Цели урока:
- Закрепить знания основных понятий по теме: “Изменение агрегатных состояний вещества”;
- Проверить навыки расчета количества теплоты при изменении агрегатного состояния вещества;
- Рассмотреть применение закона сохранения и превращения энергии в механических и тепловых процессах.
Оборудование: спиртовка, пробирка, коробок со спичками, линейка, пробирка с водой, кусочек льда, гайка, шоколад, секундомер, весы, разновесы.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель объявляет о том, что известной строительной фирме “Теплый дом” нужны для работы творческие, знающие, честные, умеющие быстро и четко мыслить люди. Они предложили провести конкурсный отбор в нашем классе. В конкурсе участвуют все ребята, проходят те, кто наберет наибольшую сумму баллов.
У каждого на столе оценочный лист, в который по ходу урока вы или ваш сосед по парте или лидер группы будет выставлять оценки.
2. Разминка.
Проводится с помощью сигнальных карточек, на доске записаны рисунки, графики и ответы. Учитель задает вопрос и показывает варианты ответов, дети выбирают верный и сигналят карточкой учителю:
3. Проверка формул:
- На доске в кружках для двух вариантов записаны
физические величины. Нужно из них составить
наибольшее количество формул.
- Оценивание проводится взаимопроверкой. Дети
меняются листочками, открывается доска с
записями правильных формул. За каждую правильную
формулу – бал.
4. Блиц - турнир:
- Учитель задает вопрос и по желанию ученики отвечают, получая за правильные ответы баллы.
5. Найти ошибку в тексте:
- Учитель читает небольшой текст, ребята должны заметить физические ошибки.
6. Конкурс экспериментальный:
- Ребята делятся на группы по 4 человека, выбран
лидер группы. Каждая группа вытягивает задание,
проводит эксперимен, делает расчеты, выводы.
- После каждая группа защищает свой опыт у доски
перед всеми ребятами.
- Работу каждого в группе оценивает лидер группы,
ставит баллы в оценочный лист.
7. Решение задач:
Даются задачи разного уровня сложности. Каждый выбирает себе задачу, решает, проверяет у учителя решение и ответ.
8. Подведение итогов.
Описание заданий:
2. Разминка.
Вопросы: | Запись на доске: | Ответы: |
1) Как называется переход вещества из
жидкого состояния в твердое? 2) Переход из твердого состояния в газо-образное? |
–
испарение. – кристаллизация. – сублимация. – плавление. |
|
3) По графику опре-делить какой
процесс изображает график на участке ВС? 4) Какое это вещество? 5) По графику опре-делить что происходит на участке АВ? 6) По графику определить что происходит на участке ВС? 7) Какое это вещество? |
– лед. – цезий. – олово. – эфир. |
|
–
охлаждение. – нагревание. – плавление. – отвердевание. |
||
8) Какое превращение энергии происходит
при катании санок с горы. 9) Какое превращение энергии происходит, если Троллейбус затормозил и остановился? 10) Какое превращение энергии происходит, если пробка вылетает из пробирки под действием пара? |
3. Проверка знаний формул:
На доске в кружках записаны цветными мелками физические величины, из них нужно составить наибольшее количество формул.
Проверку формул осуществляют взаимопроверкой с соседом по парте, выставляют баллы в оценочный лист, Зв каждую правильную формулу по баллу.
4. Блиц - турнир.
- Свежеиспеченный хлеб весит больше, чем остывший. Почему? (Потому что в свежеиспеченном хлебе находится неиспарившаяся вода).
- Почему огурец на один - два градуса Цельсия холоднее окружающей среды? (Потому что огурец всегда покрыт капельками влаги, которая, испаряясь, уносит часть энергии и температура огурца ниже температуры окружающей среды).
- Почему при запекании яблоко часто лопается? (В яблоке содержится жидкость, которая при высокой температуре закипает, и образовавшийся пар своим давлением разрывает яблоко).
- Почему на морозе деревья трещат? (На морозе вода, находящаяся в стволе дерева замерзает, расширяется и слышен треск).
- Почему от горящих поленьев с треском отскакивают искры? (Вода, находящаяся в деревьях закипает, образовавшийся пар под давлением разрывается вместе с искрами).
- При заваривании кофе температура воды не должна быть более ста градусов Цельсия и при этом не кипеть, как это можно осуществить? (Поставить кофе в кастрюлю с кипящей водой. При этом температура кофе будет всегда ниже температуры кипящей воды).
5. Найдите ошибки в тексте:
“ Проснувшись раньше обычного, я сразу вспомнил, что на восемь утра я договорился с Толей идти на речку смотреть ледоход. Открыл окно. Дышалось легко и свободно. С пятого этажа мне хорошо были видны поля за окраиной города. Там снег уже весь стаял, и только на крышах домов он еще лежал мохнатыми шапками. Включив электрочайник, я быстро сделал зарядку, вымылся по пояс под краном, и, не вытираясь, глубоко вздохнул – по всему телу разлилось тепло. Покушав, я выбежал на улицу. Толя был уже там. “Вот погодка сегодня! - вместо приветствия восхищенно произнес он – солнце - то, какое, температура минус 2 градуса по Цельсию”. “Нет, минус 4”, - возразил я. Мы заспорили, потом Толя сообразил, в чем дело”. “У меня термометр на ветру висит, - сказал он, - а у тебя - в укромном месте, поэтому показывает больше”.
6. Экспериментальные задачи:
(Работа в группах)
Задания для группы на карточках оценивает работу каждого лидер группы.
1) Определить тепловую мощность спички.
Приборы: коробок спичек, весы, разновесы, секундомер.
q – удельная теплота сгорания сосны.
m – масса 1 спички (взвесить 10 спичек и поделить
на 10).
t – время сгорания спички.
2) Можно ли вскипятить воду в пробирке, чтобы одновременно в ней находился лед?
Приборы: пробирка с водой, спиртовка, кусочек льда, гайка.
(Можно. К кусочку льда привязать гайку, опустить в пробирку. Над пламенем держать верхнюю часть пробирки с водой. Вверху вода кипит, внизу – лёд).
3) Какие превращения энергии происходят при нагревании воды в пробирке?
Приборы: штатив с муфтой, лапкой, пробирка с водой, пробка, спиртовка.
(Внутренняя энергия топлива переходит во внешнюю энергию воды, внешняя энергия воды во внешнюю энергию пара и пар совершает работу, т.е. внешняя энергия пара переходит в кинетическую энергию пробки).
4) При езде на велосипеде вы тратите 2260 кДж энергии. Восстановите ли вы запас энергии, если съедите шоколадку?
Приборы: шоколадка.
(Энергетическая ценность шоколадки 493 ккал в 100 г., зная, что 1кал = 4,2 Дж, рассчитаем:
493000 кал * 4,2 Дж = 2070600 Дж = 2070,6 кДж это меньше 2260 кДж => запас энергии шоколадкой не восстановишь).
5) Во время болезни люди пользуются грелкой с водой или мешочком с песком. Какой из предметов, согревающих тело человека и имеющих одинаковую температуру и массу, отдаст большее количество теплоты при остывании до одной и той же температуры?
6) Изучите этикетки разных пищевых продуктов. Запишите энергетическую ценность (калорийность) продуктов, выразив её в джоулях или калориях (килокалориях).
7. Расчетные задачи:
Вариант “А”:
- Какое количество теплоты потребуется для плавления 200 г свинца, имеющего температуру 17°С?
- Болванки из меди и стали массой по 100 кг нагреты до температуры их плавления. Для плавления какого из этих тел потребуется большее количество теплоты? Во сколько раз?
- Куску льда массой 4 кг. при температуре 0°С передали количество теплоты 1480 кДж. Расплавится ли весь лед? Какая при этом установится температура льда?
- В 1 л. воды при температуре 18°С вылили 300 г расплавленного олова, имеющего температуру 232°С. На сколько градусов при этом нагрелась вода?
- В бочку с водой опустили 2 кг льда при температуре 0 °С. Найти массу воды, налитой в бочку, если после таяния льда ее температура уменьшилась от 20 до 18 °.
- Определите, сколько энергии потребуется сообщить 10 г воды, взятой при температуре 0°С, для того чтобы нагреть ее до температуры кипения и испарить.
- Водяной пар массой 2 кг, находящийся при температуре 100°С, конденсируется, и полученная вода охлаждается до 0°С. Какое количество теплоты выделится при этом?
Вариант “В”:
- На какую высоту можно было бы поднять груз массой 1т., если бы удалось полностью использовать энергию, высвобождающуюся при остывании 1л. воды от 100 до 20°С?
- 3 кг льда, взятого при -20°С, нужно нагреть до кипения и испарить. Сколько для этого потребуется теплоты? Изобразите процесс графически.
- В калориметр со льдом массой 100 г и температурой 0°С впущен пар при температуре 100°С. Сколько воды окажется в калориметре непосредственно после того, как весь лед растает?
- В сосуд с водой, взятой при 0°С, впустили 1 кг пара при 100°С. Спустя некоторое время в сосуде установилась температура 20°С. Сколько воды было в сосуде? Теплообмен с окружающей средой отсутствует.
- На примусе нагрели 4 кг воды, взятой при температуре 20°С, до кипения и полностью испарили. Определите, сколько керосина для этого потребовалось, если КПД примуса 25%.
- Смесь, состоящую из 5 кг льда и 15 кг воды при общей температуре 0°С, нужно нагреть, до температуры 80°С пропусканием водяного пара при температуре 100°С. Определить необходимое количество пара.
Вариант “С”:
- Рассчитайте, с какой высоты должна упасть капля воды, чтобы при ударе полностью испариться. Начальная температура капли 20°С. Сопротивление среды и энергию, прошедшую на разрушение поверхности капли не учитывать.
- В кусок льда массой 100 г и температурой -10°С влили 1,5 кг расплавленного свинца при температуре плавления. Сколько воды обратится в пар, если свинец остыл до температуры 27°С. Потерями энергии пренебречь.
- В алюминиевую кастрюлю массой 600г налили 1,5 л воды с температурой 20°С и поставили на электроплитку, КПД которой 75%, через 35 мин вода закипела и 20% превратилось в пар. Какова мощность электроплитки?
- На газовой горедке нагревается алюминиевый чайник массой 1,2 кг, содержащий 2 л воды при температуре 15°С. Вода в чайнике нагрелась до 100°С и 200 г ее выпарилось. Каков КПД горелки, если при этом сгорело 0,1 м3 природного газа?
- Ударная часть молота массой 10 т свободно падает с высоты 2,5 м на железную деталь массой 200 кг. Сколько ударов сделал молот, если деталь нагрелась на 20°С? На нагревание расходуется 30% энергии молота.
- Посад массой 2000т, шедший со скоростью 54 км/ч, останавливается. Какое количество теплоты при этом выделилось в тормозах? Считать, что вся выделенная при трении теплота, пошла на нагревание тормозов.
Оценочный лист учащегося 8 ФМ класса
Ф.И.__________________________
Конкурс | Оценка |
1. разминка | |
2. знание формул | |
3. вопрос – ответ | |
4. ошибки в рассказе | |
5. эксперимент | |
6. задачи | |
Итог |