Цели урока:
- повторить знания о том, какие бывают растения;
- сформировать понятия «дикорастущие», «культурные» растения;
- воспитывать любовь к Родине, к родному краю, бережное отношение к природе.
Оборудование: тесты, фишки разного цвета, рисунки с изображением растений; магнитофон с записью пения птиц.
Ход урока
I. Организационный момент
- Здравствуйте, уважаемые гости. Дети, поприветствуем гостей, пригласим их минутки отдыха выполнять вместе с нами. Чтобы настроиться на урок, давайте проведем небольшую разминку (дидактическая подвижная игра>).
«Как говорят части тела»: дети встают, учитель говорит им задание, которое выполняют движением.
- Как говорят плечи «я не знаю»?
- Как говорит палец «иди сюда»?
- Как ноги ребенка требуют «я хочу»?
- Как говорит голова «да» и «нет»?
- Как говорит рука «привет»?
II. Работа над пройденным материалом
Учитель: Сегодня мы с вами отправимся в небольшое путешествие в недалекое прошлое, как будто на машине времени. Давайте вернемся в лето. Всем нам нравится лето: прогулки в лесу, купание в реке, жаркие лучи солнышка и влага теплого летнего дождя. Летом много зелени, цветов, ярких красок.
III. Сообщение темы и цели урока. Постановка проблемы
Учитель: Тема сегодняшнего урока «Дикорастущие и культурные растения».
Мы уже говорили о многообразии растений. А сегодня поговорим о том, какие растения называют дикорастущими и культурными растениями. Вы узнаете, чем эти растения полезны человеку, как помогают укреплению его здоровья.
1. Проведение теста
Учитель: Для начала, давайте вспомним, какие бывают растения?
Рассмотрим картинки теста на стр. 20 (см. приложение 1). Возьмем карандаш и настроимся на работу.
Какой ряд будет самым активным?
Работа с тестом
- А чем полезны хвойные растения?
- А травянистые растения: подорожник, крапива?
2. Упражнения для глаз
1) Исходное положение - сидя. Голова зафиксирована так, чтобы двигаться могли только глаза. В вытянутой руке - карандаш. По широкой амплитуде он многократно двигается вправо, влево, вниз. Надо неотрывно следить за ним глазами.
Повторять в течение 10-15 сек.
Такой режим работы глаз укрепляет глазные мышцы, тренирует и массирует хрусталики, улучшает кровообращение и питание глаз.
2) Глазами нарисовать 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.
3) Широко открыть глаза, сильно прищуриться, закрыть глаза. Повторить 4 раза.
IV. Работа по учебнику, стр. 62
Учитель: Рассмотрите рисунки на доске. Где показан лес, где - луг, где - водоем?
Дети: На первом рисунке показан луг.
На втором - лес.
На третьем - водоем.
На доске прикреплены рисунки растений. (Среди них несколько культурных растений) Такие же растения у детей в учебниках.
Учитель: А теперь откроем учебники, рассмотрим растения, выполним задание, используя фишки (один ученик выполняет это задание на доске).
Работа с фишками. Беседа по вопросам:
Учитель: Где мы можем встретить эти дикорастущие растения? (рассматривается каждое растение)
Дети: На водоеме, на лугу, в лесу.
Учитель: Что же такое «дикорастущие растения»? Как вы понимаете это слово?
Дети: Растения дикорастущие никто не сажал, за ними никто не ухаживает, они растут в лесу, на лугу, у водоема.
Аналогично рассматриваются культурные растения.
Дети: Они встречаются в саду, в поле, в огороде.
Учитель: Правильно. В саду, в поле, в огороде люди выращивают культурные растения. Расскажите, для чего люди выращивают культурные растения?
Дети: Эти растения выращивают для того, чтобы человек был сыт.
Учитель: Какую пользу приносят культурные растения людям, их здоровью?
Дети: Культурные растения – фрукты и овощи – укрепляют человеческий организм, способствуют его оздоровлению, наполняют наш организм витаминами и другими полезными веществами.
V. Минутка релаксации (упражнение для снижения быстрого нарастания утомления)
«Солнышко и тучка»
Солнце зашло за тучку, стало холодно – сжаться в комок, чтобы согреться (задержать дыхание на 3-4 сек.). Солнце вышло из-за тучки, стало жарко – расслабиться, сделать глубокий выдох.
А теперь закройте глаза, руки положите на колени и слушайте… Представьте, что вы находитесь в летнем лесу. Щебечут птицы, тихонько поет ручеек, солнышко согревает ваше лицо. Кругом летают бабочки. Вам хочется босиком пройтись по мягкой траве. Вам очень хорошо и легко.
VI. Работа со схемами в учебнике стр. 63
Учитель: Давайте рассмотрим схемы, которые составил Сережа. Как он разделил все культурные растения? На какие группы?
- А еще как их можно классифицировать?
Физкультминутка под музыку
Дидактическая игра «Распредели культурные растения по группам»
Учитель загадывает загадки о растениях, а ученики решают, в какую группу его определить (см. приложение 2)
- Какое растение лишнее? Почему? (орешник – дикорастущее растение)
Вывод: Культурные растения человек выращивает в садах, на полях и огородах. Эти растения дают человеку силы и здоровье, укрепляют его организм, способствуют его оздоровлению, наполняют наш организм витаминами и другими полезными веществами.
VII. Итоги урока
Учитель: Что интересного узнали на уроке? С какими группами растений познакомились? Какие из дикорастущих растений человек использует для лечения, укрепления здоровья? (лекарственные) Зачем человек выращивает культурные растения? Как они влияют на наше здоровье?
Рефлексия
Учитель: Продолжите мои предложения:
- Сегодняшний урок ...
- Мне понравилось ...
- Моё настроение...
Учитель: Ребята, давайте поблагодарим наших гостей за то, что они присутствовали на нашем уроке, путешествовали вместе с нами и подарим им наши «Полезные советы». А цветочек – как напоминание о лете.
Будьте здоровы!
- Дети, как рука говорит «до свидания»?