Цели урока:
Образовательная (дидактическая):
- создать условия для рассмотрения и оценки деятельности, определить особенности курса Петра I;
- охарактеризовать Петра I как государственного деятеля;
Воспитательные:
- формирование ценностных ориентаций и убеждений на основе сравнения положительного и отрицательного результата в условиях необходимости модернизации государства.
- подвести учащихся к пониманию сложности изучения великой личности в истории (на примере Петра I), в силу неоднозначности позиций, с которых рассматривается его деятельность, и субъективности восприятия исторической действительности каждым конкретным человеком;
Развивающие:
- содействовать развитию навыков работы с историческими высказываниями;
- продолжать формирование оценочных суждений.
Оборудование урока:
- раздаточный материал: задания с фрагментами текста,
- таблицы для работы;
- карта «Россия в конце XVII - первой половине XVIII вв.»;
- презентация к уроку
- мультимедийный проектор и экран, компьютер
Эпиграфы к уроку:
« Народ собрался в дорогу, ждал вождя, вождь появился»
В.О. Ключевский
«Россия вошла в семью европейских народов как опущенный корабль, при стуке топора и громе пушек»
А.С. Пушкин
Проблемное задание: Определите значение петровских реформ для России и роль Петра I в истории России.
Материал урока условно можно разделить на несколько частей:
- Актуализация ранее полученных знаний
- «Психологическая пауза» - определение темы занятия, выдача рабочих листов к уроку. Определение задания к уроку.
- Работа в группах. Учитель сочетает исследовательский и частично-поисковый метод, организует беседу и обсуждение материала. На этом этапе дети, отвечая на вопросы, могут проверить себя: насколько хорошо они поняли материал.
- Рефлексия. Аргументированные ответы на вопросы.
Ход урока
I. Актуализация ранее полученных знаний.
Вспомните, какие ключевые проблемы стояли перед Россией в к XVII века.
- Укрепление обороноспособности страны.
- Преодоление экономической отсталости
- Создание предпосылок для развития торговли и связей с другими странами.
- Развитие просвещения
- Изменение положения классов.
II. «Психологическая пауза». Ребята, тема урока « Значение петровских реформ. Роль Петра I в истории» (слайд 1)(Приложение).
Эпиграфы к уроку:
« Народ собрался в дорогу, ждал вождя, вождь появился»
В.О. Ключевский
«Россия вошла в семью европейских народов как опущенный корабль, при стуке топора и громе пушек» (слайд 2).
А.С. Пушкин
Проблемное задание: Определите значение петровских реформ для России и роль Петра I в истории России.
Подумайте, что положительного и отрицательного было достигнуто в решение ключевых проблем России?
( работа в группах, заполнение таблицы), обсуждение
+ петровских реформ |
- петровских реформ |
Создание регулярной армии и флота Создание отечественной промышленности Политика меркантилизма Выход к Балтийскому морю, строительство каналов «Табель о ранга» дал возможность представителям народа дослужиться до высших чинов Попытка ликвидировать неграмотность, открытия школ, музея, театра, газет, введение европейских обычаев |
25 лет службы, крестьян отрывали от земли Рост налогов, рост феодального гнёта, крестьян приписывали к заводам Огромные человеческие жертвы при строительстве портов и каналов
Усиление закрепощение крестьян
насильно |
Учитель: Характеристики Петра в русской мысли — самые противоположные. Он — то единственный государь, вернувший Россию на путь цивилизации, совершивший славные победы, расширивший территорию России, превративший ее в Империю, прорубивший окно в Европу, давший начало наукам и Просвещению, основавший промышленность, то душегуб и палач, столкнувший Россию с великого собственного пути, подражатель европейцам, гонитель Православия, антихрист, исторический неудачник, так как дело его и мечты оказались не прочными, не укорененными и не реализованными.
О личности Петра I отзывы неоднозначны:
-отец Отечества
-Царь Антихрист, который нарушил естественный ход развития истории (Слайд 3)
Работа с текстами в группах, по заданиям, выскажите свою оценку.
Историки о Петре I
"... Во второй половине XVII века русский народ явственно тронулся на новый путь; после многовекового движения на Восток он начал поворачивать на Запад. Само сближение было делом народным, и Петр явился вождем в этом деле. Свой гений он выразил в том, что ясно осознал свое положение и свою обязанность: вывести посредством цивилизации слабую, бедную, почти неизвестную миру Россию из той отчужденности и невежества, в каком она находилась до сей поры". (С.М. Соловьев)
"Русская земля подверглась внезапно страшному внешнему и внутреннему насилованию. Рукой палача совлекался с русского человека образ русский и напяливалось подобие общеевропейца. Все, что только носило на себе печать народности, было принято осмеянию, поруганию, гонению: одежда, обычай, нравы, самый язык - все было искажено, изуродовано, изувечено". (И.С. Аксаков)
"Человек, сочетавший в себе несовместимое: стремление к просвещению и деспотизм, строивший и казнивший своими руками, сеявший среди соотечественников ужас и обожание, тот, кто во имя "общего блага", любя и служа Отечеству, "Россию поднял на дыбы"". (В.О. Ключевский)
1) На основе текста документа изложите отношение С.М. Соловьева к реформам и личности Петра I.
2) В чем суть позиции И.С. Аксакова?
3) Как оценивает В.О. Ключевский личность и деятельность Петра I?
4) Что привлекает историков в личности Петра I?
5) Объясните, почему личность и реформаторская деятельность Петра I по-разному оценивалась современниками и историками?
III. А сейчас мы с вами проведём аукцион знаний: (вопросы группам) (слайд 4)
1. Пётр I в своё царствование при назначении на высшие церковные посты в России осознанно отдавал предпочтение малороссам (белорусам, украинцам). Почему?
Ответ: Пётр I не доверял великороссийским архиереям, которые были приверженцами и защитниками старины, противниками всего нового, идущего с запада. Пётр, насаждая реформы западного образца вызывал недовольство со стороны великорусской церкви. Малороссы были ближе к Европе ( они длительное время находились под властью Литвы), были терпимее к западному образу жизни.
2. Кто он? (слайд 5)
В 1698 году пожалован сержантом, в 1702 году - графом, 1707 г.- светлейшим князем. Командовал армией в Польше, Курляндии, Померании, дослужился до высшего чина. Был губернатором шлиссельбургским и С-Петербургским, президентом военной коллегии. Состоял под судом за казнокрадство, уплатил 200 тыс. рублей штрафа.
По счетам видно, что с 1705-1711года потратил лично на себя 45 тысяч рублей. Владел более чем 150 тыс. крепостных.
Пётр I : «… в беззаконии зачат, во грехах родила его мать и в плутовстве скончает живот свой (окончит жизнь свою); если не исправится, быть ему без головы».
Ответ: А. Д. Меньшиков.
3. Обычай дарить младенцам одежду голубого ( для мальчиков) и розового ( для девочек) цвета укоренился от Петра I . Почему? (слайд 6)
Ответ: Пётр дарил высокопоставленным чиновникам, у которых рождались дети ордена с лентами. В честь сына- орден Андрея Первозванного с голубой лентой, в честь дочери – орден Святой Екатерины с розовой лентой.
4.Какие знаки воинского отличия появились в 1700 году? Более 100 лет их носили только на левом плече.(слайд 7)
Ответ: погоны.
5. Когда в России наступил XVIII век? Какой век был до этого? (слайд 8)
Ответ: Пётр ввёл новый календарь с 1 января 1700 года. До этого в России шёл 7208 год от Сотворения мира – он начался 1 сентября 1699г.
6.Какими ремёслами владел Пётр I?(слайд 9)
Ответ: Всего Пётр I освоил около 15 профессий, в том числе плотника, столяра, слесаря, кузнеца, фельдшера, переводчика, бухгалтера, картографа, штурмана, артиллериста, кораблестроителя.
7. Какие иностранные языки знал Пётр I?(слайд 10)
Ответ: Пётр I говорил по-голландски и по- немецки, хорошо понимал шведский и польский, немного – татарский, английский, читал по-латыни. Правда с грамматикой (всех языков) у Петра I дело обстояло неважно.
8. Какой вид казни впервые ввёдён при Петре I? (слайд 11)
Ответ: расстрел.
9. Почему говорят, что мастера, приезжавшие при Петре I, были «худшего качества», чем те, которые приезжали при Иване Великом? (слайд 12)
Ответ: Во времена Ивана Великого в Россию приезжали мастера из среды гуманистов, имевшие энциклопедическое образование. Они были универсальными мастерами, в то время, как в эпоху Петра I энциклопедисты остались только в науке.
10. В каких государствах побывал Пётр I и почему? (слайд 13)
Ответ: Пётр был в Голландии, Англии (изучал кораблестроение), Франции, Германии, Польше (с целью заключения военных союзов, для лечения и для торговых переговоров).
4.Рефлексия.
Учитель: Ребята, вернёмся к эпиграфам к уроку, как Вы понимаете слова В.О. Ключевского и А.С. Пушкина.(ответы учащихся) (слайд 14)
Благодаря реформам Петра I преодолена экономическая и культурная отсталость России. Важнейшим результатом преобразований Петра было преодоление внутреннего кризиса путём модернизации страны. Россия стала полноправной участницей международных отношений, проводившей активную внешнюю политику. Значительно вырос авторитет России в мире, а сам Пётр стал для многих образцом государя- реформатора. «До чего мы дожили, погребаем, слава и сила при нас».
Задание группам, написать синквейн на тему «Пётр в истории России» (правила написания на экране - слайд 15)
Домашнее задание: (слайд 16) Составить кроссворд по теме «Эпоха Петра Великого» (15 слов)
Использованные ресурсы
- Смирнов С.Г. «Задачник по истории России» Изд-ва «Международные отношения», 1995г.
- Соловьев К.А., Серов Б.Н. Поурочные разработки по истории России: конец XVI-XVIII век. 7 класс . –М.: ВАКО, 2006г.
- ru.wikipedia.org/wiki/
- www.rulex.ru/01160320.htm
- rulers.narod.ru/petr/petr.htm