Цель: показать возможность реализации межпредметных связей по физике и химии в деятельности учащихся школы по созданию проекта.
Актуальность использования межпредметных связей при обучении в школе обусловлена современным уровнем развития науки, на котором ярко выражена интеграция общественных, естественнонаучных и технических знаний. Одной из важнейших функций межпредметных связей является последовательное отражение в содержании естественнонаучных дисциплин объективных взаимосвязей, действующих в природе. Межпредметные связи воплощаются в системности полученных знаний и создают основу для формирования научного мировоззрения и всестороннего развития личности. Общими для дисциплин естественнонаучного цикла задачами являются: 1) формирование научного мировоззрения и современной научной картины мира; 2) формирование общепредметных умений в видах деятельности, общих для данных предметов (учебной, мыслительной, познавательной, речевой, практической, оценочной).
Для успешного решения названных задач необходимо дальнейшее совершенствование процесса обучения: в содержании и структуре учебного материала всех дисциплин важно усилить системность его содержания и изложения; в методах и приемах обучения - проблемность, активизацию познавательной деятельности, приемы теоретического обобщения знаний; в формах организации - их коллективность, сотрудничество преподавателей разных учебных дисциплин. Межпредметные связи в целенаправленной и согласованной работе преподавателей способны выполнять многочисленные конструктивные функции, совершенствуя содержание, методы и формы организации обучения.
Осуществление межпредметных связей на практике вызывает у преподавателей еще немало затруднений: как организовать познавательную деятельность обучающихся, чтобы они хотели и умели устанавливать связи между знаниями из разных учебных дисциплин; как вызвать их познавательный интерес к мировоззренческим вопросам науки.
Все это говорит о необходимости использования межпредметных связей в обучении.
Правильно организованная деятельность учащихся по созданию проекта, приводит к положительным результатам по стимулированию познавательного интереса к знаниям и развитию активности детей в поисках новой информации.
Выполнение проектных работ учащихся более полно демонстрирует их способность применять полученные в ходе занятий умения и навыки в работе с аутентичными источниками информации, обобщать полученную информацию, интерпретировать и комментировать. В области информационных технологий – умение применять технологию PowerPoint.
Наиболее эффективными, на наш взгляд, являются краткосрочные проекты, в ходе которых учащиеся основную часть работы по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации осуществляют во внеурочной деятельности и дома (индивидуально и в группах). Уроки используются для постановки целей и задач, координации деятельности участников проектных групп и презентации готового продукта.
В таком варианте нами был осуществлен коллективный проект, реализованный учащимися 8 классов «Что мы знаем о воде?» Данный проект позволяет развивать творческое мышление школьников, умение приобретать знания из различных источников, анализировать факты, делать обобщение, высказывать собственные суждения, критически относиться к мнениям других. Уроки, проведённые в рамках этого проекта, прежде всего, призваны показать учащимся практическое применение знаний, полученных при изучении темы или раздела курса химии и физики:
- химия: «Оксиды», практическая работа «Анализ воды» (УМК Габриелян О.С.)
- физика: «Агрегатное состояние вещества», «Испарение и конденсация», «Плавление и отвердевание кристаллических тел».
По завершении работы над проектом, ученики получили представление о началах химического анализа, актуализировали знания о физических свойствах воды и круговороте воды в природе, а также улучшили свои знания не только в области физики и химии, но и информатики.
Учащимся предлагались следующие темы для самостоятельных исследований:
- Роль воды в человеческом организме. Приложение 1
- Физические свойства воды. Приложение 5
- Удивительное о воде. Приложение 2
- Отчего идёт дождь? Приложение 3
- Почему не тонут айсберги? Приложение 4
- Есть ли у воды память? (Сообщение)
Учащиеся работали как индивидуально, так и в группах. Практическую часть проекта представляла работа «Анализ воды из природных источников», в ходе которой проводилось обучение практике элементарного анализа органолептическим методом. Для работы брались образцы речной, родниковой, водопроводной и дистиллированной воды.
Результаты исследований были представлены в виде презентаций, сообщений, таблицы, составленной по итогам практической работы.
Результаты проекта обсуждались на конференции во время предметной недели.