Цели:
Образовательные:
- Закрепить знания по предыдущим темам;
- Показать решение практических задач различными способами;
- Научить практически применять знания, полученные на уроках физики;
- Научить составлять физические задачи.
Воспитательные:
- Формировать интерес к предмету, учебе;
- Воспитывать инициативу, творческое отношение к учебной деятельности.
Развивающие:
- Развивать физическое мышление учащихся, их творческие способности;
- Развивать умение самостоятельно формулировать выводы;
- Расширить познавательный интерес;
- Развивать речевые навыки.
Оборудование:
1) Штативы – 10 штук.
2) Груз на нити – 5 штук.
3) Пружины с разной жесткостью – 5 штук.
4) Набор грузов (по 100 г) – 5 штук.
5) Линейка (50 см) – 10 штук.
6) Часы с секундной стрелкой – 1 штука.
7) Магнит постоянный.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
Ребята! Сегодня на уроке мы познакомимся с решением некоторых практических задач по теме “Математический и пружинный маятники”. Вы будете одновременно и учениками и авторами “Сборника задач по теме “Математический и пружинный маятники””, который мы “издадим” в конце урока.
Итак, начинаем урок.
1 этап. Актуализация ЗУН, необходимых для творческого применения знаний.
Вопросы к учащимся:
- Давайте вспомним, от чего зависит период математического маятника?
Ответы учащихся: Период математического маятника зависит:
- От длины нити;
- От ускорения свободного падения.
- От чего период математического маятника не зависит?
Ответы учащихся: Период математического маятника не зависит:
- от амплитуды;
- от массы груза.
- От чего зависит период пружинного маятника?
Ответы учащихся: Период пружинного маятника зависит:
- от массы груза,
- от жесткости пружины.
- Как изменится период математического маятника с железным шариком, если под ним поместить магнит?
Ответы учащихся:
- увеличится,
- уменьшится.
- Опытная проверка. Учитель ставит опыт.
Далее объяснения учащихся: период маятника уменьшается, т.к. возникла сила магнитного действия, которая увеличит ускорение движущегося шарика, т.е. шарик быстрее будет колебаться.
- Как изменится период колебаний маятника, если его перенести из воздуха в воду или в вязкое масло?
Ответы учащихся: период маятника увеличится, т.к. возникла сила, препятствующая движению груза.
Задание: проверить дома на опыте.
2 этап. Подготовительный этап.
Учитель: Как можно определить период математического маятника?
Ответы учащихся:
- По формуле Т=2.
- По формуле Т=t / N.
Учитель: Как можно определить период пружинного маятника?
Ответы учащихся:
- По формуле Т=2.
- По формуле Т=t / N.
Учитель: Как определить жесткость пружины?
Ответ учащихся: k=.
Все необходимые формулы желательно записать на доске.
3 этап. Практическая работа “Определение периода математического и пружинного маятников”.
Учитель: Давайте определим период маятника двумя способами и сравним полученные результаты.
Учащиеся выполняют работу в парах, каждая пара работает или с математическим или с пружинным маятником.
Ученики определяют период маятника разными способами.
Учитель: Сравните полученные результаты.
Учащиеся сравнивают полученные результаты. В случае несовпадения результатов нужно найти ошибку и исправить ее.
4 этап. Задание. По полученным результатам составьте тексты задач. Помните, что мы должны составить “Сборник задач” по теме “Математический и пружинный маятники”.
Учитель просит некоторые тексты зачитать.
5 этап. Подведение итогов урока. Учитель презентует обложку “Сборника задач по теме…” (см. приложение №1 к уроку). Тексты предложенных учениками задач заносятся в этот “сборник” (см. приложение №2 к уроку)
6 этап. Рефлексия. Что научились делать? Что нового уэнали?