Внеклассная работа в начальной школе по теме: "Почет семье, где содружество в цене"

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели: развивать творческие способности, познавательную активность  детей.

  • формирование позитивного образа семьи.
  • расширение кругозора школьников.

Форма  проведения. Семейная ролевая игра для учащихся и их родителей 2 класса.

Подготовка.

  • оформление стенгазеты «Папа, мама, я – дружная семья».
  • выставка рисунков, сочинений  «Семейный отдых и развлечения».
  • подготовка художественных номеров.
  • подготовка пригласительных билетов. (см. приложение 1).

Оформление.

  • Плакат с девизом  (см. приложение 2).
  • класс украшен шарами, бумажными цветами.
  • устанавливаются столы в классе, на них таблички, до игры без названия.

Оборудование.

  • карточки со словами:   семья, фамилия.
  • рисунки с изображением родителей,  детей,  друзей, старшего поколения  .
  • 4 листа, 4 ручки, 4 веревки, фишки.
  • карточки с пословицами.
  • подготовить музыкальное сопровождение.
  • призы по номинациям: «Самая веселая семейка», «Самая музыкальная семейка», «Самая эрудированная семейка», «Самая артистичная семейка».

Участники. Учащиеся и их родители.

Ход мероприятия

Звучит музыка «Родительский дом».

Учитель. Внимание! Открываем наш  семейный час. Как хорошо, что наши родители откликнулись на наше приглашение. У вас, несомненно, много неотложных дел и забот, но забудьте о них на некоторое время и постарайтесь отвлечься.

 Семья! Что такое семья? Слово это понятно всем, как слова «хлеб», «вода». А что для вас означает слово «семья». (ответы детей и родителей)

Все верно. Семья-это дом, это  отец и мама, дедушка и бабушка, наши родные, это любовь и забота, труд и праздники, печали и радости.

 Есть одна легенда: « В давние времена жила одна семья, и в ней царили мир, любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи:

-Как вам удается жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?

Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился: на листе было написано сто раз одно и то же слово- «понимание».

(Вывешивается табличка  СЕМЬЯ). Сейчас мы с вами образуем семейки. ( Делятся на  4 семейки, рассаживаются по семейкам за столы). Выберем  авторитетное жюри.

Учитель. У каждого из нас есть фамилия.  Еще 150-200 лет назад у большинства людей фамилий не было. Были только прозвища и отчества. Слово  фамилия  заимствовано из латинского языка и означает « наследственное  семейное  наименование, прибавляемое к личному имени, переходящее от родителей к детям». В русском языке слово «фамилия» получило распространение в эпоху Петра Великого, когда в разных учреждениях знатных людей стали называть по фамилии, имени и отчеству. Фамилии присваивались на основе единственного признака- родства. (Вывешивается карточка ФАМИЛИЯ).

 Задание: придумайте фамилию своей семейке, напишите на карточке.

Распределите роли:  кто у вас в семейке будет мама, папа, бабушка, дедушка, дети.

1 конкурс. Составить рассказ о своей "семье" по плану. (см. приложение 3).

Включается музыка, на выполнение задания 5 минут. Проверка выполнения, оценивание жюри.

Учитель. Сейчас поэтическая пауза.

Ученик 1.

Время - вроде замкнутого круга:
Год мелькнул, как месяц, день - как час.
Почему-то выслушать друг друга
Не хватает времени у нас.
Может, стоит нам остановиться
Среди этой вечной  кутерьмы?
Может, разглядеть поближе лица
Друг у друга все ж успеем мы?

Ученик 2.  

Может, скажем то, что наболело,
Оглянуться в прошлое успев?
Чем вот так кружится ошалело,
Что-нибудь ответь мне нараспев.
Ну и пусть спрессованы упруго
Жизни год - как месяц, день - как час.
Очень жаль, что выслушать друг друга
Не хватает времени у нас.

Учитель. Создать семью нелегко, сохранить ее еще сложнее. Беды и радости бывают в каждой семье, но достойно разрешить многие конфликты нам не всегда удается - не достает житейской мудрости. Кладезь житейской мудрости – это старшее поколение, наши дедушки и бабушки. Именно они  могут дать совет, научать быть терпимыми. Семья- это взаимопомощь и  внимание. (Вывешивается  рисунок с изображением людей старшего поколения).

2 конкурс. «Пословица недаром молвиться».

Задание составить пословицу из двух половинок. (см. приложение 4).

На выполнение задания 3 минуты. Проверка выполнения.

Разыгрывается сценка «Кто важнее».

Автор.

Наш звонок ужасно звонкий -
Вылетаю в коридор
У меня с одной девчонкой
Завязался разговор.

Мальчик.

А мой папа – чемпион!
Ходит он на стадион.
Он кидает кверху гири,
Будет самым сильным в мире!

Девочка.

Хоть мужчины и сильны,
Не умеют печь блины.
Вы,  мужчины, недотепы,
Вас воспитывать, учить,
И петрушку от укропа
Вы не в силах отличить!
Кстати, дома кто стирает?
Богом вам талант не дан…
Телевизор, потребляя,
Вы ложитесь на диван!

Мальчик.

От мужчины нету толку?
Это нам талант не дан?
Кто прибил для книжек полку?
Починил на кухне кран?

Девочка.

Борщ варить вам неохота
Не пожарите котлет…
Вам удрать бы на работу,
Ну а больше толку нет.

Мальчик.

Ты колючая заноза,
Плохо знаешь нас, мужчин,
То и дело льете слезы
И к тому же без причин
Ты колючие слова говоришь, любя,
Папа в доме – голова!

Девочка.А мама в доме - шея!

Автор.

Нет, решать не надо в споре,
В коридорном разговоре:
Кто сильнее и кто важней.
Просто… мама - всех нужней!

Учитель. Мать всегда почиталась людьми, как святыня. Она - самый дорогой человек в жизни каждого из нас. Нет лучшего дружка, чем родная матушка. В каждом из нас есть маленькое солнышко, и солнце  это- доброта. А в маме ее больше всего.

Вывешивается рисунок с изображением матери.

3 конкурс. «Викторина  для мам».

Приглашаются мамы от каждой семейки, ответить на вопросы. (см. приложение 5).

Ученик 4.

Как люблю я маму нашу!
Я всесилен рядом с ней!
Злой волшебник мне не страшен
И не страшен Бармалей.
Я смеюсь, и мама рада.
С мамой вечен наш союз
С мамой я не только жабу,
Крокодила не боюсь!

Сценка «Домашнее задание».

Автор.

Витек склонился над столом,
Он сжал виски руками.
Он сочинение пишет
«Как я помогаю маме»
То ручку погрызет Витек,
То засопит, угрюмый.
Названье есть. А дальше что?
Попробуй-ка, придумай!
Но тут из кухни маме вдруг
Негромко кличет сына:

Мама.

Витюнчик! Сбегай в магазин,
Мне соли бы и спичек.

Витя. Идея!

Автор. Подскочил Витек и маме крикнул:

Витя. Что ты! Ведь я над сочинением бьюсь, еще полно работы!

Автор. Примолкла мама, а сынок в тетради вывел фразу:

Витя. Для мамы что-нибудь купить всегда бегу я сразу.

Автор. Вот приоткрыла мама дверь.

Мама.

Витюня, ты мне нужен.
Я в магазин - почисть пока картошечки на ужин.

Витя.

Еще чего! Мне даже слушать тошно!
Тут сочинение, а ты… с какой-то там картошкой!

Автор. Исчезла мама, а сынок в тетради подытожил:

Витя. Я завтрак маме сам сварю, обед и ужин тоже.

Пять с плюсом!

Автор. Радуется он, а вы ребята, что ему поставите за это?

Учитель. В семье важно ребенку как женское, так и мужское внимание. Надежность отца, его чуткость по отношению к детям, матери, сделать семейную жизнь более интересной – все это переходит на детей. Мальчиков учит быть настоящими мужчинами, дочерей – побуждает сравнивать своих друзей с отцом, более критично относится к ним. Отца в русских народных сказках называют «батюшка» и «солнышко». Он сильный, надежный. Он – добытчик, кормилец, защитник.

Вывешивается рисунок с изображением отца.

Конкурс 5. «Папа, мама, я – дружная семья».

Приглашаются от каждой семейки 3 человека: папа, мама, ребенок. Мама и ребенок опутываются веревкой, папа должен распутать. Чья семейка быстрее освободиться от пут.

Оценивание выполнения задания.

Учитель.

1.У кого друзей повсюду,

Телевизор тоже друг?
Кто не любит мыть посуду,
Чистить вредный едкий лук?
Кто, на улице гуляя,
Счет минутам не ведет?
Кто, параграфа не зная,
Смело на урок идет? (сын)

2. У кого всегда в порядке
Книжки, ручки и тетрадки?
Маме кто всегда поможет?
Кто белье в комод сложит?
Кто польет в горшках цветы?
С телефоном кто на «ты»? (дочь).

Конечно, это наши дети. Самые любимые и неповторимые.

Сценка «Случай в детском саду».

Ну, говори, что натворил в саду?
Узнаю все - ведь я туда пойду!
Что значит – «кашу кушать не хотел»?
Зачем ее на голову надел?
Ах, не себе! А почему Сереже?
Он ябеда? А ты каков? О, боже!
А ну-ка, в угол марш и не реветь!
Молчи,  негодный, вот возьму я плеть!

Учитель. Это – шутка, но и  для кого-то  намек. Часть семьи – это дети.

Вывешивается рисунок с изображением детей.

Конкурс 6.  «Пантомима».

От каждой семейки по одному  человеку.  На  карточках записаны задания, действия, которые вы должны изобразить с помощью мимики, движений, т. е. без слов. Ваша семейка должна отгадать что делает папа, дедушка, бабушка, мама. (см. приложение 6).

Учитель. Семье нужны праздники. Скучен и неуютен дом, где праздники видят только по телевизору, где нет потребности время от времени собраться вместе за праздничным ужином, принарядиться не для гостей, а для себя, порадовать близких подарком, включить любимую музыку, спеть песни. А  может и пригласить самых близких друзей.

Вывешивается рисунок с изображением всей семьи на отдыхе.

Конкурс 7. Угадайте, о чем или о ком поется в песне.  Спеть дружно  строчки из песни. (см. приложение 7).

Учитель. Вот и закончился  наш семейный час. Прочитаем дружно девиз. (читают с плаката). Берегите свои семьи, которые есть, которые еще только будут, берегите своих близких и пусть никогда не погаснет ваш домашний очаг.

Включить музыку. Вручаются призы по номинациям:

- самая веселая семейка,

- самая музыкальная,

- самая артистичная,

- самая эрудированная.