1. Объяснительная записка.
В последние годы в связи с общей
демократизацией культурной жизни значение
музейной деятельности приобретает особое
значение. В отечественном музейном деле активно
ставятся теоретические проблемы, возрастает
необходимость исследований, связанных с
обновлением понятийного аппарата. Значительный
интерес в этой связи представляет история
становления школьных музеев.
Главный объект - культурно-образовательные
аспекты музейной коммуникации, то есть особый
подход к происходящим в музее разнообразным
диалоговым процессам, ставящие задачу участия в
формировании свободной, творческой,
инициативной личности, способной стать активным
участником диалога..
Основная задача организации и проведения музейной практики — углубление знаний и расширение кругозора будущего гражданина России. Музейная практика должна способствовать всесторонней и общекультурной подготовке будущего гражданина.
Современные школьники существуют в окружении естественных, преобразованных и созданных продуктов материальной и духовной деятельности человечества в целом. Для хранения, исследования и презентации этих продуктов как реальных остатков уходящей культуры, связывающей нас с предками, существуют музеи.
Музей, созданный первоначально для хранения, изучения и экспонирования интересных, с точки зрения культуры и науки, предметов природного и искусственного происхождения, постепенно приобрел статус хранилища социальной памяти и трансформировался в социокультурный институт.
Музей представляет и привлекает внимание к тем общечеловеческим ценностям, утраченных обществом, которым угрожает современный прогресс, сохраняет их как историко-культурное наследие, способствуя непрерывности и преемственности поколений и культур. Современный музей выступает также преобразователем и транслятором духовных и материальных ценностей, проецируя сохраненное в будущем, воспитывая новые поколения, реализуя единство прошлого, настоящего в истории человечества.
Музейная практика — органическая часть обучения школьников, которая предполагает теоретические и практические занятия. По окончании элективного курса (помимо накопленных впечатлений и знаний) должно быть сформировано общее представление о музее как о социокультурном институте, умение избирать необходимые для посещения со школьниками музеи, в грамотном использовании всех полученных знаний и умений.
Практика:
- ознакомительная (экскурсионная поездка);
- учебно-производственная (описание музейных предметов, проведение работ по хранению музейных фондов, проведение экскурсий, участие в подготовке экспозиции или выставки, участие в культурно-образовательных программах).
Школьники могут реализовать приобретенные знания, умения и навыки во всех направлениях музейной деятельности (проектирование, научно-исследовательская работа, экскурсионная работа).
2. Основные цели и задачи элективного курса:
Цели:
- познакомить учащихся с современным состоянием, историческим развитием и перспективными направлениями музейной деятельности;
- социализация и воспитание творческой личности воспитанника средствами музейной деятельности:
- гражданско-патриотическое воспитание.
Главной идеей авторской технологии - было создание оптимальных условий для формирования основ культурно-исторического мышления школьников.
Задачи:
- воспитание музейной культуры и расширение знаний о музейной деятельности;
- расширение исторического кругозора;
- формирование умения документирования исторических событий;
- отработать навыки деятельности по сохранению историко-культурного наследия родного края и страны;
- выработать активную патриотическую позицию;
- сформировать личностное отношение к историческим фактам и событиям;
- воспитать любовь и уважение к прошлому своего края, своей страны.
Учебный курс относится к числу специальных дисциплин. В процессе изучения курса, внимание учащихся обращено к усвоению понятийного аппарата музейного дела. Обучение строится на сочетании лекций, практических и семинарских занятиях. В рамках самостоятельного изучения курса, учащиеся выполняют практические задания и домашние задания.
Курс лекций – 25 ч.
Практические занятия – 43 ч.
Формы индивидуального контроля – выполнение самостоятельных домашних заданий.
Форма контроля – зачет.
Форма самостоятельной работы - реферат.
Практические занятия проводятся в форме дискуссий, обсуждений, в виде разбора ситуаций, экскурсий, встреч.
Изучение дисциплины “Музейное дело” рассчитано на один год обучения.
3. Основные направления деятельности:
Образовательные:
- пробуждение познавательного интереса,
- приобщение к экспериментальным исследованиям и учебно-исследовательской работе,
- овладение понятийным аппаратом экскурсоводческой работы.
Воспитательные:
- формирование личностного, эмоционально окрашенного отношения к историческим фактам,
- воспитание уважения к героическому прошлому старшего поколения.
Развивающие:
- овладение навыками экскурсоводческой работы,
- развитие общительности и открытости в процессе музейной коммуникации,
- отработка способов и приемов работы с музейной документацией,
- развитие творческих способностей.
4. Историческая справка о музее юных защитников Родины “Подвиг”
Ведущей идеей создания музея – является воспитание исторического сознания, ядром которого является система ценностных ориентаций.
Музей юных защитников Родины создан к 45- летию Победы в Великой Отечественной войне. В нем собраны материалы о сыновьях и дочерях полка, которых во время войны было 60 тысяч. Музей “Подвиг” стал филиалом единственного, в бывшем Советском союзе, музее такого рода.
Полный отказ от патриотического воспитания, который, к сожалению, был характерен для нашей страны в 90-е годы, явился причиной негативных явлений, как отрицание прежних достижений в истории развития России. Педагогический коллектив приложил все усилия для сохранения и пополнения экспонатами музея. Открылись новые экспозиции:
I. Посвященные ВОв
- “Сыны и дочери полка”- основная экспозиция;
- “Сыны и дочери полка г. Нижневартовска”;
- “Ветераны войны г.Нижневартовска”;
II.
- “Наши отцы - Защитники Отечества”;
- “Наши выпускники – Защитники Отечества”;
- “Защитники Отечества Тюменской области, погибшие во время локальных войн”;
- “Солдаты Афганской войны г.Нижневартовска”;
- “Солдаты Чеченской войны г.Нижневартовска”.
5.Информационные данные музея юных защитников Родины “Подвиг”
1. Лица, внесшие существенный вклад в создание музея:
- Давыденко Клара Зиновьевна- руководитель МОСШ № 19;
- Прокопов Виктор Антонович – учитель истории (ныне пенсионер);
- Гасан Ирина Викторовна – заместитель директора МОСШ № 19;
- учителя МОСШ № 19;
- учащиеся и родители.
2. Площадь музея – 84м2.
3. Основным документом, на основании которого осуществляется деятельность музея – Устав общественного объединения Региональной Ассоциации Юных участников Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
4. Собрано материалов на 850 человек.
5. Вещевой фонд музея:
Курская дуга – 9 экспонатов;
- Оборона Севастополя - 11 экспонатов;
- Оборона Туапсе – 6 экспонатов;
- Битва за Москву – 9 экспонатов;
- Оборона Одессы – 12 экспонатов;
- Битва на Днепре – 9 экспонатов;
- Новороссийск -6 экспонатов.
6. Документальный фонд музея – 211 документов.
7. Фото-фонд – на 850 человек.
8. Книжный фонд – 44 экземпляра.
9. Видеозаписи встреч ветеранов войн.
10. Дополнительные материалы:
- о ветеранах ВОв г. Нижневартовска;
- о воинах Афганистана;
- о воинах, служивших в Чечне;
- о выпускниках школы № 19, проходивших военную службу;
- о солдатах, погибших на Чеченской войне Тюменской области;
11.
- каска образца 1934 года (русская) – подарена музеем Вов г. Севастополя.
- рукоять противотанковой гранаты ПГ-1- приведена из г. Курска.
- стабилизатор 120 мм мины – из музея г. Курска.
- ручная граната найдена на месте битвы за Москву.
- газета “Уральский рабочий” - датирована 9 мая 1945 года.
12. Музей юных защитников Родины сотрудничает с:
- “Всероссийской Ассоциацией юных защитников Родины.
- музем юных защитников Родины школы № 7 г. Мелитополя (Украина)
- музеем юных защитников Родины г. Курск.
- профессиональным училищем № 41, музеем юных защитников Родины, г. Туапсе.
- музеем Великой Отечественной войны. Г.Севастополь (Украина)
- советом ветеранов г.Нижневартовска.
13. Статус музея: муниципальный.
14. Руководящий орган: Совет музея.
15. Адрес музея: ул. Мира 76 В,МОСШ №19, контактный телефон: 65-21-26.
ДЕТСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РАМКАХ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ
МУЗЕЙ “ПОДВИГ”
СОВЕТ МУЗЕЯ
ОТДЕЛЫ
Экскурсоводы Архивное дело |
Поисковый | Переписки |
Тематический план курса.
№ п/п | Наименование темы | Всего часов | Теоретические занятия | Практические занятия |
1. | Музей в системе социальной коммуникации | 6 | 2 | 4 |
2. | Практика деятельности музея | 6 | 2 | 4 |
3. | Музей в образовательном учреждении | 6 | 2 | 4 |
4. | Музейные источники | 6 | 3 | 3 |
5. | Экспозиционно-выставочная деятельность | 6 | 2 | 4 |
6. | Музейные фонды | 6 | 2 | 4 |
7. | Исследовательская работа музея | 6 | 3 | 3 |
8. | Просветительская деятельность музея. | 6 | 2 | 4 |
9. | Основы экскурсионной деятельности | 6 | 3 | 3 |
10. | Хранение фондов музея | 6 | 2 | 4 |
11. | Сотрудничество с социокультурными учреждениями города | 4 | 1 | 3 |
12. | Самоуправление в рамках деятельности школьного музея | 4 | 1 | 3 |
Содержание курса “Музейное дело”
Наименование темы | Темы теоретических занятий | К-во часов | Темы практическиз занятий | К-во часов |
Музей в системе социальной коммуникации | 1. Образовательная и воспитательная
деятельность как составные части музейной
коммуникации 2. Понятие музейной коммуникации |
1
1 |
1. Знакомство с музейной документацией. 2. Изучение связей музея. |
2
2 |
Практика деятельности музея. | 1. Теория и практика деятельности
школьников в музее 2.Основные формы работы музея с посетителями |
1
1
|
1. Изготовление рекламных проспектов о
деятельности музея. 2. Экскурсия в городской краеведческий музей. 3. Составление отзывов о работе музея. |
1
2
1 |
Музей в образовательном учреждении. | 1. Классификация музеев 2. Типы и виды музейных учреждений (общественные, ведомственные, школьные, частные, государственные, музеи-заповедники) |
1 1
|
1.Посещение музеев различных типов. 2. Деловая игра “Музейные и архитектурные объекты г. Москвы” |
2 2 |
Самоуправление в рамках деятельности школьного музея | 1. Структура самоуправления в рамках
школьного музея. 2. Функциональные обязанности членов музея. |
1 | 1.Работа с отделами:
|
3 |
Музейные источники | 1.Музейный предмет, экспонат, музейный источник, понятие памятника. | 3 | 1. Работа с вещевым фондом музея. 2.Знакомство с документальным фондом музея. 3. Подготовка презентаций “Памятники г. Нижневартовска” |
1 1
1
|
Экспозиционно-выставочная деятельность | 1.Изучение основных экспозиций музея (8 экспозиций” | 2 | 1. Систематизация фотолетописи музея. 2.Поисковая работа по экспозиции “Солдаты Афганистана” 3. Формы выставок и экспозиций. |
2 1
1
|
Музейные фонды | 1. Понятие фонда музея. 2.Комплектование музейного собрания |
1 1 |
1.Разработка инструкций по учету и
хранению музейных ценностей. 2.Изучение, систематизация и описание музейных предметов. 3. Составление актов и этикетажа. |
1
1
2 |
Исследовательская работа музея. | 1. Социологические исследования в музее. | 3 | 1. Анкетирование учащихся школы по
изучению вопроса о музейной деятельности. 2. Агитационный “поезд” в классных коллективах |
1
2 |
Просветительская деятельность музея | 1. Формы воздействия на посетителя и сотрудничество с ним. | 2 | 1. Составление каталожных карточек. 2.Формирование музейной культуры посетителей. |
2 2 |
Основы экскурсионной деятельности. | 1. Методика подготовки и проведения
экскурсий. 2. Типы музейных экскурсий. |
2 1 |
1.Изучение методических разработок
экскурсий. 2.Проведение экскурсий в музее. |
1
2 |
Хранение фондов музея | 1. Правила хранения музейных фондов. | 2 | 1. Обработка экспонатов. 2. Сохранение бумажного архива музея. |
2 2 |
Сотрудничество с социокультурными учреждениями города. | 1. Социологический опрос (методики) | 3 | 1. Проведение социологического опроса о
деятельности школьного музея. 2. Составление отчетов о деятельности музея |
1
2 |
Литература:
- Актуальные вопросы фондовой работы музеев: Научная обработка музейных предметов: сб.науч.тр/ НИИ культуры – М, 1981 год.
- Мазный Н.В. Музейная выставка: история, проблемы, перспективы. – М.1997 год.
- Разгон А.М. Научное описание музейных предметов.- М. 1984 год