Модель ученического самоуправления

Разделы: Внеклассная работа


Школа не может быть безразличной к переменам в социально-экономической структуре нашего общества. Она вносит коррективы в программы, учебники, методы обучения и воспитания. Процесс этот никогда не завершится, школа ориентируется на день завтрашний, чтобы не отстать от жизни уже сегодня.

Первоочередной потребностью общества становится формирование физических, умственных, психологических, моральных, деловых способностей, обеспечивающих прогрессивно ориентированное социальное становление личности в новых условиях. В каждом образовательном и воспитательном учреждении должна быть организована системная работа по формированию необходимых способностей, обеспечивающих позитивно ориентированное социальное становление личности.

Одним из принципов воспитания является Принцип эффективности социального взаимодействия, который на современном этапе отечественного образования предполагает не только его модернизацию, но и реабилитацию оправдавших себя подходов и традиций в социальном становлении личности в коллективах различного типа (детской общественной организации, творческого объединения, классного коллектива и др.). Социализация личности предусматривает расширение сферы общения учащихся, создание условий для конструктивных процессов социокультурного самоопределения, адекватной коммуникации, формирования навыков социальной адаптации, а также создание реальных условий для развития ученического самоуправления как специфической организации коллективной деятельности детей.

Детское самоуправление в любом образовательном учреждении дает возможность каждому участвующему в нем школьнику показать себя, реализовать свои идеи и способности, готовит учащихся жить в современном обществе. Детское самоуправление - это форма организации жизнедеятельности коллектива, обеспечивающая развитие у подростков самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения групповых целей. Мы рассматриваем самоуправление как структуру отношений, одну из форм управления.

Самоуправление в школе - это переход к открытым, доверительным, поддерживающим формам сотворчества администрации, педагогического, родительского и ученического коллектива. Приоритет отдается демократическому, свободному, стимулирующему типу взаимоотношений между людьми в процессе решения конкретных задач ради достижения общих целей. Цель такого управления - каждому дать право и ответственность. Чем выше уровень управленческой деятельности в школе, тем выше уровень соуправления (учитель + ученик + родители), а значит, и уровень развития детского управления.

Предлагаемая модель ученического самоуправления опирается на концепцию модернизации российского образования, областную концепцию воспитательной работы, которые формулируют важнейшие задачи воспитания: формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Структура ученического самоуправления школы

Структура ученического самоуправления на уровне класса.

 

Модель ученического самоуправления

Описание модели дается по соответствующим блокам:

1.1. Позиционный блок (общая схема органов самоуправления).

Структура ученического самоуправления МОУ "СОШ №58" - органическая часть общей организационной структуры управления и самоуправления воспитательной системы школы. Поэтому целесообразно представить органы ученического самоуправления во взаимосвязях трех уровней:

воспитательной системы школы - организационная структура управления и самоуправления воспитательной системы школы;

органов самоуправления школы - место ученического самоуправления в структуре органов самоуправления школы;

самоуправления первичного коллектива учащихся - структура органов самоуправления класса.

Взаимосвязи структурных единиц представляемой модели определяются местом в иерархии схемы и направлением связывающих их стрелок.

Модель управления и соответственно модель ученического самоуправления выстроена на основе целей и задач воспитательной системы школы и анализа опыта ее развития.

1.2. Организационный блок.

В соответствии с иерархией структуры органов самоуправления школы выделяются три основных уровня ученического самоуправления:

Общешкольный уровень:

Общешкольная конференция - высший законодательный орган - состоит из учащихся 5-11 классов, представителей от педагогического коллектива и родительских комитетов. Созывается по мере необходимости 2 раза в год.

Школьное правительство - исполнительный орган самоуправления - состоит из представителей классных коллективов 7-11 классов (по 1 человеку), избранных на классных собраниях коллективами классов. Школьное правительство действует и имеет полномочия в рамках "Положения о школьном правительстве".

Совет мэров - координирующий орган, состоит из мэров 5-11 классов, собирается 1 раз в месяц, действует на основе "Положения о Совете мэров".

Уровень коллектива класса:

Классное собрание - высший орган классного самоуправления. Проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в четверть

Структура классного самоуправления включает исполнительные органы: совет класса, городской совет.

Городской совет - участвует в планировании воспитательной работы класса-города; организует деятельность по различным направлениям; рассматривает предложения жителей города; отчитывается за проведенную работу перед общим собранием всех жителей города; поощряет за активную деятельность.

Службы осуществляют планирование работы по своему направлению, обеспечивают реализацию плана работы, ведут учет проделанной работы.

При исполнительных органах формируются подразделения для организации познавательной, трудовой, культурно-массовой, социальной, спортивной работы:

"Учеба" - организует внеклассные мероприятия по предметам; контролирует успеваемость; отвечает за состояние дневников, тетрадей, учебников; организует консультации по предметам; помогает в проведении предметных олимпиад.

"Информ" - организует и проводит конкурсы рисунков, газет, плакатов; оформляет классный уголок, портфолио класса; помогает в художественном оформлении праздников.

"КТД" - организует и проводит коллективно-творческие дела, конкурсы; организует посещения выставок, театров, музеев.

"Спорт" - организует спортивные праздники, соревнования, дни здоровья; определяет лучших спортсменов.

"Порядок" - следит за выполнением творческих поручений; контролирует посещаемость учебных занятий, дежурство по классу; следит за выполнением правил школьной жизни.

В каждом классном коллективе в систему органов самоуправления входят и уполномоченные органов самоуправления. Это мэры классов, члены постоянных подразделений при исполнительных органах, а также члены общешкольных органов самоуправления.

Мэр как высшее должностное лицо в классе-городе отвечает за работу Совета; за участие класса в общешкольных делах; присутствует на заседаниях Совета мэров, представляя интересы своего класса; следит за выполнением решения Совета мэров.

Временные творческие группы создаются на период подготовки и проведения дела:

  • разрабатывают, организуют и проводят конкретные дела;
  • разрабатывают задания, проводят анализ мероприятий

Индивидуальный уровень:

Каждый ученик является участником ученического самоуправления. На уровне класса - в качестве члена службы или члена Городского совета. На уровне школы - в качестве представителя школьного правительства или министерства.

Уровень активности ученика в качестве участника ученического самоуправления определяется на основе результатов самооценки ученика (портфолио ученика) и оценки его деятельности активом класса или всем коллективом.

Завершающим систему и важным ее компонентом является поручение. Каждый ученик в классе имеет определенное поручение по своим способностям. Поручения включают учащихся в жизнедеятельность коллектива и социально-значимую деятельность.

1.3. Нормативно-правовой блок.

  • Полномочия органов самоуправления определены следующими локальными актами:
  • Конвенция ООН о правах ребенка;
  • Конституция РФ;
  • Закон "Об образовании";
  • Устав МОУ "СОШ № 58";
  • Положение об ученическом самоуправлении МОУ "СОШ №58";
  • Положение о школьном правительстве;
  • Положение о Совете мэров;
  • Правила школьной жизни;

1.4. Содержательный блок

Рассмотрим основное содержание деятельности каждого структурного компонента.

Общешкольная конференция Утверждает основные направления деятельности Учреждения;

Избирает Совет Учреждения;

Принимает Положение о Совете Учреждения;

Заслушивает ежегодные отчеты администрации школы о результатах деятельности Учреждения;

Создает постоянные или временные комиссии, советы по различным направлениям работы Учреждения.

Общее собрание учащихся класса Обсуждает и принимает решения по вопросам организации жизнедеятельности классного ученического коллектива;

Избирает актив класса;

Заслушивает отчеты Совета о результатах деятельности.

Городской совет (актив класса) Участвует в планировании воспитательной работы класса-города;

Организует деятельность по различным направлениям;

Рассматривает предложения жителей города;

Предоставляет отчеты за проведенную работу перед общим собранием всех жителей города;

Школьное правительство Развивает систему самоуправления, помогает в создании нормативной базы деятельности самоуправления разного уровня;

Определяет направления и содержание деятельности министерств;

Организует занятия по освоению лидерских навыков, технологий коллективно-творческой деятельности;

Содействует реализации инициатив учащихся во внеурочной деятельности, создает условия для их реализации;

Планирует, проводит, и анализирует ключевые КТД;

Оценивает деятельность министерств;

Осуществляет постоянную связь с классами для выяснения актуальных для них проблем и потребностей.

Министерство культуры организует и проводит творческие дела, школы актива;

создает творческий банк данных;

разрабатывает сценарии и проводит мероприятия;

консультирует по созданию коллективных и индивидуальных проектов.

Министерство образование и науки организует и проводит интеллектуальные марафоны, викторины, дискуссии;

контролирует успеваемость и посещаемость учащихся;

изучает рейтинг успеваемости по классам;

контролирует соблюдение правил поведения учащихся.

Министерство информации и печати собирает и передает информацию всем субъектам образовательного процесса;

организует оформительскую деятельность;

проводит социологические опросы, анализирует их результаты;

организует фото- и видеосъемки.

Министерство спорта и здравоохранения проводит профилактику вредных привычек и пропагандирует здоровый образ жизни;

контролирует соблюдение санитарного состояния школы;

организует и проводит спортивные мероприятия;

Совет мэров Защищает права и интересы классов;

Подводит итоги проделанной работы классов;

Участвует в организации школьных дел;

Доводит принятое решение до коллектива

Совет дела Организует, проводит и анализирует мероприятия и КТД.

В работе каждого совета дела присутствуют основные звенья самоуправления:

  • коллективное целеполагание
  • коллективное планирование
  • подготовка и осуществление задуманного дела
  • коллективный анализ и оценка выполненного дела
  • постановка новых перспектив.

1.5. Технологический блок

Самоуправление школьников - это необходимый компонент содержания современного воспитания личности. С помощью самоуправления создаются условия, способствующие непрерывному личностному росту каждого участника объединения.

Широко применяется в работе методика КТД И.П.Иванова, где роль органов самоуправления - главная:

  • подготовка дел при помощи специально созданных для этого советов;
  • работа инициативных групп;

следование цепочке: коллективное целеполагание, коллективное планирование, коллективная подготовка, коллективное проведение, коллективный анализ и оценка; смена традиционных поручений в классах.

В своей работе органами ученического самоуправления используются следующие формы и методы:

Формы Методы
Заседание

"Школа актива"

Творческие сборы

Презентация классов

Индивидуальные консультации

Мастер - классы

Творческие отчеты

Групповая работа

Коллективное планирование

Мозговой штурм

Методика взаимодействия

Аукцион идей

Игра (Организационно-деятельностная, деловая)

Поручение

Общественное мнение

1.6. Управленческий блок.

Взаимодействие органов ученического самоуправления с другими органами управления школой - педагогическими и родительскими - в позиционном блоке отражено в схеме "Организационная структура управления и самоуправления воспитательной системы школы", в нормативном виде - в представляемых локальных актах.

Результаты функционирования представленной модели.

К результатам функционирования модели ученического самоуправления в МОУ "СОШ №58" можно отнести следующее:

  1. включение учащихся в управление школой;
  2. разграничены полномочия в организации жизнедеятельности класса между классным руководителем и ученическим активом;
  3. отлажена система организации и проведения школ актива;
  4. созданы условия для развития социально значимых качеств учащихся;
  5. созданы новые общественные отношения, основанные на принципах толерантности;
  6. личностный рост учащихся, активизация его творчества, самоопределения и самореализации;
  7. повышение интереса учащихся к социально-значимой деятельности.

Результаты работы актива класса отражаются в материалах классного уголка, школьного правительства - на стенде.