Цель:
- познакомить учащихся с обитателями морей;
- создать условия для становления и развития творческого исследовательского мышления через вовлечение в учебно-исследовательскую деятельность;
- формировать морально-волевые качества и умения контролировать свое поведение в учебных ситуация.
Материалы и оборудование:
- мультимедийный проектор,
- учебник А.А. Вахрушева «Наша планета Земля»,
- рабочие тетради
Ход урока
I. Организационный момент.
Организация детей в группы осуществляется с помощью заранее приготовленных жетонов (желтых, синих, зеленых, красных), которые дети, входя в класс на занятия, вынимают из специально-приготовленной коробочки, что позволяет сделать группы совершенно естественным и веселым образом.
II. Актуализация знаний.
Учитель: что преобладает на поверхности Земли: суша или океан?
Чем жизнь в воде отличается от жизни на суше?
Какие водоемы ты знаешь?
Молодцы!
III. Открытие новых знаний
1.Учитель: Отгадайте загадку
Кругом вода,
а с питьем беда
Кто знает,
где это бывает? (море)
Дети предполагают свои варианты ответов.
Учитель: Правильно, это море. (Презентация, слайд 1)
- А почему с питьем беда?
Ученики: В море вода соленая и совсем не пригодная для питья.
2. Учитель: у вас на столах лежат картинки: морской лев, кораллы, рыба, мел, рачки, медузы, крабы, морская звезда.
Найдите лишнее слово. Почему?
Ученики: мел.
Учитель: у нас возникла проблема, давайте поставим знак?
Ученики высказывают свои гипотезы.
Учитель: может кто-то догадался, о чем мы будем говорить на уроке?
Назовите тему урока.
Ученики: мы будем говорить о морских животных. (2 слайд)
Учитель: давайте обозначим проблему. Мел?
3. Откройте учебник на с. 32. Прочитайте статью и найдите ответ.
4. Работа в группах. (Каждая группа обсуждает ответ)
Выступление групп.
Учитель: что нового узнали из этой статьи?
Выберите группу и задайте вопрос, что нового узнала группа.
Ученики:
- как называются водные растения?
- что такое планктон?
- как получается известняк?
- какая взаимосвязь между морскими обитателями и мелом?
Учитель: давайте сделаем вывод.
Планктон – это … (Каждая группа записывает ответ).
Мел – морские обитатели? … (группа записывает ответ).
Взаимопроверка ответов групп.
5. Физкультминутка. Игр «Море».
Море волнуется раз,
Море волнуется два,
Море волнуется три,
Морская фигура займи.
6. Работа с учебником.
Выполните задания 1 и 2 на стр. 32 – 33.
Проверка.
IV. Самостоятельная работа.
Учитель выдает каждой группе карточку с заданием:
Прочитайте текст. Подчеркните самое интересное. Расскажите одноклассникам.
- Морская звезда
- Кораллы
- Морской лев
- Краб.
Дополнительный материал:
Морская звезда.
Морские звезды населяют все моря земного шара. Качество воды влияет на распространения морских звезд. Следует, уточнить чистая вода является продуктом деятельности кораллового рифа. Строение тела морской звезды имеет центральный диск, пять гибких лучей, вздутых у основания и заостренных концам. В толстом слое покровной ткани заключены известковые пластинки сетчатой структуру – это скелет морской звезды. Морские звезды преобладают средством защиты. Подвергшиеся нападению или раненные, они добровольно себя калечат. Поврежденный луч обламывается. Некоторые морские звезды травоядные и питаются водорослями. Другие питаются отбросами: разного рода органическими остатками. С помощью лучей и соседних подионов морские звезды не без усилии доставляют добыче ко рту. Морские звезды могут стать жертвами других звезд.
Кораллы.
Кораллы – это примитивные организмы, состоящие из известкового скелета. Одиночные формы встречаются во всех морях и на разной глубине. В настоящее время насчитывается 800 видов кораллов. Перемещаясь, они движутся крайне редко. Образ жизни кораллов подчинен решению двух задач: питанию и строительству своего скелета. Кораллы образуют колониальные формы. Для своего развития кораллам необходима исключительно чистая вода, с большим содержанием кислорода. Чтобы схватить добычу коралл разворачивает свои щупальца: его полипы расцвели. Питаются кораллы мелкой добычей: личинками ракообразных, икринками рыб, червей.
Морской лев.
Морской лев. Без всякого сомнения, является самым популярным среди морских млекопитающих. Это умное, удивительно способное животное. Населяет некоторые участки побережье северной части Тихого океана. Морские львы обожают сбиваться в стада. Наибольшая часть время морских львов посвящена отдыху. Благодаря очень гибкому телу морские львы могут принимать самые разнообразные позы во время отдыха.
Крабы.
Крабы – ракообразные. Все они жили в морях, со временем некоторые выбрались на берег, завоевали твердую сушу или солоноватую воду. Один из видов – манящие крабы, или крабы скрипачи, свое прозвище они получили из-за большой клешни в форме скрипки. Хрупкий и тонкий панцирь этих небольших крабов почти не встречаются в ископаемом состоянии. Хотя вполне вероятно, что существовали примерно 50 млн. лет назад, в морях на небольшой глубине. Манящие крабы живут колониями: они собираются десятками для рытья нор, но остаются изолированными друг от друга. Владельцы нор должны постоянно охранять свое жилище от сородичей готовых его выселить, что приводит к частым битвам. Большинство манящих крабов ведут дневной образ жизни: занимаются поиском пищи, роются в иле, дерутся.
V.Первичное закрепление
Выступление групп.
Каждый ученик произносит по одному предложению по очереди чтобы получился рассказ.
Группы задают друг другу вопросы.
VI.Рефлексия
Учитель: что нового узнали?
Каким способом?
Что еще нужно сделать?
Учащиеся отвечают на вопросы, предлагают домашнее задание.
VII. Домашнее задание.
Подготовить сообщения об обитателях Черного моря, моря Лаптевых, Балтийского моря.