явка, заявка, объявление.

2.3. Прочитайте слова. Из данных слов составьте пары, в которых одно слово было бы проверяемым, второе – проверочным. Вставьте пропущенные буквы. Орфограмму подчеркните.

Г…ра, росы, ст…на, травы, р…ка, стены, стр…на, зимы, з…ма, страны, реки, тр…ва, горы, р…са.

2.4. Прочитайте. Запишите в левый столбик слова с безударными гласными а,о. в правый – с безударными гласными е, и . какие слова не вошли в левый и правый столбики?

В…сло, цв…ты, с…ды, м…сты, сл…ды, з…ма, стр…на, пл…чо, р…ды, д…жди, д…ла, п…тно.

2.5. Спишите, выбирая нужную букву.

Г(о,а)ра, св(я,е,и)ча, сн(е,и)га, гр(е,и)бы, д(и,е)ревья.

2.6. Устный диктант с цифровыми карточками.

Учитель читает загадку, а учащиеся поднимают карточку с цифрой, указывающей на количество слов с безударной гласной в корне слова проверяемой ударением.

3. Упражнения в практическом применении правила в самостоятельных и творческих работах.

3.1. Составьте и запишите предложения.

Зайчик.

Весенняя, появилась, в саду, лужа, под окном. Вбежал, и, солнечный, в комнату, зайчик. В, лужа, снеговой, колыбели, дремала. Дрожал, на стене, зайчик.

- Назовите слова с безударной гласной, которые вы проверяли с помощью изменения слова, а потом те, к которым подбирали однокоренные слова.

3.2. Составьте предложения из слов, записанных в скобках, отвечая на данные вопросы.

Где жужжат тяжелые и мохнатые шмели? (тяжелые мохнатые шмели, в садах цветущих, жужжат).
Кто деловито перелетает с цветка на цветок? (с цветка на цветок, деловито, пчелы, перелетают).

- Подчеркните в составленных предложениях слова с безударной гласной в корне, устно подберите к ним проверочные, укажите, однокоренное оно или изменение этого же слова.

3.3 Составьте словосочетания, включая в них слова с корнем ЗЕМЛ.

Кисель из земляники – …
Вал, сооруженный из земли – …

3.4. К словам, обозначающим признак предмета, припишите подходящее по смыслу слово, обозначающее предмет. Во всех словах поставьте ударение, подчеркните безударную гласную.

Шелковистая, зеленая, мягкая (…)
Речной, сыпучий, золотой (…)
Густой, дремучий, сосновый (…)

3.5. Выборочный диктант. Выпишите слова с двумя безударными гласными в корне.

Родная сторона – мать, чужая – мачеха. Проголодаешься – и с печи слезешь. Мал золотник, да дорог. Разговор дорогу коротает.

Фрагмент урока по теме “ Правописание безударных гласных в корне слова”

Цели урока: формировать навыки грамотного письма, обобщить знания о правописании безударных гласных, способствовать развитию речи.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Над какой темой мы работали на предыдущих уроках русского языка?
- Что вы знаете о правописании безударных гласных в слове?
- Сегодня вас ожидает встреча с нашими меньшими братьями. А вот с кем именно, вы узнаете, отгадав загадки.

Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины.

(Ласточка.)

Он прилетает каждый год
Туда, где домик ждет.
Чужие песни петь умеет
А все же голос свой имеет.

(Скворец.)

В серой шубке перовой
И в морозы он герой,
Скачет, на лету резвится,
Не орел, а все же птица.

(Воробей.)

II. Постановка темы урока.

- Сегодня мы завершаем работу над безударными гласными. Закрепляя полученные знания, мы поговорим о наших пернатых друзьях.

III. Чистописание.

- Упражняемся в написании первых двух букв из слова “птицы”.
- Как называют детенышей птиц? (Птенец.)

(Записывают на следующей строке.)

- Поставьте ударение и подберите проверочное слово.
- Придумайте предложение со словом “ птенец”.

(Одно из предложений записывается в тетради и на доске.)

- Что в работе над безударными гласными является самым важным?
- Почему?
- Используя веера с гласными, покажите буквы, с которыми надо писать слова:

I столбик II столбик
л…тят кл…сты
с…дел гр…чи
кр…чал сн…гирь
кл…вал ч…жи
к…рмил жур…вли
л…вил леб…ди

- Какое из двух утверждений верно?

1) Чтобы проверить написание безударного гласного звука, надо подобрать такое слово, чтобы на этот безударный звук падало ударение.
2) Для проверки написания безударного звука подойдет любое проверочное слово.

- Докажите, что ваше утверждение верно.

(На доске три группы слов.)

скв…рец п…рнатые л…тать
скворчиха перо перелетные
скворечник перья улетать
скворушка перина прилетать
скворчонок перышко взлет

- Придумайте предложение со словом “пернатые”.
- Почему птиц называют друзьями?

В своей работе я старалась представить различные задания и упражнения, которыми могут воспользоваться учителя начальных классов, работая над формированием навыка правописания безударной гласной к корне слова, как одного из основных правил русской орфографии.