Цели урока:
- обобщить и систематизировать знания учащихся полученные учащимися;
- знать состав, нахождение в природе, строение, свойства, способы получения, и применение оксидов;
- уметь составлять уравнения различных реакций, уравнивать их, определять типы реакций;
- уметь проводить химические реакции, соблюдая правила техники безопасности.
Задачи урока:
- изучить литературные источники о составе, нахождении в природе, строении, свойствах, способах получения и применении оксидов;
- практически осуществить химические реакции свойств оксидов;
- проверить полученные знания через работу с тестом.
Теоретическая часть учебного проекта
Содержание:
- Понятия об оксидах.
- Номенклатура оксидов.
- Классификация оксидов.
- Оксиды в природе.
- Способы получения оксидов.
- Физические свойства оксидов.
- Химические свойства оксидов.
- Применение оксидов.
Практическая часть
Проведения химических реакций свойств оксидов и выполнение теста по теме “Оксиды”.
Теоретическая часть проекта: сообщения учащихся по 2-3 минуты .
Понятия об оксидах.
Оксиды – важнейший класс неорганических соединений.
“Оксидами называются соединения, состоящие из двух элементов, одним из которых является кислород.
Примеры оксидов: Mq O, Al 2 О3 ,СО2.
Эти соединения оксиды. От латинского названия кислорода oxygenium
( оксигениум)”1.
“Оксиды, содержащие группу атомов кислорода, соединенных друг с другом ( - О – О -), называются пероксидами, например
Н – О – О – Н.
пероксид водорода
Пероксиды, в которых два атомо кислорода связаны с двухвалентным металлом, например
Ва
/ \
О --- О
пероксид бария
Следует отличать пероксиды от диоксидов О = Тi = O (диоксид титана)”2.
Номенклатура оксидов.
“Любой оксид называют оксидом с указанием названия элемента в родительном падеже. При этом элемент имеет несколько степеней окисления, то это отражают в названии, ставя в скобках соответствующую римскую цифру .
Название оксида = “ Оксид” + Название элемента + (с. о. римскими цифрами) в родительном падеже.
Названия оксидов, в состав которых входят химические элементы с постоянной валентностью, даются без упоминания о валентности. Например, MgO – оксид магния. Если же в состав оксида входит химический элемент с переменной валентностью этого элемента, то рядом с названием оксида ставится в скобках валентность этого элемента. Например: SO2 - оксид серы (IV), SO3 - оксид серы (VI).”3
“Названия оксидов зависят от числа атомов кислорода в формуле.
СО – монооксид углерода (приставка моно обозначает один) или оксид углерода СО (II), угарный газ
СО2 – диоксид углерода или оксид углерода ( IV) всем известный углекислый газ.
Существуют тривиальные названия, например – углекислый газ, угарный газ и другие. До сих пор в химической литературе встречаются старые названия – закись (для более низких), окись (для более высоких с.о. ) степеней окисления.
NO - закись азота или оксид азота (I)
NO2 - окись азота или оксид азота (II)”2.
Классификация оксидов.
По кислотно – основным свойствам оксиды делятся:
Основные, кислотные, амфотерные и безразличные (несолеобразующие).
Одним оксидам соответствуют основания, а другим - кислоты. Поэтому оксиды прежде всего классифицируют на основные и кислотные. Но есть оксиды, которым соответствуют и основания, и кислоты, - амфотерные оксиды. Несолеобразующие – NO, CO и др.
Оксиды, которым соответствуют основания, называют основными. Оксиды, которым соответствуют кислоты, называют кислотными.
Неметаллы образуют только кислотные оксиды. Металлы с валентностью меньше четырёх, как правило, образуют основные оксиды, а с валентностью больше четырёх – кислотные оксиды. Например, хром Cr и марганец Mn образуют как основные, так и кислотные оксиды. Они являются амфотерными.
По типу химической связи:
Ковалентные и ионные. Примеры: Н2О – ковалентный оксид, CaO – кислотный оксид.
По составу:
Нормальные, пероксиды, смешанные.
См. Приложение № 1, приложение №2.
Оксиды в природе
“Оксиды очень распространённый в природе класс неорганических соединений:
1) SiO2 - кварцевый песок кремнезём. Очень чистый кристаллический известен также в виде минералов горного хрусталя. SiO2, окрашенный различными примесями образует драгоценные и полудрагоценные камни – яшма, аметист, агат.
Более 50 % земной коры состоит из SiO2
2) Al2O3* 2SiO2 * 2 H2O – белая глина, в основном состоит из оксидов алюминия и кремния.
3) Руды железа – красный ( Fe2O3), бурый ( Fe2O3 * n H2O) и магнитный железняки
( Fe3O4 или FeO * Fe2O3)
Водная оболочка Земли (гидросфера) состоит также из оксида - оксида водорода Н2О.
Оксиды входят, также в состав атмосферы – СО2, СО, оксиды азота, серы и другие.”1
Способы получения оксидов.
Оксиды образуется:
1) при горении простых и сложных веществ;
2)при разложении сложных веществ:
а) нерастворимости оснований;
б) кислот
в) солей.
Таблица . Получение оксидов 6
Способы | Примеры | Примечание |
Взаимодействие простых веществ с кислородом | S+O2> SO2 4Al + 3O2> 2Al2O3 |
Так получают, преимущественно, оксиды неметаллов |
Термическое разложение оснований, солей, кислот | t CaCO3 > CaO + CO2^ t 2H3BO3 >B2O3 + H2O^ t Mg(OH)2 >MgO + H2O |
Так получают, преимущественно, оксиды металлов |
Взаимодействие простых веществ и солей с кислотами-окислителями | С + 4HNO3(p-p) >CO2 + 4NO2
+ H2O Cu + 4HNO3(конц.) > Cu(NO3)2 + 2NO2 + 2H2O Na2SO3 + 2H2SO4> 2NaHSO4 + SO2^ + H2O |
Так получают, преимущественно, оксиды неметаллов |
Физические свойства.
“Оксиды бывают твёрдые, жидкие и газообразные, различного цвета. Например, оксид меди (II) CuO чёрного цвета, оксид кальция СаО белого цвета – твёрдые вещества. Оксид серы (VI ) SO3 - бесцветная летучая жидкость, а оксид углерода (IV) СО2 - бесцветный газ при обычных условиях.”3
Химические свойства. Кислотные и основные оксиды обладают разными свойствами3.
Химические свойства оксидов | |
основных | кислотных |
1. Основные оксиды
взаимодействуют с кислотами, получаются соль и
вода: t СuО + Н2S04 =СиS04 + Н20 |
1. Кислотные оксиды
взаимодействуют с растворимыми основаниями,
получаются соль и вода: С02 + Са(ОН)2 = СаСО3+ Н20 |
2. Оксиды активных металлов
взаимодействуют с водой с образованием щелочи: Li20 + Н20 = 2LiОН |
Большинство кислотных
оксидов взаимодействуют с водой с образованием
кислоты: t Р205 + ЗН20 = 2Н3Р04 |
3. Основные и
кислотные оксиды взаимодействуют между собой с
образованием соли: СаО + С02 = СаСО3 |
|
4. Менее летучие кислотные
оксиды вытесняют более летучие из их солей: t СаС03 + SiO2 = СаSiO3 + С02^ |
Применение оксидов. “Всем известно, какое применение имеет (оксид водорода) в природе, в промышленности и в быту. Многие другие оксиды также широко применяются. Например, из руд, состоящих из оксидов железа Fe2 O3, Fe3 O4, получают чугун и сталь. Оксид кальция СаО ( основная составная часть жжёной, или гашеной, извести) используется для получения гашеной извести Са(ОН)2 , которая применяется в строительстве. Нерастворимый в воде оксид кремния (IV) SiO2 используется в производстве строительных материалов. Некоторые из оксидов применяют для производства красок. Так, например, основная составная часть белой краски- цинковые белила, это оксид цинка ZnO, зелёной краски - Cr2O3 и т. д.”3
Практическая часть
Помимо изучения литературных источников об оксидах, нас интересовали и выполнения практической части. Учащиеся выполняли следующие задания:
Взаимодействие кислот с оксидами металлов.
“В две пробирки насыпьте немного оксида меди (II). В одну из них прилейте 1 мл разбавленной соляной кислоты, а в другую – столько же разбавленной серной кислоты. Пробирки слегка нагрейте. Перенесите несколько капель полученных растворов на стеклянную пластинку и выпарьте.
- Какие признаки подтверждают, что оксиды металлов реагируют с кислотами? Какие вещества вы обнаружили на стеклянных пластинках после выпаривания растворов? Напишите химические формулы веществ.
- Составьте уравнения реакций, которые протекали в этих опытах.”3
Определение оксидов по характерным свойствам.
В двух пробирках даны:
А) оксид кальция;
Б) оксид железа.
Определите, в какой пробирке находится каждое из этих веществ.
Получение из основного оксида из основания.
Дан оксид меди (II). Получите гидроксид меди (II)
Проведение теста по теме: “ Оксиды” (Приложение № 3)
Рефлексия. (Приложение № 4)
ЛИТЕРАТУРА.
- Горковенко М.Ю. Поурочные разработки по химии 8 класс. М.: ВАКО, 2004
- Еженедельное приложение к газете “ Первое сентября” Химия №15 1999 г
- Рудзитис Г.Е. Химия 8 класс: учебник для общеобразовательных заведений – 12-е издание.
- Химия: Проектная деятельность учащихся/ автор-составитель Н.В. Ширмина. Волгоград: Учитель, 2007
- Тесты по химии 8-9 класс: Учебно-методическое пособие/ Л.С. Гузей, Н.И. Останний, А.О. Татур. изд-во, стереотип – М.: Дрофа, 2000
- Химия в таблицах 8-11 классы: Справочное пособие/ Автор-составитель А.Е. Насонова – 7-е изд., стереотип – М.: Дрофа, 2004