Цели:
- Закреплять умение подбирать и распознавать однокоренные слова.
- Развивать мышление, внимание, память, речь учащихся.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
- магнитофон;
- диски с записями музыки;
- мультимедийная презентация к уроку (см. Приложение 1);
- перфокарты, круг–сигналы, карточки–помощницы (для учащихся).
Ход урока
I. Организационный момент
С добрым утром начат день.
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
Учитель: Встаньте ровно. Представьте себе, что вы смотритесь в зеркало. Спинка прямая, плечи расправлены, взгляд внимательный.
- Садитесь.
- Представьте себе, что вы удобно сидите в кресле и приготовились смотреть по телевизору фильм. Но его почему-то не показывают. Вместо этого звучит прекрасная музыка.
- Какое у вас настроение?
- Улыбнитесь друг другу.
II. Актуализация опорных знаний
- А вместе с вами улыбается и весенняя тучка. Её капельки принесли нам буквы.(в е с н а)
- На какие две группы их можно разделить? (гласные и согласные)
- Разделите согласные на две группы.
- Дайте характеристику этим звукам.
- Составьте слово из всех букв, которые записаны на капельках.
- Какая орфограмма в слове? Подберите устно проверочное слово.
- Как проверить безударную гласную в корне?
- Вот видите, нас услышало солнышко и выглянуло из-за тучки.
Весна, весна, пришла весна!
Тепло на крыльях принесла.
И вот на самом солнцепёке
С поднятой гордо головой
Расцвёл подснежник голубой
Цветок весны, идущий к нам по снегу,
Простой цветок, но сколько он несёт
Добра и радости, и счастья человеку.
(на слайде появляются цветы)
- О каком цветке вы услышали?
- Запишите слово подснежник с новой строки.
- Почему их так назвали?
- Так как мы выполнили первое задание быстро, то вместе с цветочком появляется и буква – ц.
- Для того чтобы прочитать слово, которое зашифровано на цветочках, нужно хорошо работать на уроке.
(Чтение отрывка о ручье учеником.)
- О чём говорится в этом стихотворении?
- Слово ручьи запишите на этой же строке. Объясните правописание этого слова.
- А солнышко светит всё ярче и ярче. Прочитайте слово. (вкатра ) А вот и травка молодая и зелёная. Запишите это слово рядом со словом ручьи.
подснежник ручьи травка
Назовите орфограмму в слове.
- Как проверить парную согласную в корне слова?
(на слайде появляются рисунки ручья, травки. На траве написаны слова: цветок, апрельский, снежок, ломает)
Прочитайте слова. Составьте из них предложение.
III. Комментированное письмо
Апрельский цветок ломает снежок.
Синтаксический разбор предложения.
(на цветке появляется буква ы)
IV. Словарная работа
- С приходом весны всё пробуждается. А вот и первые гости.
- Прочитаем слова. (дьвемед, лиас, па+ет-а+ух, за+…ц, лисчика)
- На какие две группы можно разделить эти слова?
- Запишите слова с непроверяемой гласной самостоятельно.
- Проверим с помощью круга-сигнала, правильно ли вы написали эти слова. (для учеников 3 ряда слова записаны на карточке-помощнице: м…дведь, п…тух, за…яц)
(появляется буква л)
V. Формулирование темы и цели урока
- Запишите слова лиса и лисичка через запятую на другой строке.
- Какую букву вы вставили? Почему? Докажите.
- Кого ещё можно назвать лисой?
- Мимикой покажите выражение лица у человека, которого так мы называем.
- Что общего у слов лиса и лисичка?
- Как можно назвать эти два слова? Почему?
- Подберите ещё однокоренное слово к словам лиса и лисичка, запишите его, выделите корень.
- Каковы же признаки однокоренных слов? (на слайде появляется опора)
Признаки однокоренных слов
1 .общее значение
2. общий корень
- Какова же тема нашего урока?
- Сегодня мы будем учиться подбирать и распознавать однокоренные слова и находить в них корень.
(появляется буква о)
Инсценировка
Ты кто?
Я- гусь, я -гусыня, мы – гусенята, а я -их родственница – гусеница.
Так ли это? Докажи.
- Почему слово гусеница лишнее?
- Назовите признаки однокоренных слов. (рисунки гусей, гусенят появляются на слайде)
- Запишите только однокоренные слова. Подберите ещё однокоренные слова к ним.
(появляется буква д)
Так же как и у кустов
Корень есть у слов.
Будь внимателен к словам,
Отыщи в них корень сам.
- Какой корень в этих словах? Выделите его.
VI. Физминутка
В природе есть Солнце. Оно всем светит и всех любит и греет. Давайте сотворим солнце в себе. Закройте глаза, представьте в своём сердце маленькую звёздочку. Мысленно направляем к ней лучик, который несёт любовь. Звёздочка увеличилась. Направляем лучик, который несёт мир. Звёздочка опять увеличилась. Направляем лучик с добром, звёздочка стала ещё больше. Я направляю к звёздочке лучики, которые несут здоровье, радость, тепло, свет, нежность, ласку. Теперь звёздочка становится большой, как Солнце. Оно несёт тепло всем-всем
- Посмотрите на картину. Что изменилось? (На слайде появилась берёза)
VII. Закрепление нового материала
- Что вы знаете о берёзе?
- Какую пользу она приносит?
- А ещё берёза нужна для изготовления туесков. Что это такое?
Об этом давайте узнаем из словарей или энциклопедии.
Самостоятельная работа
(словари и энциклопедия находятся на столах учеников)
Как-то много лет назад
Посадили странный сад.
Не был сад фруктовым
Был он только словом.
Это слово – слово – корень,
Разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
Очень интересно
Гулять в саду словесном.
- Какие родственные слова можно подобрать к слову берёза? (берёзка, берёзовый, березняки, берёзонька)
- Почему эти слова родственные? Назовите корень слова.
- К какой части речи относится слово берёзовый?
- Подберите к нему имя существительное.
- Объясните смысл пословицы «И у берёзки слёзки текут, когда с неё кору дерут»
- Каким способом можно добыть сок? (Прослушивание отрывка из песни «Берёзовый сок»)
- Какое настроение вызвала у вас эта песня?
- Ребята, будьте добрее, не губите природу!
- А чтобы поднять вам настроение, цветок дарит вам ещё одну букву – м
VIII. Работа в парах
- Под воздействием тепла на берёзе появился лист. Давайте послушаем, слышны ли какие звуки. А чтобы деревце зашумело, надо выполнить задание.
Корень слова - значимая часть.
Над словами родственными держит власть.
Выясни умело линию родства,
Однокоренные подбери слова.
- У вас на листочках написан корень слова. Подберите одно однокоренное слово. Слова запишите на листочках.
3 ряд работу выполняет в парах, 1 и 2 - самостоятельно. Если задание выполните правильно, листик прикрепим на дерево. (корни: бег, лес, нёс, сад, ход, труд, глаз, род, хлеб, снег, лёд, лист).
IX. Физминутка
Исполнение 1 куплета песни «Во поле берёза стояла» с движениями. (1куплет)
(появляется буква о)
- Как вы понимаете выражение « дерево шумит»? Что вы при этом чувствуете?
- Что же говорят вам цветы?
- А вот что скажет вам весенняя природа, мы узнаем чуть позже.
X. Выборочное письмо
- Поднимите руки, кому нравится, когда в классе шумно?
Шум работать нам мешает.
Шум нас всех ведь раздражает!
От шума голова болит,
Так зачем же шум шумит?
- Выпишите однокоренные слова в этом четверостишии. Определите корень слова.
- Будут ли слова шум и от шума однокоренными? Почему?
- Давайте послушаем тишину. (появляется буква б)
XI. Творческая работа (звучит музыка)
- В начале урока у нас из капелек появилось слово «весна». Подходит ли это название к нашей картине? Как по-другому можно озаглавить её?
- Сейчас мы будем писать заметку в газету о весне. Название можно подобрать своё.
- Какой сейчас месяц? Подберите к слову апрель рифму. (апрель-капель)
- Зарифмуйте эти слова.
На дворе стоит апрель.
Началась уже капель.
XII. Запись предложений под диктовку (буква о открывается)
- Начало мини – сочинения у всех будет одинаковое.
- У ребят 1 ряда – задание от хитрой лисы. Предложение записано по методике Б.Эдигея.
- У ребят 3 ряда – задание от трусливого зайчика: вставить пропущенные буквы.
Наступила д…лгожданная в…сна.
- У ребят 2 ряда - задание от медведя: из слов составить предложение. Наступила долгожданная навес.
- Продолжение сочинения будет разным. В тетрадях у вас есть опорные слова.
- Допишите текст.
- Проверка работ.
- Чтение своих мини - сочинений. Их анализ.
Сахар |
светит |
хлеб |
хлебница |
свет |
сахарница |
вода |
водитель |
Проверка работы по перфокартам
- Что у вас получилось? (снежинка) Подберите однокоренное слово к слову снежинка из того, что есть на нашей картине. (появляется буква п)
- Можно ли рвать подснежники? Почему?
- Какую пару слов вы не использовали? Почему?
(появляется буква а)
XIV. Итог урока
- Вспомните, какова цель урока.
- Достигли ли мы её?
- Что вам показалось самым интересным?
- Поднимите руки, кто считает, что работал хорошо?
- Назовите признаки однокоренных слов. (появляются буквы с, и)
- Природа говорит вам : «-боспаси-спасибо!»
- Как вы думаете, почему?