Элективный курс "Музейное дело"

Разделы: Внеклассная работа


1. Объяснительная записка.

В последние годы в связи с общей демократизацией культурной жизни значение музейной деятельности приобретает особое значение. В отечественном музейном деле активно ставятся теоретические проблемы, возрастает необходимость исследований, связанных с обновлением понятийного аппарата. Значительный интерес в этой связи представляет история становления школьных музеев.
Главный объект - культурно-образовательные аспекты музейной коммуникации, то есть особый подход к происходящим в музее разнообразным диалоговым процессам, ставящие задачу участия в формировании свободной, творческой, инициативной личности, способной стать активным участником диалога..

Основная задача организации и проведения музейной практики — углубление знаний и расширение кругозора будущего гражданина России. Музейная практика должна способствовать всесторонней и общекультурной подготовке будущего гражданина.

Современные школьники существуют в окружении естественных, преобразованных и созданных  продуктов материальной и духовной деятельности человечества в целом. Для хранения, исследования и презентации этих продуктов как реальных остатков уходящей культуры, связывающей нас с предками, существуют музеи.

Музей, созданный первоначально для хранения, изучения и экспонирования интересных, с точки зрения культуры и науки, предметов природного и искусственного происхождения, постепенно приобрел статус хранилища социальной памяти и трансформировался в социокультурный институт.

Музей представляет и привлекает внимание к тем общечеловеческим ценностям, утраченных обществом, которым угрожает современный прогресс, сохраняет их как историко-культурное наследие, способствуя непрерывности и преемственности поколений и культур. Современный музей выступает также преобразователем и транслятором духовных и материальных ценностей, проецируя сохраненное в будущем, воспитывая новые поколения, реализуя единство прошлого, настоящего в истории человечества.

Музейная практика — органическая часть обучения школьников, которая предполагает теоретические и практические занятия. По окончании элективного курса (помимо накопленных впечатлений и знаний) должно быть сформировано общее представление о музее как о социокультурном институте, умение избирать необходимые для посещения со школьниками музеи, в  грамотном использовании всех полученных знаний и умений.

Практика:

  • ознакомительная (экскурсионная поездка);
  • учебно-производственная (описание музейных предметов, проведение работ по хранению музейных фондов, проведение экскурсий, участие в подготовке экспозиции или выставки, участие в культурно-образовательных программах).

Школьники могут реализовать приобретенные знания, умения и навыки во всех направлениях музейной деятельности (проектирование, научно-исследовательская работа, экскурсионная работа).

2. Основные цели и задачи элективного курса:

Цели:

  • познакомить учащихся с современным состоянием, историческим развитием и перспективными направлениями музейной деятельности;
  • социализация и воспитание творческой личности воспитанника средствами музейной деятельности:
  • гражданско-патриотическое воспитание.

Главной идеей авторской технологии - было создание оптимальных условий для формирования основ культурно-исторического мышления школьников.

Задачи:

  • воспитание музейной культуры и расширение знаний о музейной деятельности;
  • расширение исторического кругозора;
  • формирование умения документирования исторических событий;
  • отработать навыки деятельности по сохранению историко-культурного наследия родного края и страны;
  • выработать активную патриотическую позицию;
  • сформировать личностное отношение к историческим фактам и событиям;
  • воспитать любовь и уважение к прошлому своего края, своей страны.

Учебный курс относится к числу специальных дисциплин. В процессе изучения курса, внимание учащихся обращено к усвоению понятийного аппарата музейного дела. Обучение строится на сочетании лекций, практических и семинарских занятиях. В рамках самостоятельного изучения курса, учащиеся выполняют практические задания и домашние задания.

Курс лекций – 25 ч.

Практические занятия – 43 ч.

Формы индивидуального контроля – выполнение самостоятельных домашних заданий.

Форма контроля – зачет.

Форма самостоятельной работы - реферат.

Практические занятия проводятся в форме дискуссий, обсуждений, в виде разбора ситуаций, экскурсий, встреч.

Изучение дисциплины “Музейное дело” рассчитано на один год обучения.

3. Основные направления деятельности:

Образовательные:

  • пробуждение познавательного интереса,
  • приобщение к экспериментальным исследованиям и учебно-исследовательской работе,
  • овладение понятийным аппаратом экскурсоводческой работы.

Воспитательные:

  • формирование личностного, эмоционально окрашенного отношения к историческим фактам,
  • воспитание уважения к героическому прошлому старшего поколения.

Развивающие:

  • овладение навыками экскурсоводческой работы,
  • развитие общительности и открытости в процессе музейной коммуникации,
  • отработка способов и приемов работы с музейной документацией,
  • развитие творческих способностей.

4. Историческая справка о музее юных защитников Родины “Подвиг”

Ведущей идеей создания музея – является воспитание исторического сознания, ядром которого является система ценностных ориентаций.

Музей юных защитников Родины создан к 45- летию Победы в Великой Отечественной войне. В нем собраны материалы о сыновьях и дочерях полка, которых во время войны было 60 тысяч. Музей “Подвиг” стал филиалом единственного, в бывшем Советском союзе, музее такого рода.

Полный отказ от патриотического воспитания, который, к сожалению, был характерен для нашей страны в 90-е годы, явился причиной негативных явлений, как отрицание прежних достижений в истории развития России. Педагогический коллектив приложил все усилия для сохранения и пополнения экспонатами музея. Открылись новые экспозиции:

I. Посвященные ВОв

  1. “Сыны и дочери полка”- основная экспозиция;
  2. “Сыны и дочери полка г. Нижневартовска”;
  3. “Ветераны войны г.Нижневартовска”;

II.

  1. “Наши отцы - Защитники Отечества”;
  2. “Наши выпускники – Защитники Отечества”;
  3. “Защитники Отечества Тюменской области, погибшие во время локальных войн”;
  4. “Солдаты Афганской войны г.Нижневартовска”;
  5. “Солдаты Чеченской войны г.Нижневартовска”.

5.Информационные данные музея юных защитников Родины “Подвиг”

1. Лица, внесшие существенный вклад в создание музея:

  • Давыденко Клара Зиновьевна- руководитель МОСШ № 19;
  • Прокопов Виктор Антонович – учитель истории (ныне пенсионер);
  • Гасан Ирина Викторовна – заместитель директора МОСШ № 19;
  • учителя МОСШ № 19;
  • учащиеся и родители.

2. Площадь музея – 84м2.

3. Основным документом, на основании которого осуществляется деятельность музея – Устав общественного объединения Региональной Ассоциации Юных участников Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

4. Собрано материалов на 850 человек.

5. Вещевой фонд музея:

Курская дуга – 9 экспонатов;

  • Оборона Севастополя - 11 экспонатов;
  • Оборона Туапсе – 6 экспонатов;
  • Битва за Москву – 9 экспонатов;
  • Оборона Одессы – 12 экспонатов;
  • Битва на Днепре – 9 экспонатов;
  • Новороссийск -6 экспонатов.

6. Документальный фонд музея – 211 документов.

7. Фото-фонд – на 850 человек.

8. Книжный фонд – 44 экземпляра.

9. Видеозаписи встреч ветеранов войн.

10. Дополнительные материалы:

  • о ветеранах ВОв г. Нижневартовска;
  • о воинах Афганистана;
  • о воинах, служивших в Чечне;
  • о выпускниках школы № 19, проходивших военную службу;
  • о солдатах, погибших на Чеченской войне Тюменской области;

11.

  • каска образца 1934 года (русская) – подарена музеем Вов г. Севастополя.
  • рукоять противотанковой гранаты ПГ-1- приведена из г. Курска.
  • стабилизатор 120 мм мины – из музея г. Курска.
  • ручная граната найдена на месте битвы за Москву.
  • газета “Уральский рабочий” - датирована 9 мая 1945 года.

12. Музей юных защитников Родины сотрудничает с:

  • “Всероссийской Ассоциацией юных защитников Родины.
  • музем юных защитников Родины школы № 7 г. Мелитополя (Украина)
  • музеем юных защитников Родины г. Курск.
  • профессиональным училищем № 41, музеем юных защитников Родины, г. Туапсе.
  • музеем Великой Отечественной войны. Г.Севастополь (Украина)
  • советом ветеранов г.Нижневартовска.

13. Статус музея: муниципальный.

14. Руководящий орган: Совет музея.

15. Адрес музея: ул. Мира 76 В,МОСШ №19, контактный телефон: 65-21-26.

ДЕТСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В РАМКАХ ШКОЛЬНОГО МУЗЕЯ

МУЗЕЙ “ПОДВИГ”

СОВЕТ МУЗЕЯ

ОТДЕЛЫ

Экскурсоводы

Архивное дело

Поисковый Переписки

  Тематический план курса.

№ п/п Наименование темы Всего часов Теоретические занятия Практические занятия
1. Музей в системе социальной коммуникации 6 2 4
2. Практика деятельности музея 6 2 4
3. Музей в образовательном учреждении 6 2 4
4. Музейные источники 6 3 3
5. Экспозиционно-выставочная деятельность 6 2 4
6. Музейные фонды 6 2 4
7. Исследовательская работа музея 6 3 3
8. Просветительская деятельность музея. 6 2 4
9. Основы экскурсионной деятельности 6 3 3
10. Хранение фондов музея 6 2 4
11. Сотрудничество с социокультурными учреждениями города 4 1 3
12. Самоуправление в рамках деятельности школьного музея 4 1 3

Содержание курса “Музейное дело”

Наименование темы Темы теоретических занятий К-во часов Темы практическиз занятий К-во часов
Музей в системе социальной коммуникации 1. Образовательная и воспитательная деятельность как составные части музейной коммуникации

2. Понятие музейной коммуникации

1

 

1

1. Знакомство с музейной документацией.

2. Изучение связей музея.

2

 

2

Практика деятельности музея. 1. Теория и практика деятельности школьников в музее

2.Основные формы работы музея с посетителями

1

 

1

 

1. Изготовление рекламных проспектов о деятельности музея.

2. Экскурсия в городской краеведческий музей.

3. Составление отзывов о работе музея.

1

 

2

 

1

Музей в образовательном учреждении. 1. Классификация музеев

2. Типы и виды музейных учреждений (общественные, ведомственные, школьные, частные, государственные, музеи-заповедники)

1

1

 

 

1.Посещение музеев различных типов.

2. Деловая игра “Музейные и архитектурные объекты г. Москвы”

2

2

Самоуправление в рамках деятельности школьного музея 1. Структура самоуправления в рамках школьного музея.

2. Функциональные обязанности членов музея.

1 1.Работа с отделами:
  • переписки;
  • экскурсионным;
  • архивным;
  • поисковым.
3
Музейные источники 1.Музейный предмет, экспонат, музейный источник, понятие памятника. 3 1. Работа с вещевым фондом музея.

2.Знакомство с документальным фондом музея.

3. Подготовка презентаций “Памятники г. Нижневартовска”

1

1

 

1

 

Экспозиционно-выставочная деятельность 1.Изучение основных экспозиций музея (8 экспозиций” 2 1. Систематизация фотолетописи музея.

2.Поисковая работа по экспозиции “Солдаты Афганистана”

3. Формы выставок и экспозиций.

2

1

 

1

 

 

 

Музейные фонды 1. Понятие фонда музея.

2.Комплектование музейного собрания

1

1

1.Разработка инструкций по учету и хранению музейных ценностей.

2.Изучение, систематизация и описание музейных предметов.

3. Составление актов и этикетажа.

1

 

 

1

 

 

2

Исследовательская работа музея. 1. Социологические исследования в музее. 3 1. Анкетирование учащихся школы по изучению вопроса о музейной деятельности.

2. Агитационный “поезд” в классных коллективах

1

 

 

 

2

Просветительская деятельность музея 1. Формы воздействия на посетителя и сотрудничество с ним. 2 1. Составление каталожных карточек.

2.Формирование музейной культуры посетителей.

2

2

Основы экскурсионной деятельности. 1. Методика подготовки и проведения экскурсий.

2. Типы музейных экскурсий.

2

1

1.Изучение методических разработок экскурсий.

2.Проведение экскурсий в музее.

1

 

2

Хранение фондов музея 1. Правила хранения музейных фондов. 2 1. Обработка экспонатов.

2. Сохранение бумажного архива музея.

2

2

Сотрудничество с социокультурными учреждениями города. 1. Социологический опрос (методики) 3 1. Проведение социологического опроса о деятельности

школьного музея.

2. Составление отчетов о деятельности музея

1

 

 

2

Литература:

  1. Актуальные вопросы фондовой работы музеев: Научная обработка музейных предметов: сб.науч.тр/ НИИ культуры – М, 1981 год.
  2. Мазный Н.В. Музейная выставка: история, проблемы, перспективы. – М.1997 год.
  3. Разгон А.М. Научное описание музейных предметов.- М. 1984 год

Презентация