Цели: сохранение исторической памяти, дать представление о жизни древних славян по различным источникам.
Задачи:
- Определить территорию расселения восточнославянских племен, выяснить уровень их развития, систему управления; познакомить с образом жизни и чертами характера.
- Продолжить развивать у учащихся навыки работы с историческими источниками и исторической картой.
- Воспитывать патриотические чувства учащихся на примерах исторического прошлого нашего народа.
Оборудование: карта "Русь в IX - X вв.", картина В.М.Васнецова "Летописец Нестор", презентация (Приложение 3).
Основные понятия: быт, вервь, вече, народное ополчение, язычество.
Ход урока
1. Актуализация знаний учащихся в ходе устного опроса:
- Откуда мы узнаем о жизни людей в прошлые времена?
- Что такое исторические источники?
- Какие науки занимаются изучением прошлого нашего народа?
- О чем рассказывают летописи?
2. Изучение нового материала начинается с вводного слова учителя.
Вопросы происхождения нашего народа, его истоков интересовали наших предков еще в глубокой древности. В начале XII в. в Киеве в Печерском монастыре писал историю Руси монах Нестор. О том, сколь значим был труд летописца Нестора говорит факт обращения к его личности в последующие века поэтов, художников, скульпторов. (слайды 2 - 3).
В монастырской келье узкой,
В четырех глухих стенах
О земле о древнерусской
Быль записывал монах.
Он писал зимой и летом
Он писал из года в год
Про великий наш народ!
Так писала русская поэтесса Н. Кончаловская. На картине художника В.М.Васнецова мы видим выразительную фигуру монаха, занятого великим трудом, который он создает для потомков. Большой труд Нестора называется "Повесть временных лет". Это выдающееся историческое произведение, в котором история нашего народа рассматривается на фоне истории всех славянских и соседних народов. Для нас и сейчас это главный источник подробных сведений о событиях и людях за целых три столетия.
Начнем и мы с вами знакомиться с летописью Нестора и прочтем его рассказ о расселении славян. (Приложение 1.) Но мы будем не просто читать источник, но и по ориентирам летописца определим на карте расселение славян. (слайды 4 - 5).
Закрепление знаний учащихся о расселении восточных славян происходит при выполнении задания по заполнению таблицы "Расселение восточнославянских племен" (используем текст 1)
Ориентиры | Племена |
По реке Днепр | Поляне |
В лесах между Днепром и Припятью | Древляне |
По реке Припять | Дреговичи (болотные люди) |
По реке Сож | Радимичи |
По реке Волхов и озеру Ильмень | Ильменские словене |
По реке Ока | Вятичи |
У истоков рек Волга, Днепр, Зап.Двина | Кривичи |
По реке Полота | Полочане |
По реке Десна | Северяне |
По рекам Юж.Буг и Днестр | Уличи, тиверцы |
Заполняя таблицу, обратите внимание на связь названий племен с названием тех мест, где они селились. Могла ли территория поселения определить род занятий восточных славян? (слайд 6)
Констатируя ответы учащихся, учитель обращает их внимание на различные системы земледелия у славянских племен: на севере - подсечно-огневая, когда вырубали и раскорчевывали участок леса, деревья сжигали, золой удобряли землю и использовали два - три года, а затем расчищали новый участок, на юге - переложная: участок земли засевали несколько лет до его истощения, а затем переходили на новый. Ребята фиксируют новые термины в тетрадях. Основными сельскохозяйственными культурами были пшеница, просо, ячмень, гречиха. По рисункам в учебнике учащиеся знакомятся с орудиями труда славян: они использовали топор, мотыгу, борону, серп, цепы, зернотерки, рало.
Разводили славяне скот: коров, коз, овец, свиней, лошадей. Занимались охотой, рыбной ловлей, бортничеством. Славяне были искусными кузнецами, ювелирами, гончарами.
О восточных славянах есть сведения не только в русских летописях. О наших предках оставили свидетельства византийские, германские, арабские путешественники и писатели. В их рассказах мы находим описание внешнего облика наших предков, устройства их быта, их нравов и обычаев. Какими же виделись им наши предки? Класс делится на три группы, каждая из которых получает текст исторического источника (Приложение 2) с вопросами к нему:
- Совпадал ли образ жизни и борьбы славян с их местом жительства? (Слайд 7).
- Какими предстают славяне в этих отрывках?
- Как управлялись славянские племена?
- О наличии каких верований рассказывают источники, отразились ли в этих верованиях занятия, быт славян?
Каждая группа представляет свой документ и дает ответы на вопросы.
Итак, сегодня мы узнали, что славяне жили общинами: сначала родовой, затем соседской - вервью. Важнейшим органом управления было вече - народное собрание, сообща решавшее важнейшие вопросы. (Слайд 8). Восточные славяне вели многочисленные войны со своими соседями и были искусными, храбрыми воинами. Славяне были язычниками, т.е. поклонялись многим богам, олицетворявшим различные силы природы: солнце, ветер, гром. Они чтили духов: берегинь и русалок, леших и домовых. (Слайд 9). У них были свои праздники, связанные с временами года и с земледельческими работами. Большое внимание уделялось свадебным и погребальным обрядам. Славяне верили в бессмертие души и загробную жизнь, которая сложится счастливо, если живые правильно проводят усопшего в мир иной. Умерших сжигали, пепел складывали в сосуд и зарывали в землю. Во многих местах над могилами насыпали курганы, рядом с которыми проводили ристания - военные состязания в память умершего и поминальные пиры - тризы.
Домашнее задания: 1, контурная карта "Русь в IX - X вв.".
В сегодняшней жизни найти следы древних обычаев, обрядов, верований.
Приложение 1, приложение 2, приложение 3.